В соревнованиях BMX искусство точного управления велосипедом гораздо важнее, чем сила ног велосипедиста.

Велосипеды BMX возникли, вопреки распространенному мнению, не как байки для трюков, а как гоночные снаряды. Развлечение Bicycle Moto eXtreme появилось в Америке в 1970-х годах. На маленьких надежных велосипедах максимально упрощенной конструкции гонялись наперегонки по уменьшенным копиям мотокроссовых трасс с крутыми поворотами, высокими трамплинами и скользким гаревым покрытием. Первая хромомолибденовая рама Гари Тернера, основателя компании GT, стала основой для велосипеда BMX, который он в 1974 году подарил своему сыну, увлекавшемуся мотокроссом, для тренировок. Такой вид спорта, несколько подзабытый в наши дни, но имеющий своих верных поклонников, называется BMX Racing.

Мотогонки мелкого масштаба

В гонках традиционных шоссейных и горных велосипедов всегда побеждал преимущественно самый сильный райдер. Развитию максимальной скорости способствовали сложные системы переключения скоростей, неудобная гоночная посадка, применение дорогостоящих облегченных материалов. Большие байки, на которых райдер даже не достает ногами до земли, никогда не отличались маневренностью, а тем более надежностью. Даже сегодня серьезные внедорожные приключения могут выдержать лишь немногочисленные сверхдорогие велосипеды для фрирайда.

В случае BMX Racing достижение высокой скорости — не проблема: байк легко разгоняется с горки при приземлении после очередного трамплина. На передний план, как в настоящих мотогонках, выходит филигранное управление, направленное на сохранение баланса в воздухе и максимально быстрое прохождение поворотов. Для гонок BMX, в которых, как правило, участвует большое количество райдеров одновременно, характерна жесткая борьба за позицию в каждом повороте и на каждом трамплине.

Младший брат мотоцикла

Секрет управляемости BMX заключается прежде всего в низкой раме и небольших 20-дюймовых колесах. Низкий центр тяжести и относительно небольшая колесная база обеспечивают байку стабильность в самых крутых поворотах, а малые размеры и вес — контроль в полете. Рамы для BMX изготавливаются, как правило, из алюминия и стали. «Крылатый металл» используется в Racing и Flatland, где важен небольшой вес байка. Более жесткие и прочные стальные рамы используются в опасных трюковых дисциплинах. Все рамы для BMX одинаково низкие, в зависимости от предназначения велосипеда изменяется лишь их длина, измеряемая по размеру верхней трубы. В Racing используются длинные рамы, 21 дюйм и более. В редких случаях на гоночные BMX устанавливаются большие 24-дюймовые колеса. Визитная карточка BMX — высокий руль с характерной перекладиной, вваренной между «рогов» для жесткости. Его большая высота компенсирует низкое расположение рамы.

Знаменитая «неубиваемость» BMX обеспечивается прежде всего чрезвычайно простой конструкцией байка. На BMX нельзя отрегулировать высоту руля, нет переключения скоростей, есть только одна ведущая и одна ведомая звездочка. На гоночных велосипедах устанавливается большая ведущая звездочка, обеспечивающая оптимальное передаточное отношение для высоких скоростей.

Педали для BMX многие райдеры устанавливают и на большие горные велосипеды. Большие металлические платформы с шипами (иногда шипы делаются заменяемыми) позволяют свободно перемещаться, легко изменять стойку, не промахиваться ногами мимо педалей после полета. Прочные педали не ломаются при столкновении с препятствиями.

На велосипедах BMX используются обычные ободные тормоза. В BMX Racing передний тормоз отсутствует — торможение передним колесом при приземлении на спуск трамплина может закончиться травмой.

Гонки BMX в последнее время стали менее популярны, уступив место трюковым дисциплинам. Эволюционным продолжением Racing стал Dirt-jumping. В дерте байкеры также гоняются по гаревым трассам с трамплинами, однако основное внимание уделяется не максимальной скорости прохождения трассы, а сложности трюков, совершаемых в полете.

Балет на плоскости

Стиль катания под названием Flatland наиболее динамично развивался в 1980-е годы. Флэтлэндеры отрабатывают свои филигранные трюки на ровных городских асфальтовых площадках.

Велосипед для флэтлэнда имеет характерные конструктивные особенности. Прежде всего это пеги — трубки, крепящиеся как продолжения осей колес, на которые может становиться райдер. К примеру, спортсмен может стоять на передних пегах и, подкручивая ногой переднее колесо, двигаться задом наперед. При выполнении некоторых трюков за пеги даже берутся руками. Флэтовые пеги, как правило, делаются из алюминия: для них не так важна прочность, как малый вес. Для уменьшения скольжения на них иногда наносят насечки. Современные пеги для флэта имеют устройство «антиспин» (antispin), которое препятствует их откручиванию в процессе катания.

Другое устройство, необходимое для катания в стиле Flatland — гироротор, или Gyro. Гироротор позволяет вращать руль на 360 градусов и более, не перекручивая, не запутывая и не разрывая тормозные тросики. Загадочное устройство работает очень просто. Его ключевым элементом являются два кольца, неотделимых друг от друга, но вращающихся относительно друг друга на подшипнике. Одно кольцо вращается вместе с рулем, другое — вместе с рамой. Каждое кольцо имеет две проушины для тросов. От тормозной рукоятки к первому кольцу идут два троса (наличие именно двух тросов позволяет поднимать кольцо без перекоса). При нажатии на рукоятку первое кольцо подтягивает за собой второе, от которого в свою очередь другие два троса, объединяясь затем в один, идут к тормозному механизму на заднем колесе. Один из эффектных трюков, ставший возможным благодаря гироротору, — Tailwhip. Он заключается в том, что райдер переступает на передних пегах, велосипед стоит на переднем колесе, а рама вместе с задним колесом вращается вокруг рулевой колонки!

Для Flatland применяются легкие и короткие рамы — менее 19 дюймов. Небольшая длина делает велосипед более маневренным, позволяет легче переступать по пегам. Короткая рама значительно облегчает контроль при вращениях. Прочность рамы во флэте не так важна, как в других дисциплинах BMX.

Экстремальный атрибут исключительно для флэтлэнда — задняя втулка «фрикостер» (freecoaster). Она блокирует вращение педалей назад, позволяя крутить их только вперед. «Фрикостер» дает спортсмену возможность опираться на одну педаль (заднюю), даже если она не находится в нижнем положении. Поскольку это существенно затрудняет обычное катание, фрикостер используют лишь немногочисленные экстремальные флэтлэндеры.

Флэтлэнд — относительно безопасная дисциплина BMX. Опытные флэтлэндеры катаются без защиты — массивные «доспехи» ухудшают эстетическое восприятие изящных трюков со стороны. Часто это становится ловушкой для новичков: на первых пробах во флэтлэнде практически невозможно не упасть.

Street Fighter

Стиль «стрит» — самый распространенный вид катания на BMX. Он заключается в использовании объектов городского ландшафта — тротуарных бордюров и подземных переходов, лестниц и перил, скамеек и цветочных клумб, заборов и ограждений — в качестве трюковых снарядов, не прекращая быстрого движения по городу. Идея стрита — творческий подход к катанию, использование «подручных средств» в самых изощренных целях. Именно таким неудержимым уличным бойцом, которого не могут остановить никакие препятствия в городе, представляется BMX большинству зрителей. Стрит близок по духу и технике к велосипедному триалу и фрирайду.

Стритовые рамы должны быть длинными и жесткими — для лучшего контроля на скорости — и, разумеется, прочными. Особое внимание уделяется толщине проушин для оси задней втулки — это слабое место любой рамы. Для увеличения жесткости на стритовых байках иногда применяются колеса со спицовкой «солнышком», при которой спицы не пересекаются.

Как правило, на стрите, как и на флэтовом байке, есть гироротор. А главное, на нем есть пеги. Только используются они не как «дополнительные педали», а как опоры при выполнении трюка грайнд (grind). Да-да, BMX, подобно скейтборду или роликам, может скользить по перилам, рэйлам, краям бордюрных камней. Для этого стритовые пеги делаются не из мягкого алюминия, а из прочной стали или титана и не имеют насечек, замедляющих скольжение.

В стрите приветствуется умение исполнять трюки Flatland. Чем больше всевозможных комбинаций выполнит райдер по ходу движения, тем большее уважение коллег и зрителей он заслужит. Разумеется, «всемогущему» творческому полету по городу предшествует кропотливая отработка каждого трюка в отдельности.

Вертикальное безумие

Небольшие размеры BMX позволяют кататься на нем в рампе для скейтеров и роллеров. С BMX свободно пускают в большинство скейт-парков, профессиональные велосипедисты и скейтеры зачастую проводят совместные выступления в одной рампе.

Как и в агрессивных роликах и скейтборде, такой стиль катания в BMX называют Vert. Байкеры выполняют те же трюки, что и роллеры — грайнды по краю рампы, эффектное сальто назад, «пушечное ядро» cannonball (вращение в воздухе вокруг вертикальной оси). В то же время технические особенности велосипеда определяют особый неповторимый стиль BMX в рампе. Разнообразные элементы большого скейт-парка — всевозможные рэйлы, фанбоксы, «бассейны» — позволяют до совершенства отработать элементы стиля стрит.

Среди спортсменов-экстремалов считается классным построить рампу или фанбокс самостоятельно. Многочисленные сайты о BMX предлагают чертежи сооружений, описания инструментов и материалов, технологий сборки. Классический вариант — рампа, собранная на каркасе из досок с помощью саморезов с поверхностью из фанеры.

Особое курьезное направление развития в спорте — скорость сооружения рампы. Для веселых экстремальных видео типична такая сцена: компания скейтеров и велосипедистов, остановившись в незнакомом отеле и раздобыв где-то фанеру и доски, с помощью бензопилы и аккумуляторных отверток менее чем за час сколачивает рампу и начинает веселье. Отдельные киношные шутники умудряются на угнанном экскаваторе вырыть бассейн, залить его невесть откуда взявшимся бетоном и не забыть забетонировать в центре машину злого соседа, чтобы использовать ее в качестве рэйла. Понятно, что после этого мастера стиля стрит демонстрируют сто процентов своих возможностей, скрываясь на велосипедах от полиции.

Для взрослых и детей

BMX универсален. Велосипеды для разных стилей катания BMX различаются в гораздо меньшей мере, чем, к примеру, снаряды для кросс-кантри и даунхила. На имеющемся байке райдер может попробовать себя практически во всех стилях. Кроме того, несмотря на обилие спортивных направлений BMX, значительная часть машин раскупается… для детей-дошкольников: небольшие размеры и вес, простота в управлении и бесконечная надежность — идеальный набор качеств для маленького райдера.

BMX развивается. С каждым годом рамы приобретают более удобную и функциональную геометрию, механизмы становятся легче и надежнее. Весной компания Hayes, производящая высококачественные велосипедные тормозные механизмы, анонсировала выпуск гироротора для гидравлических тормозов. Устройство вряд ли приживется на BMX — гидравлика пока слишком сложна и ненадежна. Зато с появлением гидравлического гироротора трюковые элементы BMX непременно проникнут в триал и фрирайд.

Следует признать, что при всей универсальности BMX его свобода ограничена чертой города или границами гоночной трассы. Маленькие колеса, отсутствие подвески и упрощенная трансмиссия не позволяют ему штурмовать серьезное бездорожье. О «королях бездорожья», бескомпромиссных сверхсложных и сверхдорогих внедорожниках — велосипедах для фрирайда, мы расскажем в следующей статье.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2005).