От традиционной детской игрушки до современного экстремального спорта — один шаг.

Легенда гласит, что в самом начале ХХ века один предприимчивый немец оказался в Бирме. Он поселился в глухой деревне у бедного крестьянина. Крестьянин был настолько бедным, что не имел денег даже на обувь для своей дочери по имени Пого. Для того чтобы девочка могла ходить в церковь, отец сделал ей гибкую трость с поперечиной для ног. Девочка так натренировалась прыгать, стоя на гибкой трости, что могла перепрыгивать через лужи и острые камни. Отсюда и появилось название «пого-стик», или «трость Пого». Когда немец вернулся на родину, он сделал игрушку, действовавшую по тому же принципу, только ее основным рабочим элементом стала пружина.

Первые современные «пого» начала производить в немецком городке Шпринге (кстати, springen по‑немецки означает «прыгать») компания Pohlmann und Goppel. Если же говорить честно, то название игрушки PoGo образовано от имен основателей этой фирмы.

Гениально просто

Очень скоро популярность «пого-стик» распространилась далеко за пределы Германии. Во время транспортировки этих игрушек по морю в США дерево коробилось, а металлические детали ржавели. Поэтому в 1919 году американец Джордж Хансбург придумал и запатентовал металлическую версию «пого» с закрытой пружиной. Вскоре он открыл собственную фабрику SBI по производству игрушек и детской мебели. Как ни странно, большая часть оригинальных «пого» производится на той же самой фабрике и поныне. Пик популярности «пого» пришелся на 20-е годы прошлого века. В то время в США на «пого» скакали все, кому не лень, от 8 до 80 лет. Повсеместно проходили соревнования: кто выше прыгнет, кто перепрыгнет больше бочек, кто пропрыгает дольше или дальше. Дело дошло до того, что перед скачками на ипподроме выступали группы поддержки из красавиц, которые прыгали на «пого», держась за руки.

Классический «пого» устроен очень просто. «Не так много можно изменить в конструкции ‘пого', — рассказывает менеджер фабрики SBI Брюс Тэрк. — Мы покрывали корпус хромом, делали пластиковые крышки с мультяшными героями, даже добавляли шагомер, но это мало влияло на продажи. Кроме того, нам всегда приходилось экономить из-за того, что американцы привыкли платить за ‘пого' $19,99. ‘Пого-стик' - это классическая игрушка, не чета современным однодневкам. Когда родители видят ‘пого', они понимают, что это такое, и доверяют нам. Наша фабрика ежегодно выпускает около 100 000 аутентичных ‘пого'".

Тянуть, а не сжимать

В 2001 году профессиональный скейтбордер Энди Макдоналд, владелец фабрики SBI Ирвин Аргинский и физик-изобретатель Брюс Мидлтон объединили усилия для создания принципиально новой версии «пого». Спустя три года, в сентябре 2004-го, после многочисленных испытаний, потратив $2 млн., они представили спортивный снаряд, который получил новый внешний вид, новое содержание и новое имя — «флайбар», то есть «летающая планка».

Принципиальное изменение коснулось главного рабочего элемента. Принцип использования эластичных свойств материалов остался прежним, но пружину, которая рано или поздно «устает» или ломается, заменили резиной. В отличие от пружины, резиновые элементы нужно растягивать, а не сжимать.

«Я работал над тем, как использовать энергию торможения в велосипеде для движения, — рассказывает Брюс Мидлтон. — Пружины оказались тяжелыми и ненадежными, я попробовал резину, она сохраняла в 10−20 раз больше энергии, чем пружина того же веса. В конечном счете резиновый аккумулятор оказался тяжелым и слишком большим по размерам. Позднее я стал искать применение этой идеи в других устройствах и наткнулся на ‘пого'. Разобрал деревянную кровать и быстро сделал прототип с толстыми резиновыми жгутами. Позднее отдал видеозапись прыжков акробата на этом прототипе в цирк ‘Дю Солей' и фирме SBI».

Маленьким и взрослым, худеньким и толстым

Работа «флайбар» по принципу действия напоминает работу батута. Главное — не только высота полета, но еще и ощущения при выталкивании, полете и, конечно, при приземлении. Внутри корпуса с ручками и опорами для ног находится поршень (костыль), который приводит в движение толкатель с резиновыми эластичными элементами. Когда человек давит на ручки и педали, корпус «флайбара» опускается вдоль поршня и эластичные элементы растягиваются. На каком-то этапе корпус останавливается и резинки начинают сжиматься, выталкивая корпус и человека вверх. Потом человек приземляется и снова растягивает резинки. Цикл повторяется. Прелесть устройства в том, что оно легко и точно регулируется в зависимости от веса и сил человека. Под кожухом расположено 12 резиновых элементов-жгутов, которые могут быть активированы или деактивированы. На каждые 8 кг веса рекомендуется иметь по одному активированному элементу, то есть для человека весом 80 кг нужно подсоединить десять резиновых элементов, которые могут растягиваться в три раза относительно изначальной длины. Вся конструкция «флайбар» модульная, поэтому его очень просто ремонтировать и легко модернизировать. Модель Flybar 1200 предназначена для людей не тяжелее 115 кг, а Flybar 800 — для тех, кто весит не более 80 кг. При этом «старшая» модель весит 9 кг, а «младшая» — почти 6 кг.

Для создателей «флайбар» функциональность всегда была важнее красоты, но внешнему виду тоже уделили внимание: алюминиевый корпус элегантен, а дизайн ручек навеян велосипедной темой. Высота полета зависит от веса человека, силы его ног, количества задействованных элементов и длины хода поршня (до 45 см): чем длиннее ход, тем выше полет. На классическом «пого» человек подпрыгивает на 10−20 см. А на «флайбар» даже неподготовленные люди способны оторваться от земли на высоту от полуметра до метра. Тренированные же могут взлетать на полтора метра и даже выше. В настоящее время рекорд составляет 2,4 м.

«Флайбар» не сотовый телефон, он не слушается голоса, каждому человеку приходится набирать свой собственный прыжковый опыт. Прелесть в том, что «флайбаром» легко управлять и его поведение предсказуемо, ведь в нем нет никаких источников энергии, все зависит исключительно от самого человека. Обучение прыжкам происходит интуитивно — начинающий «флайбарист» берется за ручки, становится на педали и начинает прыгать, стараясь удерживать равновесие. На «флайбар» можно делать разные трюки: прыжки без рук (no-hander), с одной поднятой ногой (onefoot), скольжение по перилам на подставке для ног (peg-grind), полеты с вращением аппарата вокруг собственной оси (barspin) и даже сальто. Так же как и на скейтборде, велосипеде и батуте, нужно быть осторожным. Прыгать на «флайбар» рекомендуется на ровном и чистом асфальте, подальше от машин, пешеходов и деревьев. Авторы проекта не считают, что «флайбар» вот-вот станет новым олимпийским видом спорта, но уверены, что он найдет своих героев, которые будут получать удовольствие под девизом Enjoy the View!, что можно вольно перевести на русский язык как «Насладись видом (сверху)!»

Над землей и под водой

По мотивам простого и доступного «пого» придумано немало уникальных устройств, созданных для демонстрации сложной технической концепции или просто как технологический кич. В «Погоматик» (Pogomatic) пружина заменена на пневмоцилиндр, который позволяет прыгать с минимальными усилиями, хоть и невысоко. За этим изобретением стоит ни много ни мало Калифорнийский университет в Беркли. «Погоматик», наглядно демонстрирующий возможности совместной работы человека и машины по удержанию равновесия, — это первый шаг к созданию экзоскелета, способного передвигаться бегом. Для этого на каждой ноге будущего киборга разместят по пневмоцилиндру.

«Ихтиоптер» (Ichtyopter) — это подводный родственник «пого», созданный профессором океанографии Паркером Маккриди. Пилот «Ихтиоптера» на своем подводном снаряде, совмещенном с неким подобием дельфиньего хвоста, способен даже выпрыгнуть на поверхность воды.

«Боугоу» (BowGo) — детище фирмы Toy Robots Initiative — сделан на базе искусственной ноги, разработанной в институте робототехники американского университета Карнеги-Меллон. Основной элемент «Боугоу» выполнен из композитного материала, который изгибается, как лук. Композитные материалы способны выдавать в пять раз больше энергии по сравнению с металлической пружиной. Большая контактная поверхность позволяет прыгать не только на асфальте, но даже на траве и песке.

В России встречается детский пружинный «пого-стик» азиатского происхождения под лирическим названием «Кузнечик». К сожалению, «флайбар» в нашей стране пока что замечен не был, хотя он постепенно распространяется по всему миру. Кто знает, может, когда-нибудь в далекой Бирме потомки сказочной девочки Пого будут радоваться полетам своих детей на «пого-стик» XXI века…

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2007).