Называемые в шутку «половинкой автомобиля», люкс-туреры по оснащению могут превзойти и целое авто.

Шестицилиндровый оппозитный двигатель, вентилируемые дисковые тормоза всех колес с антиблокировочной системой, навигационная система с поддержкой голосовых команд, музыкальный центр с чейнджером на шесть компакт-дисков, отдельным четырехканальным усилителем мощностью 80 Вт на канал и автоматической регулировкой громкости в зависимости от скорости движения, кожаные сидения с подогревом, круиз-контроль, ключ зажигания с микрочипом, подушка безопасности… Думаете, это перечень опций представительского седана? Нет. Все это оборудование устанавливается на серийный мотоцикл Honda Gold Wing.

Люкс-туреры — это немногочисленный элитный класс мотоциклов. Модели этих «мотолимузинов», выпущенные за последние 30 лет, можно пересчитать по пальцам. От своих более скромных мотоциклетных собратьев они отличаются благородным происхождением. В то время как спортивно-туристические мотоциклы (располневшие спортбайки) суетятся в борьбе за презренные минуты на пути из города в город, а огромные комфортабельные круизеры стараются ошарашить прохожих грозным рыком выхлопа (они же потомки великого Харлея!), люкс-туреры во всем подражают… автомобилям, причем отнюдь не дешевым. Недаром их в шутку называют «половинками автомобиля» или автоциклами.

Крылатый марш

Ни в одном классе мотоциклов нет столь яркой звезды, как Honda Gold Wing среди люкс-туреров. История «Крыла» началась с концептбайка М1, продемонстрированного публике в 1972 году. «Король мотоциклов» был оснащен революционным 6-цилиндровым двигателем объемом 1470 см³. Оппозитная схема мотора позволила разместить его таким образом, чтобы центр тяжести мотоцикла оказался максимально низко, обеспечив тем самым отменную управляемость, свойственную всем моделям Gold Wing. Правда, в серийные мотоциклы 6-цилиндровый мотор не попал — конструкторы решили ограничиться четырьмя цилиндрами.

На GL1000 Honda впервые поставила вместо цепи карданный вал, способный выдержать практически любые нагрузки. В 1975 году GL1000 щеголял дисковыми тормозами на всех колесах, электростартером (с аварийным ножным про запас), замком зажигания с блокировкой руля и вместительным 19-литровым бензобаком под сиденьем. Машина весом 265 кг, оснащенная 5-ступенчатой коробкой передач (пятая передача — повышенная), великолепно проявила себя в дальних поездках. Тем не менее по продажам первый Gold Wing провалился.

Прежде чем решиться на серьезную модернизацию модели, руководству Honda пришлось исколесить всю Америку, собирая пожелания местных байкеров. Gold Wing 1980 года стал первым настоящим люкс-турером. Мотоцикл получил развитое пластиковое оформление, большое ветровое стекло, сиденье пассажира со спинкой, огромные багажные кофры со съемными внутренними кофрами. В последующих модификациях (GL1200) объем двигателя увеличился до 1182 см³, появился впрыск топлива, мотоцикл обзавелся пневматической задней подвеской, системой регулировки давления в шинах. Кресло пассажира было дополнено подлокотниками, появилась высококачественная аудиосистема и даже внутренняя связь водителя и пассажира (интерком). Масса мотоцикла превысила 310 кг.

С коммерческой точки зрения GL1200 был очень успешен. Но настоящей бомбой стал абсолютно новый Gold Wing 1988 года. Справедливость восторжествовала, и мотоцикл наконец стал 6-цилиндровым. 100-сильный оппозит рабочим объемом 1520 см³ выдавал 150 Нм крутящего момента. Мотоцикл оснащался всеми опциями, которые только смогли придумать конструкторы, в том числе воздушным компрессором, электродвигателем заднего хода (в качестве которого выступал стартер, крутивший вал в обратную сторону — без этого припарковать столь массивную машину было бы невозможно), регулируемым по высоте ветровым стеклом. Мотоцикл был огромен, его масса могла превышать 370 кг.

Honda Gold Wing GL1500 стал самым известным, самым легендарным и самым любимым люкс-турером, визитной карточкой класса. Мотоциклы этого поколения выпускались до 2001 года, большинство их владельцев счастливы ездить на них и сегодня.

Их так мало осталось

Следует признать, что у Honda Gold Wing были весьма сильные конкуренты. Пожалуй, самый известный из них — это Kawasaki Voyager XII. Voyager впервые был выпущен в 1983 году, чтобы конкурировать с Honda GL-1200. На Kawa устанавливался продвинутый по тем временам мотоциклетный двигатель. Четырехцилиндровый мотор объемом 1196 см³ имел по 4 клапана на цилиндр и развивал внушительную мощность 97 л.с., обгоняя по этому параметру Honda. До 100 км/ч 317-килограммовый исполин разгонялся всего за 3,7 секунды. При этом Kawasaki обладал королевским набором опций и имел джентльменский набор: высокое лобовое стекло, огромные багажные кофры, пятиступенчатую коробку передач с задним ходом, дисковые тормоза всех колес. Внешне мотоцикл напоминал Gold Wing.

Kawa пришелся по душе американцам. Без кардинальных изменений модель выпускалась аж до 2003 года и умудрялась конкурировать с новым поколением Gold Wing. В Европе к Voyager особое отношение. В отличие от Honda мотоцикл никогда не выпускался в Старом Свете, поэтому всегда был здесь в диковинку.

С помощью мотоцикла с величественным именем Cavalcade компания Suzuki в 1985 году решила утереть нос всем конкурентам. На тот момент Cavalcade был самым колоссальным, самым мощным люкс-турером с самым большим мотором объемом 1360 см³. 112 лошадок уверенно разгоняли 355-килограммовый мотоцикл до 208 км/ч. Исполин оснащался противотуманными фарами, водительским сиденьем с полноценной спинкой, пассажирским сиденьем с подголовником и невероятными выдвижными подлокотниками. Мотоцикл был действительно впечатляющим. Тем не менее Suzuki не повезло. Покупатели отреагировали на Cavalcade довольно вяло, и уже 1989 году производство супермотоцикла было прекращено, а нишу люкс-туреров признали бесперспективной для компании. Таким образом, Suzuki Cavalcade перешел в разряд раритетов.

Мощь и утонченность

Сегодня за звание лучшего мотолимузина борются всего два мотоцикла: последние версии Honda Gold Wing и BMW К 1200 LT. Honda Gold Wing GL1800 увидел свет в 2001 году. Абсолютно новый мотоцикл построен на диагональной алюминиевой раме. Двигатель (по-прежнему шестицилиндровый оппозит) наряду с рамой выполняет несущие функции, благодаря чему высвобождаются драгоценные килограммы для дополнительного оборудования. Новый мотор, вновь с двумя клапанами на цилиндр, за счет увеличенного до 1832 см³ рабочего объема и сложной компьютерной системы зажигания развивает 118 л.с. и внушительные 167 Нм крутящего момента. Карданный вал, размещенный в маятнике задней подвески, имеет резиновые втулки для более плавной передачи усилия. Аэродинамика мотоцикла проработана таким образом, что на низких скоростях теплый воздух от радиатора отводится от водителя, а при быстрой езде, наоборот, не дает ему замерзнуть. Кроме того, коэффициент лобового сопротивления мотоцикла снизился на 10%.

Перечислять электрооборудование и опции супермотоцикла не имеет смысла — на нем есть все, что душе угодно, и в самом лучшем виде. Японцы разрабатывали люкс-туреры для американского рынка, поэтому мотоциклы получались огромными и брутальными, со всевозможными обтекателями, антеннами, фонарями и хромированными аксессуарами. Европейский мотолимузин от BMW — совсем другой: утонченный, целостный, красивый. Рядом с Gold Wing он смотрится меньше, изящнее, хотя на самом деле не уступает ему в размерах и значительно превосходит в весе: 387 кг против 363 кг. Это же касается и выбора двигателя: четырехцилиндровый агрегат меньшего объема (1175 см3) развивает 116 л.с. за счет 16-клапанной головки блока. В коробке передач К 1200 LT применены шестерни высокого зацепления, значительно снижающие уровень шума. Справиться с тяжелым мотоциклом водителю помогает электрогидравлическая основная подставка со столь мощным механизмом, что мотоцикл может сам подняться на нее вместе с сидящими водителем и пассажиром и с полностью загруженными багажными отделениями. Разумеется, уровень оснащения европейца не оставляет желать лучшего.

Это песня!

Люкс-турер — это не просто транспортное средство. Это стиль и увлечение всей жизни. А мотоциклу Honda Gold Wing — «первому среди равных» — даже посвящена песня! Ее исполняет кантри-группа Desert Track. Ковбои поют о бесконечных хайвеях, протянувшихся по бескрайним просторам полей и гор, где времени как будто не существует. А в качестве вступления звучит шестицилиндровый мотор легендарной «хонды».

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2006).