Вгрызаясь в лед: Зимние трассы

Этот спорт придуман не в России, но побеждают в нем русские.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В марте 1938 года на стадионе «Динамо», в перерыве между двумя таймами матча по хоккею с мячом, советский мотогонщик Сергей Бучин выехал на зеркальный лед стадиона на мотоцикле. Скоростная езда по льду потрясла зрителей: до этого считалось, что двухколесная техника абсолютно беспомощна на скользкой трассе. Но ледовый спидвей придумали не в России. Об использовании шипов для езды по льду Бучину рассказал конькобежец Константин Кудрявцев, сам находившийся под впечатлением от заездов шведских, финских и норвежских мотоциклистов на конькобежных стадионах. Однако с тех пор и до наших дней победные кубки и призовые места в финишных протоколах международных чемпионатов по ледовому спидвею остаются за российскими спортсменами. Говорят, что спидвей — спорт для настоящих безумцев. Неудивительно, что фавориты в нем — русские.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По кругу

Слово спидвей означает скоростной кольцевой трек. Такая трасса представляет собой две прямые, соединенные полуокружностями. По спидвеям разной длины с разными покрытиями гоняются на любой технике — от сверхмощных болидов NASCAR до багги, квадроциклов и велосипедов BMX.

В мотогонках различают прежде всего гаревый и ледовый спидвей. Длина гаревых и ледовых треков составляет от 250 до 400 метров. Покрытие гаревого трека (dirt) — это грунт и песок. Ледовый спидвей проходит как на специально залитых стадионах, так и на замерзших озерах. Популярность ледового спидвея в России объяснима — зима у нас долгая, льда — сколько угодно. Впрочем, строительство гаревых трасс, в отличие от асфальтовых треков, тоже не требует крупных финансовых вложений и трудозатрат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В российском мотоспорте в понятие спидвей входят также гонки на длинных трассах (до 1300 метров), травяной спидвей и спидвей на мотоциклах с коляской. В последнем случае гоночный экипаж состоит из двух спортсменов: собственно пилота и колясочника, который, свешиваясь в повороте в ту или иную сторону, компенсирует собственным весом опрокидывающее действие центробежной силы. В Европе на мотоциклах для спидвея гоняются и по естественным лесным трассам по раллийным правилам.

Смысл спидвея в том, что в течение всей гонки пилот управляет мотоциклом на грани срыва в занос или собственно в скольжении. При этом скорость в поворотах достигает 70−80 км/ч, а на прямых — 200 км/ч! До сотни мотоцикл разгоняется за 3−5 секунд. Несколько гонщиков (чаще всего четверо) стартуют одновременно с одной линии. Традиционно мотоциклы движутся против часовой стрелки, всегда поворачивая налево. Помимо безупречно точного управления мотоциклом, возможного только при максимальной концентрации, от пилотов требуется умение предсказать траектории соперников, совершить обгон, втиснувшись в ограниченное пространство между другими райдерами, не спровоцировав при этом аварию. Заезд длится всего несколько минут. Турнирная таблица составляется таким образом, чтобы каждый гонщик померялся силами со всеми соперниками. Весь трек, а следовательно, и вся драматическая борьба на трассе, целиком находится в поле зрения зрителей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Волк в овечьей шкуре

В отличие от шоссейно-кольцевых мотогонок и мотокросса, где давно главенствуют высокотехнологичные японские мотоциклы, в спидвее большинство спортсменов выступают на чешских машинах марки Jawa («Ява»). Изначально этот вид спорта задумывался как честная борьба пилотов на одинаковых, предельно простых мотоциклах. Скромных технических возможностей чешской фирмы, так хорошо знакомой российским мотоциклистам, вполне достаточно для такой техники, а незаменимый многолетний опыт помогает держаться в лидерах. Мотоциклы сравнительно доступны: «боевой конь» стоит $6−8 тысяч.

Внешний вид мотоциклов для спидвея вызывает ассоциации с велосипедом. Минимализм связан с желанием максимально облегчить конструкцию: вес мотоцикла составляет 80 кг. Мотоциклы имеют треугольную раму, верхние трубы которой ведут прямо от втулки заднего колеса до рулевой колонки, как у велосипеда BMX. Низкая рама должна обеспечивать гонщику максимальную свободу движений, так как мотоцикл по большей части управляется перемещением веса наездника. С этим же связана и очень маленькая ширина рамы: мотоцикл кажется почти плоским. Кроме того, такая геометрия позволяет наклонять мотоцикл на больший угол — в ледовом спидвее гонщики в повороте практически ложатся на лед. Для короткой гонки не требуется большого запаса топлива, поэтому бак у мотоциклов для спидвея крохотный. Аэродинамические обтекатели по российским правилам запрещены, дабы уровнять шансы пилотов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Без тормозов

На мотоциклах для спидвея используются тонкие колеса внушительного размера: диаметр заднего обода составляет 23 дюйма против 17 дюймов у шоссейных мотоциклов. Диаметр переднего колеса не ограничивается — как правило, оно еще больше. Первые мотоциклы создавались для гаревых гонок по внедорожным канонам: чем больше диаметр колеса, тем меньше биение на неровностях. Шина не должна быть широкой — сцепление с трассой определяется не размером пятна контакта, а грунтозацепами и шипами. Чем легче переднее колесо, тем меньше выражен гироскопический эффект и тем легче поворачивается руль. В спидвее используются спицованные колеса. Спицы придают колесу дополнительные амортизирующие свойства, да и отремонтировать такое колесо намного проще, чем литое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ледовом спидвее главную роль играют шипы. Пионеры этого вида спорта использовали в качестве шипов обычные саморезы, которые вкручивали изнутри в шашечки гаревой шины в шахматном порядке. Шипы прошли долгую эволюцию — появление каждой новой конструкции сбрасывало пару секунд с круга. Современные шипы изготавливаются из твердых сплавов, имеют развитую опору (шляпки), затачиваются до остроты бритвы. По правилам, шипы выступают над поверхностью шины максимум на 28 мм. Шипами оснащается только левая сторона колеса — та, на которую приходится опора в повороте. Шипы справа не используются не только из соображений снижения веса. Они запрещены правилами в целях безопасности: ложась на лед в повороте, гонщик может задеть колесо мотоцикла соперника. Да и самому сопернику, если он попадет на вращающиеся шипы, — не поможет никакая защита (в спидвее используется обычная мотокроссовая экипировка). Толщина щитков, одеваемых под комбинезон для защиты спины, локтей, голеней, бедер, кистей рук, не должна быть меньше 8 мм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В спидвее обязательны развитые крылья — иначе фонтаны гари или льда из-под колес соперников в мгновение ока лишат пилота способности видеть трассу. На очки гонщика наклеиваются несколько слоев прозрачной пленки. Как только очередной слой покрывается грязью, райдер отрывает его.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но главная особенность мотоциклов для спидвея состоит в том, что они не оснащаются тормозами. Остановка вращения колес на столь скользкой трассе может привести только к падению. Притормаживать пилот может... левой ногой, при помощи прикрепленного к мотоботу (так называют мотоциклетный ботинок) тормоза.

По схожим причинам у мотоциклов нет и коробки передач: резкая смена крутящего момента, спровоцированная переходом на другую ступень или выжимом сцепления, может нарушить контакт с трассой. В редких случаях мотоциклы для длинных треков оснащаются слабеньким передним тормозом и двухступенчатой коробкой передач. Основное требование к двигателю мотоцикла для спидвея — эластичность. Изменение оборотов в широком диапазоне (коробки-то нет!) не должно сопровождаться скачками крутящего момента, иначе пилот потеряет контроль над машиной. Поэтому в спидвее всегда использовались четырехтактные низкофорсированные двигатели большого объема. Типичные характеристики такого мотора — рабочий объем 500 см³, мощность — 50−70 л.с. В качестве топлива в спидвее используется не бензин, а метанол.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Благородный риск

Иногда говорят, что спидвей — самый безопасный вид мотоспорта. Конечно, это не так. На гаревых и особенно ледовых трассах разыгралось немало трагедий. В Америке, на родине стадионных гонок, ледовый спидвей не развит. Формально он не запрещен, однако длина шипов строго ограничена. Шипы, лишь слегка выступающие над протектором, используются в США на гаревых треках, но они совершенно непригодны для льда. Американцы, известные любители зрелищ, отступают перед опасностью ледового спидвея, оставляя бесстрашным российским гонщикам привилегию бороться за титулы в этом удивительном виде мотоспорта. Так что российская школа ледового спидвея на сегодняшний день остается одной из сильнейших в мире.