Водные виды спорта могут быть куда более зрелищными, чем привычные автогонки.

Менее чем за 60 секунд двухместный снаряд, оснащенный 11-литровым «большим блоком», проходит трассу с 30 поворотами, разгоняясь до 120 км/ч за 2 секунды, местами превышая 200 км/ч и испытывая боковые ускорения более 8g. «Ни один гоночный автомобиль в мире на такое не способен», — скажете вы, и будете правы. Речь идет о скоростной лодке, выступающей в международной серии Jetsprinting. С автомобилем ее роднит разве что «большой блок». Гораздо больше общих черт у лодки с реактивным истребителем: колоссальная энерговооруженность (до 2 л.с. на 1 кг), постоянная реактивная тяга водомета, управление за счет поворотного сопла и, как следствие, способность резко менять направление движения. Ежеминутно на глазах у зрителей совершается драматичный поединок. Тысячные доли секунды определяют, кого из претендентов ждет подиум, а кого — «мгновенная смерть»: так называется турнирная схема, применяемая в джетспринтинге, согласно которой проиграть можно лишь один раз.

Из реки на стадион

Как и сам водомет, джетспринтинг был изобретен в Новой Зеландии и поначалу считался любительским семейным развлечением. Но даже в далеком 1981 году соревнования проводились с размахом: перед гонками тяжелые экскаваторы перемещали сотни тонн породы, чтобы сформировать узкие каналы трассы на широком участке реки. После окончания заездов трасса разбиралась и река возвращалась в первоначальное состояние. Все эти старания преследовали единственную цель — каждый зритель должен был видеть всю трассу целиком. Зрелищность в джетспринтинге всегда стояла на первом месте.

Уникальные реки Новой Зеландии, мелкие и вместе с тем очень широкие, как нельзя лучше подходили для гонок на водометных катерах. По мере того как джетспринтинг завоевывал новые страны, соревнования переходили с естественных рек на специально спроектированные и построенные стадионные трассы. В 1987 году первый специальный трек был построен в Австралии, и вскоре джетспринтинг стал популярен на всем континенте. Пятью годами позже гонки пришли в Америку, и спорт окончательно изменился. Прежние семейные покатушки с секундомером превратились в массовое зрелище с профессиональными пилотами, высокотехнологичными болидами, многотысячными толпами зрителей и регулярными телетрансляциями.

Несмотря на это, общие правила джетспринтинга практически не менялись в течение более чем двадцати лет. Типичная трасса представляет собой сеть каналов размером с футбольное поле. Ширина каналов составляет от 5 до 8 метров, а глубина не превышает одного метра — этого вполне достаточно для водометных лодок. Каждый экипаж в составе пилота и штурмана проходит маршрут, совершая 25−30 поворотов в строго определенном порядке. Заезды производятся строго по одному (под хронометраж) и длятся не более одной минуты, что очень удобно для планирования телетрансляций. В каждом классе выступает 16 команд. После трех квалификационных заездов команды разбиваются на турнирные пары и соревнуются по системе «мгновенная смерть» — экипаж, проигравший один заезд, выбывает из борьбы.

Американская мощь

Все серийные агрегаты в джетспринтинге подвергаются серьезной доработке. Специфика лодочных гонок позволяет конструкторам форсировать моторы до предела, так как их практически не интересует эластичность: на протяжении всей гонки двигатель постоянно работает на оборотах максимальной мощности — от 6000 до 6500 оборотов в минуту.

Исполинские 11-литровые «большие блоки» и скромные по‑американским меркам 6,7-литровые V8 сражаются на равных. Дело в том, что масса огромных двигателей негативно сказывается на управляемости в поворотах. Кроме того, лишний вес нейтрализует преимущества большой мощности при разгоне. На извилистых трассах лучшие результаты показывают лодки с лучшим соотношением мощности и массы. Недаром в последние годы самым популярным мотором стал австралийский алюминиевый «малый блок» объемом «всего» 8,2 л, который при весе 140 кг развивает 900 л.с.

В начале 1980-х лодки с водометом не отличались быстротой. Со временем джетспринтинг стал одним из самых динамичных видов спорта. По количеству мер безопасности современная гоночная лодка напоминает раллийный автомобиль класса WRC. В алюминиевый корпус интегрирован хром-молибденовый каркас безопасности. Пилот удерживается пяти- или шеститочечными ремнями безопасности. Лодка в обязательном порядке оснащается автоматической системой пожаротушения, выключателем массы и клапаном, мгновенно прекращающим подачу топлива к мотору. Разумеется, пилоты и штурманы обязаны надевать огнеупорные гоночные комбинезоны и шлемы.

Спорт для смелых

На полной скорости корпус глиссирующего судна почти полностью выходит из воды. Именно в таком положении лодка управляется лучше всего. При погружении в воду на малой скорости управляемость резко ухудшается. Задача пилота — максимально быстро проходить повороты, чтобы поддерживать глиссирование. Постоянный управляемый вектор тяги, как у реактивного самолета, позволяет менять направление на любой скорости. Движение по узкой извилистой трассе на пределе возможностей с космическими перегрузками 8g требует от пилота необычайной смелости и самообладания, не говоря о богатырском здоровье.

Но особенно тяжело в условиях гонки приходится штурману. Доверяя свою жизнь пилоту, он должен указывать ему направление движения перед каждым поворотом, точно следуя заданному маршруту. Штурман подает пилоту сигналы жестами. В особенно трудных местах трассы с частыми поворотами экипажу приходится понимать друг друга по движениям пальцев — на большее просто не хватает времени. Если пилот пропустит поворот, заезд будет проигран. Взаимопонимание членов экипажа должно быть безупречным, чтобы скорость движения ограничивалась возможностями лодки, а не ритмом команд штурмана.

Несмотря на невероятные скорости, высокие технологии и жесточайшую конкуренцию, джетспринтинг не превратился в мир больших корпораций и многомиллионных спонсорских бюджетов. В джетспринтинге нет профессиональных пилотов: гонщики не живут за счет команды, а зачастую сами ее спонсируют. Большинство компонентов гоночной лодки представляют собой модернизированные серийные агрегаты, которые можно свободно приобрести. Как ни странно, одно из лучших зрелищ в мире гонок осталось открытым видом спорта и сохранило накал истинной спортивной борьбы. Возможно, именно поэтому джетспринтинг столь зрелищен.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2007).