Стант-райдинг — это виртуозное управление мотоциклом и сложнейшая акробатика. Но в первую очередь — зажигательное зрелище.

Большинство людей считает, что езда на мотоцикле сама по себе экстремальна. Любой современный спортбайк воспринимается прежде всего как бескрайний источник адреналина, а на его хозяина смотрят как на храбреца или потенциального самоубийцу.

Однако есть категория байкеров, которым скучно просто кататься по городу, пусть даже на запредельных скоростях. Мастерам стант-райдинга — относительно новой и динамично развивающейся мотоспортивной дисциплины — нипочем самые невероятные трюки, которые они исполняют прямо на ходу. Например, на счету многократного чемпиона Европы и мира по стант-райдингу Кристиана Пфайфера есть такие достижения, как подъем по наружной лестнице на вершину радиобашни в Берлине, 15 оборотов по кругу на заднем колесе, выполненные всего за 30 секунд, и прыжок с ровной поверхности (без трамплина) через 33 человека, лежащих рядом друг с другом. Стант-райдинг — это невероятное сочетание виртуозного управления мотоциклом, сложнейшей акробатики и зажигательного шоу, зрелищность которого намного важнее результатов отдельно взятых спортсменов.

Два колеса — слишком много

Несмотря на то, что в настоящее время проводится множество официальных соревнований и чемпионатов по стант-райдингу, трюковая езда по‑прежнему остается скорее веселым, почти хулиганским развлечением для городских улиц, нежели серьезным стадионным видом спорта. Акробатическое катание зародилось вдали от гоночных треков. В компании товарищей-мотоциклистов байкеры демонстрировали мощь своих машин, «отжигая резину» и катаясь на заднем колесе. Некоторые из них пошли дальше: придумывали более сложные трюки и развивали свое мастерство, чтобы показать, кто из них круче, да и просто развлечься между поездками. Благодаря «народному» происхождению стант-райдинга точно определить, где именно он зародился, невозможно. Пальму первенства оспаривают Англия и Бразилия, где в 1980-х годах появились первые команды уличных трюкачей, а также Америка, где еще в 1940-х похожие трюки исполняли голливудские каскадеры.

Стант-райдинг — это творческий вид спорта, в котором практически каждый спортсмен может похвастаться уникальными трюками, изобретенными и исполняемыми только им. Однако существуют и некоторые азы, которыми должен в совершенстве владеть каждый трюкач.

К примеру, любой стант-райдер умеет с легкостью ездить на заднем колесе, причем на любые расстояния и по любой траектории. Для демонстрации навыков езды «в свече» спортсмены зачастую выступают на мотоциклах, у которых переднее колесо просто снято, и чувствуют себя при этом абсолютно комфортно. Многие умеют «козлить» без рук, управляя мотоциклом лишь с помощью собственного веса и педали заднего тормоза. Австралиец Мэтт Мингэй отметился в Книге рекордов Гиннесса, разогнавшись на заднем колесе до скорости 225 км/ч. А вот исполнить 115-градусный overhanging whellie под силу только великому Пфайферу: спортсмен задирает нос мотоцикла так сильно, что повисает под передним колесом, а затем каким-то образом возвращается в исходное положение.

Другой всеми любимый элемент — езда на переднем колесе, или stoppie. Трюк требует идеального баланса и филигранной работы тормозом. Спортсмены могут не только проехать в «стоппи» большое расстояние (до 100 метров!), но и менять траекторию и разворачиваться.

Главное в стант-райдинге — это акробатика. На полном ходу спортсмены перебираются на бензобак, разворачиваются задом наперед верхом на мотоцикле, свешиваются над асфальтом перед лобовым обтекателем или даже вытягиваются в струнку, стоя на руках. Очень эффектно выглядит трюк, когда спортсмен на ходу слезает с мотоцикла и скользит за ним на роликовых коньках или прямо в мотоботах, со снопами искр, вылетающими из-под пяток. Со стороны все это кажется настоящим безумием.

А на закуску — традиционное и столь любимое зрителями «отжигание резины», с клубами белого дыма из-под колес, черными «пятаками» на асфальте, ревом моторов и запахом паленых шин. Само по себе «отжигание» даже трюком назвать нельзя, однако исполнение его синхронно несколькими райдерами или райдером с парой пассажиров требует немалого мастерства.

Буцефалы и Росинанты

Как ни странно, для выполнения безумных трюков в стант-райдинге используются не кроссовые мотоциклы и даже не модные городские забияки супермотарды (быстрые, но поджарые), а тяжелые спортбайки и стритфайтеры с 600-кубовыми или литровыми двигателями. Причина парадокса кроется в корнях этого городского вида спорта: королям улиц не пристало ездить на маломощных «жужжалках». Настоящий стант-райдер, стоя на голове, должен обгонять всех, кто попадется на дороге. Следует признать, что тяжелый мотоцикл ведет себя стабильнее на скорости и позволяет более свободно выполнять на ходу элементы художественной гимнастики. Однако управлять 200-килограммовой махиной в свече — настоящий подвиг.

Понятно, что в стант-райдинге есть свои технические тонкости. К примеру, для выполнения большинства трюков требуется филигранный контроль над тормозами, поэтому без армированных шлангов гидравлики спортсмену не обойтись. Для смазки двигателя мотоцикла, находящегося в вертикальном положении, необходима система с сухим картером. Мотоцикл необходимо защитить при падениях (которые случаются довольно часто), настроить под конкретного пилота характеристики двигателя и трансмиссии.

В общем, в техническом плане в стант-райдинге все точно так же, как и в других дисциплинах мотоспорта, чего не скажешь о внешней отделке мотоцикла. Снаряд шоу-байкера должен выглядеть сногсшибательно. На соревнованиях можно увидеть мотоциклы с самой невероятной раскраской, оптикой, эксклюзивными обтекателями. К примеру, мотоциклы российской команды «Тигры» обтянуты настоящим мехом.

Правило насчет минимального объема двигателя 600 куб. см распространяется только на соревновательную часть шоу. В остальных случаях годится буквально всё, на чем можно ездить верхом, — от крохотных мини-байков до газонокосилок и инвалидных колясок. Зрители обожают трюки на тяжелых квадроциклах и нестабильных мотоциклах с коляской. Малокубатурные скутеры очень эффектно делают «стоппи».

Знаменитый венгр Мокуш, заслуживший прозвище шоу-стант-райдера, выступал на древнем мотоцикле Pannonia 1960 года, всем своим видом демонстрирующем непосредственное участие в жестоких боевых действиях. Райдер разгонял несчастную машину с кривым рулем и мятым бензобаком и спрыгивал с нее. Постояв пару мгновений в раздумье, Мокуш, спотыкаясь и охая, бросался догонять сбежавший мотоцикл и ловил махину в непосредственной близости от толпы зрителей, которые при этом получали чуть ли не больше адреналина, чем сам спортсмен. Кстати, настоящее имя Мокуша — Герцог Балаш.

Все для зрителя

Стант-райдинг — это прежде всего шоу, и даже соревновательные выступления спортсмены стараются строить так, чтобы они были интересны зрителям. Особенно ценятся командные выступления. В них вся программа отработана до мелочей, чтобы райдеры могли выполнить все элементы синхронно. Для зрителей групповое выступление — это в несколько раз больше звука, дыма, следов шин на асфальте и сильнейших эмоций.

На шоу можно увидеть довольно необычные вещи. К примеру, один из лучших российских стант-райдеров, москвич по прозвищу Американец, выступает вместе со своим сыном. В 2004 году восьмилетний мальчуган на кроссовом мотоцикле не отставал от отца и безупречно прыгал с трамплина через лежащих людей.

Шоу в Праге запомнилось зрителям феерическим совместным выступлением фристайлеров, взмывающих ввысь на фоне ночного неба, и стант-райдеров, демонстрирующих свое искусство на земле в окружении многочисленных фейерверков.

В представление иногда вовлекаются и зрители, причем не только в качестве живых препятствий для прыгунов. К примеру, россиянин Денис Щапов демонстрировал езду на заднем колесе с тремя девушками на борту. Как правило, стант-райдеры не прочь и просто покатать зрителей (особенно если это милые дамы).

Российские спортсмены упомянуты не случайно. Стант-райдинг в нашей стране динамично развивается. В 2002 году после объединения двух петербургских мотоклубов Risk и Bike Brothers образовалась Федерация стант-райдинга. С тех пор было проведено немало официальных соревнований по этому виду спорта, в Питере состоялись масштабные шоу с участием звезд мирового стант-райдинга — Криса Пфайфера (Германия), Мокуша, Петера Козака (Венгрия), Сами Мякиннена (Финляндия).

Москвичам стант-райдинг тоже не чужд. Чтобы понять это, достаточно приехать погожим вечером на смотровую площадку на Воробьевых горах. И если катающийся там стант-райдер увидит, что вы за ним наблюдаете, он обязательно покажет вам пару трюков, потому что стант-райдинг — это прежде всего шоу.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2006).