Увидев на дороге скутер, отнеситесь к нему с уважением: эта маленькая машинка способна на многое!

Табуретки, жужики, дырчики, детские мопедики — какими только уничижительными словами не называют малокубатурные городские скутеры. А потом удивляются, когда «полтинник» с легкостью обставляет новенькую иномарку, стартуя со светофора. Маленькие, да удаленькие машинки способны на многое. В Германии, Италии, Англии и других европейских странах скутерные гонки собирают целые стадионы поклонников. В нашей стране по итогам этапов, проводимых в разных городах, ежегодно разыгрывается кубок Мотоциклетной федерации России по шоссейно-кольцевым гонкам на скутерах и мини-байках.

Полуфабрикат

Существование скутерных гонок неудивительно. Владельцы уникальной и тюнинговой техники всегда стремятся помериться силами, а скутеры — это, пожалуй, единственное средство транспорта, которое без тюнинга просто немыслимо. Приобретая скутер в магазине, покупатель получает мопед с максимальной скоростью 40 км/ч: производители специально ставят на новые машины ограничители мощности, чтобы они попадали в категорию «мопеды» (для управления такими машинами не нужны водительские права). Ограничитель легко снимается, однако получившаяся «максималка» (60−70 км/ч) разве что достаточна для того, чтобы чувствовать себя уверенно в городском транспортном потоке.

Рано или поздно практически каждый обладатель скутера начинает интересоваться тюнингом, благо, в отличие от мотоциклетных и автомобильных деталей, скутерные части вполне доступны. К примеру, высококлассная поршневая группа (цилиндр и поршень) обойдется в 100−200 евро. Среди скутеристов большой популярностью пользуются поршневые с рабочим объемом 70 см³. При большей мощности внешне они совершенно неотличимы от 50-кубовых и позволяют легко вводить в заблуждение полицию. 70-кубовые поршневые распространились настолько, что были выделены в отдельный гоночный класс.

Творческий подход в модернизации скутера необходим при подборе диаметра диффузора и топливного жиклера карбюратора, выборе грузиков для бесступенчатого вариатора, определяющих характер изменения передаточных отношений, и пружины центробежного сцепления, от которой зависят обороты старта. Замене подлежат подвеска и тормоза, система выпуска и электрика, а затем дело доходит и до внешнего стайлинга. Модернизация и настройка скутера достаточно просты с финансовой и технологической точки зрения, однако лишь единицам удается добиться гармоничного сочетания всех параметров, при котором мощность скутера достигает своей максимальной величины. Есть и свои герои. Итальянец Массимо Тедески известен во всем мире умением выжать из скутерного движка все, на что он способен, и даже больше. Мотор, побывавший в руках Тедески, — грозное орудие победы.

В то время как мощность мотора стандартного скутера (со снятым ограничителем) редко достигает 5 л.с., моторы гоночных машин имеют 13−15 л.с. (50 см3) и 20−22 л.с. (70 см3) «честной» мощности на заднем колесе (показатель, замеренный на валу двигателя, обычно примерно на 30% больше). Пусть эти цифры не кажутся вам маленькими: гоночный скутер в несколько раз легче схожего с ним по мощности карта (примерно 80 кг), бесступенчатый вариатор позволяет ему разгоняться на оборотах максимальной мощности, он отлично чувствует себя на скоростях свыше 120 км/ч. Для картодромов, а тем более для городских улиц динамики доработанных машин более чем достаточно.

Наука побеждать

Чемпионом России по скутерным гонкам в 2005 году стал Кирилл Ларин, выступающий за команду Scooter-Attack Russia. Гоночный снаряд был подготовлен компанией Revout Racing, специализирующейся на тюнинге скутеров. Как рассказал «ПМ» руководитель Revout Владимир Завьялов, создание аппарата, способного побеждать, требует куда более серьезного подхода, нежели просто приобретение самых дорогих тюнинговых деталей.

50-кубовая гоночная поршневая от перспективного немецкого бренда Stage 6 и картер двигателя донорского скутера Yamaha Jog были отправлены на доработку в Германию. Специалисты немецкой фирмы Scooter-Attack добились идеального совмещения продувочных каналов поршневой и картера для беспрепятственного прохождения максимального количества топливно-воздушной смеси. Вручную из алюминия был выточен впускной патрубок взамен стандартной пластиковой детали. В двигатель установили так называемый HPC-коленвал (High Primary Compression, или «полнощекий»), который увеличивает степень сжатия смеси за счет более эффективного использования инерции. Лепестковый впускной клапан увеличенного сечения с лепестками из карбона обеспечивает меньшее входное сопротивление и повышенную надежность.

Резонансная прямоточная система выпуска Polini Evo минимизирует потери смеси двухтактного двигателя за счет обратной отдачи. Конфигурация глушителя оптимальна именно для кубатуры 50 см³ и подобрана таким образом, что максимальный эффект резонанса достигается на оборотах максимальной мощности.

U-образная рама стандартного «дырчика», недостаточно жесткая для гонок, усилена металлической «клеткой», сваренной из стальных труб, которая фактически превращает мотороллер в мотоцикл (без проема для ног). Ноги пилот размещает на традиционных мотоциклетных подножках. Специалисты Revout не нашли в каталогах тюнинга тормозных систем, достойных гоночного Yamaha Jog. Перфорированный плавающий тормозной диск нужного диаметра был вручную выточен из чугуна. На заказ сделаны и пружины для передней вилки.

Залог победы на этапе — удачные настройки. Диаметры диффузора карбюратора и топливных жиклеров подбираются не только под конкретную трассу, но и под текущую погоду. Настройки могут кардинально отличаться на утренней (прохладной) тренировке и дневной гонке под палящим солнцем. За «дыханием» капризного «полтинника» нужно постоянно следить и приводить в соответствие с его настроением сцепление и вариатор, чтобы мотор работал на оборотах максимальной мощности. Настройки вариатора с расширенным диапазоном передаточных отношений зависят от конфигурации трассы — для каждого трека команда выбирает оптимальное соотношение между максимальной скоростью и динамикой разгона.

24 часа табуретки

Скутерные гонки радуют как самих скутеристов, так и производителей и продавцов скутерного тюнинга. Когда оба энтузиазма сходятся вместе, происходят события невероятного масштаба. К примеру, ежегодный немецкий праздник Scooter Weekend, организуемый компанией Scooter-Attack, собирает колоссальные толпы участников и зрителей. На Scooter Weekend можно увидеть кольцевые гонки и стант-райдинг (трюковую езду) на скутерах, поучаствовать в забавных соревнованиях по отжиганию резины, найти самый красивый скутер или скутер самой безумной конструкции, выяснить, чей мотор мощнее, взобравшись на динамометрический стенд. На закуску предлагается полный спектр нескутерных развлечений: рок-концерты, стриптиз, пиво и, разумеется, бесконечное общение с братьями по разуму.

Но гвоздь программы скутерного шоу — спринтерские заезды и дрэг-рейсинг. Их единственная цель — пройти прямой участок за минимальное время. Звезды дрэг-рейсинга — это чудища, длина которых в полтора-два раза превышает длину обычного скутера. На таких скутерах пилот располагается лежа. Машины могут выглядеть невероятно красиво, а могут быть устрашающими. Среди дрэг-рейсеров особенно популярен стиль Cutdown: его поклонники снимают со скутера все облицовочные панели и «лишние детали», обнажая могучие внутренности машины, а заодно снижая вес.

В скоростных заездах по прямой участвуют и скутеры со стандартной базой и посадкой. Их пилотам приходится бороться со стремлением короткого скутера встать на заднее колесо сразу после старта (для машины весом 50−100 кг гоночные моторы очень мощны). Проблему легко решает незамысловатый аксессуар wheellie bar, напоминающий дополнительные колесики детского велосипеда. Рамка с маленькими колесиками за задним колесом скутера служит дополнительной опорой на старте.

Однако дрэг — это далеко не предел мечтаний и не высшая форма «издевательств» над городскими машинками. На немецкой трассе Харцринг ежегодно проходит 24-часовая гонка скутеров и маленьких мотоциклов в стиле Le Mans Endurance. За сутки непрерывной борьбы крохотные машинки вырабатывают практически весь свой ресурс, а гонщики и команда устают до изнеможения. Чемпионам 2005 года в классе скутеров (и вновь Scooter-Attack) за время заезда пришлось пережить несколько смен пилота и дозаправок, проливной дождь, длившийся почти всю ночь, длительный ремонт системы зажигания, отбросивший экипаж на 38-ю позицию, и даже сварку поврежденного бензобака! Миновав заветную линию финиша, пилот-чемпион вместе со скутером победно… рухнул на обочину без сил и, лишь слегка отдохнув, направился на заслуженный подиум.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2006).