Электролеты — самый быстрый путь в малую авиацию.

Появление емких и легких аккумуляторов (спасибо сотовым телефонам) и легких и мощных электродвигателей (спасибо производителям электродвигателей) породило новый класс радиоуправляемых самолетов — электролеты. На первый взгляд они кажутся идеальными летающими моделями — ни тебе возни с топливом, ни испачканных машинным маслом рук, ни выхлопных газов, ни шума. Плюс малый вес, кажущаяся простота сборки и низкие цены. В общем, «Популярная механика» давно мечтала собрать и испытать этот новый вид летательных аппаратов.

Не игрушка

Мы остановили свой выбор на копии самолета легендарного аса Первой мировой войны ротмистра Манфреда фон Рихтгофена — Fokker Dr.I. Купили его в магазине «Пилотаж» за 4500 рублей. Самолет изготовлен в Чехии небезызвестной компанией Kavan. Немного настораживает надпись THIS IS NOT A TOY — «ЭТО НЕ ИГРУШКА».

А что же тогда? Чуть дальше на коробке список с фотографиями, что еще надо прикупить для того, чтобы самолет взлетел: контроллер скорости, аккумуляторы, зарядник, 3-канальное радиоуправление, приемник, две рулевые машинки (не тяжелее 9 г!) плюс упаковка эпоксидного клея. В итоге наши 4500 рублей выросли до 11 тысяч. Вот полная цена вопроса.

Красный Барон

Как всем известно, свои последние победы, а их было ни много ни мало восемьдесят, командир легендарной германской эскадрильи «Воздушный цирк» Манфред фон Рихтгофен одержал на триплане Fokker Dr. I ярко-красного цвета. За что, кстати, и получил прозвище Красный Барон. В коробке оказался «Фоккер» синей раскраски. Видно, нам попался «Синий Барон». Ну да ладно.

Как правило, магазинные электролеты, называемые иногда «слоуфлаерами» или «паркфлаерами», делаются из отформованного пенопласта — мощность электромоторчиков и емкость аккумуляторов до сих пор еще довольно мала, и вес самолета является решающим. Например, вес нашего собранного «Фоккера» ни в коем случае не должен превышать 380 граммов. Все это и накладывает ограничения на полеты — летать можно только в безветренную погоду. С другой стороны, низкая скорость вращения винта и малый вес самолетика делают возможным запуск его в относительно оживленных местах — попав в случайного зрителя, пенопластовый электролет его испугает, но не покалечит и не убьет.

Для маломощных самолетов-копий лучше всего подходят прототипы Первой мировой войны — тогда в авиации тоже были проблемы с недостаточной мощностью моторов. Именно поэтому появились бипланы, а потом и трипланы. Добавочные крылья снижали скорость, но увеличивали подъемную силу. Поэтому и у нашего самолетика три крыла.

День первый

Сборка самолета начинается с изготовления стапеля, тоже пенопластового, на котором склеиваются под строго определенным углом крылья. Пожалуй, это самая главная часть процедуры — если крылья получились несимметричными, самолет не сможет лететь прямо. Если вообще будет летать. На стапеле собираем только два нижних крыла, верхнее клеится уже на самолете. После того, как крылья готовы, нижнее закрепляем резинками на стапеле, на него клеим уже готовый фюзеляж. Затем при помощи хитрых пенопластовых распорок собираем всю хитрую систему из трех крыльев. После этого приклеиваем хвостовое оперение и стабилизатор. На этом этапе наш первый редакционный сборочный день закончился. Большая часть времени ушла на ожидание, когда схватится эпоксидный клей. Впрочем, сборка не особо отвлекла нас от основной редакционной работы.

День второй

Второй день ушел на сборку шасси, раскрашивание фигурки пилота и очень простую установку приемника радиоуправления, двух рулевых машинок и электродвигателя, которым комплектовался электролет. Наш совет — если решили повторить наш опыт, сразу найдите в своем бюджете 1200 рублей и замените штатный электромотор на хит сезона — бесколлекторный электродвигатель, более легкий, экономный и мощный. Мы этого, к сожалению, не сделали. Зато сделали другой правильный шаг — вместо рекомендованных производителем никель-кадмиевых (NiCd) аккумуляторов купили литий-ионные (LiIon). Они легче и более емкие. Рекомендуем.

Полеты

Наша задача-максимум заключалась в том, чтобы взлететь и сделать круг над пустующей в воскресный день автостоянкой. Зарядное устройство, которое нам продали вместе с самолетом, довольно удобно — оно подсоединяется к автомобильному аккумулятору и заряжает аккумулятор, уже авиационный, минут за пять. О чем и оповещает громким писком. Вставляем в самолет и делаем пробную рулежку. При подаче газа самолет начинает немного разворачивать в сторону, как и положено настоящему самолету с винтом: это так называемый вращательный момент — пропеллер вращается в одну сторону, самолет пытается вращаться в другую. Фанатам известной компьютерной игры «Ил-2: Штурмовик» это хорошо знакомо. Как и в игрушке, момент компенсируется легким движением руля направления.

Первый раз пытаемся взлететь с никель-кадмиевыми аккумуляторами, которые нам одолжили в магазине. Самолет отрывается от асфальта и медленно-медленно начинает набирать высоту. Но впереди — здание. При попытке сделать плавный вираж падаем — высоты не хватает. Наша первая авария. Однако пенопластовому «Синему Барону» хоть бы что. Продолжаем попытки, но высоко подняться не удается. Минут через десять аккумуляторы иссякли.

Настает черед новых технологий. Вставляем литий-ионную аккумуляторную кассету. Самолет шустро разбегается, отрывается от асфальта и начинает кругами уходить ввысь под аплодисменты случайных зрителей. Описав над стоянкой несколько кругов, плавно заходим на посадку, убираем газ, и «Синий Барон», весело попрыгивая на ухабах, пробегает метров пять по асфальту и останавливается у наших ног.

Выводы

«Синий Барон» оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, технология работает, с другой — она оказалась не такой уж и дешевой. Бензина, действительно, не требует, но одной зарядки аккумулятора хватает минут на пять полета. Самолет летает, но можно забыть о фигурах высшего пилотажа. К тому же мы выбрали красивую модель, но не лучшую для начинающих пилотов, которым подойдет более простая и «неубиваемая» — например, Tough Boy из того же «Пилотажа».

В следующих номерах «Популярная механика» продолжит испытания других «неигрушек». Летающих, плавающих и бегающих.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2006).