В Санкт-Петербург заглянула знаменитая воздушная гонка Red Bull Air Race. Увы, феерическое шоу в период белых ночей не состоялось…

Когда в 2003 году я увидел фрагменты одного из первых шоу Red Bull Air Race на видео, я подумал, что это, пожалуй, самое безумное зрелище на планете. Сумасшедшие скорости свыше 400 км/ч, бреющие полеты на устрашающе малой высоте, невероятные пилотажные трюки и секундомер в роли самого беспристрастного судьи — эти ингредиенты составляют взрывоопасный адреналиновый коктейль и для зрителей, и для участников воздушных гонок. Мечту увидеть воздушные гонки своими глазами я тогда без колебаний записал в несбыточные. Однако этой весной все изменилось. Кадры из подобного видео можно было наблюдать по российским телеканалам, а рекламные щиты, газеты и новостные сайты наперебой кричали: 4-й этап мирового турне Red Bull Air Race World Series пройдет в Санкт-Петербурге!

05 июня 2006. Air Race выезжает в Россию!

Придумать безумное сочетание пилотажа и гонок мог только действительно уникальный человек, такой, как летчик-испытатель Петер Бешеный. Мировой иконе высшего пилотажа довелось побывать не только в кокпите аэроплана, но и за рулем болида Формулы-1. И когда Петер захотел сделать воздушную акробатику более зрелищной, он уже знал, что нужно добавить к пилотажу: секундомер! Совместно с компанией Red Bull, которая не могла не поддержать столь многообещающее спортивное начинание, Петер разработал основную концепцию воздушных гонок.

Первая воздушная гонка, состоявшаяся в 2003 году в австрийском Цельтвеге с участием шести пилотов, сразу же собрала несколько сотен тысяч зрителей. Следующие гонки в Будапеште посетили уже 1,3 миллиона человек. 2005 год ознаменовался первым мировым турне Red Bull Air Race World Series. В состязаниях, облетевших весь земной шар, участвовало 10 пилотов. Самое масштабное турне 2006 года стартовало 18 марта в Абу-Даби. 27 мая завершился третий этап чемпионата в Берлине. Команда, самолеты, 140 тонн оборудования, чемпион всех прошлых лет Майк Манголд и десять его соперников отправились в северную столицу России — Санкт-Петербург.

13 июня 2006. Пилоты прибывают в Питер

В традиционных соревнованиях по аэробатике в целях безопасности зрителей нижняя граница высоты составляет 100 м. Гонщики Red Bull Air Race совершают резкие маневры всего в 10 м над землей: в Red Bull Air Race гарантией безопасности считается строжайший отбор гонщиков.

Людей, способных чисто физически выдержать воздушную гонку, очень мало. Для успешного прохождения трассы скорость самолета не должна опускаться ниже 200 км/ч даже в самых крутых виражах. Когда самолет на полном ходу почти мгновенно меняет направление движения, на пилота действуют перегрузки вплоть до немыслимых 11g. Большинство «простых смертных» уже при 5g, скорее всего, потеряют сознание из-за оттока крови от головы, а в худшем случае получат «перегрузочную сыпь» (так называют следы от лопнувших кровеносных сосудов на лице) или даже отслоение сетчатки глаза. Чтобы выдерживать перегрузки, даже абсолютно здоровым сильным людям требуются постоянные тренировки, а также владение особыми навыками «удержания» крови в голове. Американец Кирби Чамблисс, по словам коллег, «по части перегрузок просто зверь», налетал больше 1000 часов вниз головой. Однако даже ему после перерыва в две недели приходится вновь восстанавливать форму.

Как ни странно, для пилотов участие в Red Bull Air Race — скорее рутинная работа, нежели инъекция адреналина. Даже такие энтузиасты, как Петер Бешеный, в воздухе сохраняют хладнокровие. Каждый пилот достиг чемпионских вершин в классической аэробатике, и захватывающие маневры воздушных гонок для них скорее слегка необычны, чем сложны. Однако с некоторыми моментами гонщики сталкиваются впервые. В обычных пилотажных состязаниях судьи оценивают чистоту маневра, при этом скорость для них не так уж важна. В Red Bull Air Race главный судья — беспристрастный секундомер. Попав в воздушные гонки, мастера пилотажа впервые начинают бороться за каждую лошадиную силу двигателя, постоянно совершенствуя свой самолет. «Воздушные болиды» отличаются от своих пилотажных собратьев повышенной прочностью: изящные машинки массой менее 600 кг способны выдерживать перегрузки свыше 15g. Максимальная скорость крена составляет 420 градусов в секунду, или 70 оборотов в минуту: при таком вращении пилот практически не различает линию горизонта. Мощность двигателя «малюток» превосходит 350 л.с.

14 июня 2006. Трасса готова

В самом центре Санкт-Петербурга, на водном пространстве могучей Невы, ограниченном тремя мостами — Троицким, Биржевым и Дворцовым, — почти возведена гоночная трасса. Этому месту не откажешь в шарме: символы Российской Империи, Эрмитаж и Петропавловская крепость, как будто снисходительно наблюдают за суетой надувных лодок, гидроциклов, барж, развозящих по своим местам понтоны, которые скоро станут основаниями ворот.

Оборудованием, необходимым для проведения Red Bull Air Race, можно заполнить четыре самолета Boeing 747: гоночные самолеты, судейская башня, электростанции, медиа-центр, ангары, воздушные ворота, оборудование для видеозаписи и телетрансляции.

Самая интересная технология в Red Bull Air Race — надувные пилоны. При разработке к ним изначально предъявлялись противоречивые требования: пилон должен быть устойчивым к порывам ветра любой силы, в том числе создаваемым самими самолетами, и в то же время должен легко рваться при столкновении. Пилоны изготовлены из сверхлегкого нейлона плотностью всего 60 г/м2. Конусовидный пилон сохраняет устойчивость при скорости ветра до 50 м/с (первые пилоны имели форму цилиндра и были менее устойчивы). Внутри пилона постоянно поддерживается повышенное давление, поэтому при разрыве он лопается с громким хлопком. Когда Петер Бешеный, лично проводивший испытания пилонов, первый раз спровоцировал столкновение с воротами, он посчитал, что на самолете взорвался двигатель. На установленном месте пилон удерживают 12 опор, каждая из которых способна выдержать нагрузку в 1200 кг. При повреждении пилона группа техников заменяет его на новый в течение трех минут.

Воздушные гонки над водой считаются особенно опасными, так как пилотам сложнее оценивать высоту. Питерская гонка имеет еще одну особенность: ее старт назначен на вечер. Это стало возможным благодаря уникальному природному явлению — знаменитым белым ночам.

15 июня 2006. Воздушная гонка отменена

«За один день до первых тренировочных полетов над Невой в Санкт-Петербурге Департаментом безопасности Red Bull Air Race было принято решение об отмене гонки. Из-за задержки в получении официального разрешения в самый последний момент стало невозможным гарантировать неизменно высокие стандарты безопасности и качества проведения воздушной гонки». К цитате с официального сайта Red Bull Air Race добавить, в общем-то, нечего. Может быть, в другой раз. Может быть, в другой жизни…

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2006).