Повесив в редакции мишень и получив в подарок дротики, мы приобщились к благородному виду спорта с его легендами, чемпионами, передовыми технологиями и высокой модой.

В правилах Британской организации дартса (BDO) есть пункт: «Игрокам не разрешается носить джинсы, рубашки из джинсовой ткани или вельвета и прочие предметы джинсового стиля». Так англичане подчеркивают, что дартс — это не просто любимое развлечение американских байкеров, австралийских дальнобойщиков и индийских бизнесменов (дартс любят во всем мире), а древняя английская традиция и серьезный вид спорта.

В начале XX века в дартс в том или ином виде играли во всех уголках Англии. А вскоре спонсорская поддержка производителей пива дала возможность организовывать национальные чемпионаты. В первенство 1939 года было вовлечено 280 000 участников. Во время Второй мировой войны дартс входил в стандартный спортивный набор британских солдат. Американские офицеры привозили дротики в штаты как сувениры, благодаря чему дартс вскоре стал популярен в Новом Свете. Сегодня дартс представляет собой профессиональный вид спорта, чемпионаты по которому транслируются по телевидению, а лучшие спортсмены известны во всем мире. Показательные выступления по дартсу были включены в Олимпиаду 2000 года в Сиднее. При этом дартс остается игрой, доступной любому новичку.

Бычий глаз

Древние лучники использовали в качестве мишени поперечный срез большого дерева. Со временем дерево рассыхалось и трещины сами собой образовывали сектора. Современные турнирные мишени делают вовсе не из дерева, а из натуральных волокон, например сизаля. Сизаль получают из листьев агавы. Грубые волокна высушивают, спрессовывают под большим давлением и стягивают обручем. При попадании игла дротика раздвигает волокна и входит в мишень, а когда дротик вынимают, отверстие быстро затягивается. Вместо сизаля может использоваться свиная щетина. Хорошие мишени могут служить более пяти лет, полностью сохраняя правильную форму. Простые и дешевые мишени из спрессованной бумаги рекомендуются начинающим игрокам.

Современные мишени делятся на 20 секторов. Сектора и кольца разделяются металлической проволокой, которая исключает спорные попадания в границу. Иногда проволока имеет треугольное сечение — она практически не оставляет дротику шансов отскочить при попадании в границу. Цифры, обозначающие ценность секторов, также принято делать из проволоки.

Раньше сектора располагались на мишени по часовой стрелке. Новички старались попадать в левый верхний сектор мишени, который гарантированно приносил много очков.

В 1986 году Брайан Гэмлин разработал разметку мишени, в которой сектора располагаются не по порядку. Теперь, целясь в большие цифры, игрок всегда имеет шанс попасть в маленькие.

В некоторых провинциях Англии до сих пор используют традиционные мишени, которые были характерны для этих мест в Средние века. Например, в Йоркшире и Ланкашире у мишеней нет кольца утроений, а Bullseye не делится на центр (50) и кольцо (25).

Существуют электронные мишени для дартса. Они представляют собой диск с множеством небольших отверстий с воронками, в которые входит дротик. Дротики для электронной игры отличаются от обычных мягкой незаостренной иглой из пластика, которая не способна нанести повреждения пластмассовой мишени. Преимущество «мягкого дартса» очевидно: электронная мишень знает много разных игр и сама ведет счет. Однако рекомендуемый вес «мягкого дротика» составляет всего 18 граммов (для профессионального дартса это очень мало), в противном случае можно сломать пластиковую иглу или даже повредить дорогую мишень. Кроме того, играя в электронный дартс, невозможно достичь профессиональной кучности бросков — не позволяет расстояние между отверстиями мишени.

Рик Осгуд, хозяин магазина принадлежностей для дартса, рассказывает: «Один из моих клиентов искренне удивлялся, как магазину удается держаться на плаву, продавая запчасти для дротиков: его дротики не изнашивались годами. Я не нашел вежливого способа объяснить ему, что долговечность его дротиков объясняется неспособностью бросать их кучно». Кучность бросков, способность отправить три дротика подряд в утроение 20 — вот что отличает профессионала от новичка и заставляет производителей придумывать разнообразные способы защитить дротики от повреждений при столкновениях.

Игра в убийцу

Пожалуй, мишень и дротики позволяют играть в не меньшее количество игр, чем колода карт. Самая распространенная игра — «501». Каждому игроку изначально начисляется по 501 очку. Поочередно игроки совершают по три броска подряд, списывая очки. Самое интересное, что для победы игрок должен прийти точно в ноль, при переборе последний подход не засчитывается. Закончить игру можно только попаданием в удвоение. Например, если до окончания игры остается 20 очков, игрок должен попасть в удвоение 10. Один розыгрыш 501 очка называется «лег».

Строгие правила составляют интригу игры, в которой у отстающего игрока всегда остается шанс догнать удачливого соперника. Ближе к концу игра приобретает стратегический характер. Чтобы прийти в ноль, нужно рассчитывать очки на несколько бросков вперед, а при промахе заново пересматривать план. Один из двух самых титулованных игроков Джон Лоу в 1984 году получил самый большой приз в истории дартс, 102 000 фунтов, за то, что завершил лег всего за девять ходов. Второй легендарный спортсмен, Эрик Бристоу, разработал математическую таблицу ходов, описывающую кратчайший путь к завершению лега начиная с любого количества очков.

Игра «Циферблат» (Round the clock) предлагает спортсменам отличную тренировку меткости. Игроки поражают сектор за сектором по порядку номеров. При попадании в неправильный сектор игрок отходит назад. Попадание в удвоение или утроение продвигает игрока на два или три сектора вперед соответственно. После прохождения круга игра завершается броском в Bullseye.

В игре «Убийца» за игроком закрепляется его собственный сектор. Как правило, он выбирается «случайно», броском левой рукой (для правшей, конечно). Попадая в свой сектор, игрок набирает себе определенное количество жизней (4−6), после чего начинает поражать сектора противников с целью израсходовать все их жизни.

Господа присяжные

Сегодня, наблюдая за телевизионными трансляциями мировых первенств по дартсу, трудно усомниться в том, что результат в этом виде спорта зависит исключительно от мастерства, концентрации и тактики спортсменов. Однако такая уверенность существовала не всегда. В начале XX века в Англии действовал строгий закон, запрещающий делать ставки на азартные игры (в которых результат зависит от удачи) в местах, где посетителям предлагают алкогольные напитки. Некому Джиму Гарсайду, сделавшему ставку на дартс в таверне Адельфи, пришлось отвечать перед судом. Чтобы доказать суду, что дартс — это не азартная игра, а спорт, где результат зависит именно от уровня мастерства спортсмена, Гарсайд пригласил в качестве свидетеля местного чемпиона Уильяма Энакина. Энакин по прозвищу Bigfoot без промаха попадал в каждый сектор мишени, который называли судьи. Жрецам правосудия ничего не оставалось, как оправдать Джима Гарсайда и признать дартс спортом.

Благодарим компанию Harrows и «Дом английского спорта» за помощь в подготовке материала.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2007).