Торжество высоких технологий над океанскими волнами.

Кругосветные океанские гонки Volvo противопоставляют самые совершенные в мире парусные суда самым тяжелым в мире погодным условиям — яростным штормам, гигантским волнам и выматывающему штилю. Семь парусников Volvo Open 70 (двадцатиметровых гоночных шлюпов) представляют самый скоростной класс когда-либо и где-либо построенных однокорпусных судов. Сейчас они готовятся к старту новой гонки протяженностью 60 000 км. 5 ноября в Испании будет дан старт первому из девяти этапов. В апреле одна из яхт этого класса поставила рекорд, проделав 530 миль (980,5 км) за 24 часа и достигнув максимальной скорости 72 км/ч. При команде в 11 человек такая скорость представляет определенную опасность. «Чувствуешь себя как на вышедшем из подчинения поезде — никогда не знаешь, что тебя ждет впереди, — говорит Питер Меррингтон, бывший вахтенным капитаном в 2001 году, когда эта гонка проходила в предыдущий раз. — Остается лишь надеяться, что ничего не треснет».

1. Измерительные приборы. Румбоанемометр на топе мачты измеряет скорость и направление ветра. Данные выводятся на жидкокристаллические дисплеи на мачте и палубе. Штурманы следят за ветром, курсом и скоростью судна на дисплее планшетного компьютера с беспроводной связью.

2. Паруса. Майларовая пленка армирована кевларом вдоль направлений нагрузки, что позволяет экономить вес. Паруса достаточно прочны, чтобы держать форму при постоянной загрузке, вытерпеть месяцы солнечного света, соленых брызг и грубого обращения. Полная площадь парусов способна создавать тягу, эквивалентную мощности в 400 л.с.

3. Такелаж. Ванты из кевлара и PBO (полибензоксазола), поддерживающие мачту, весят на 100 кг меньше, чем равноценные стальные. В бегучем такелаже, используемом для управления парусами, используются сердечники из волокон Spectra, Vectran, кевлара и PBO. Они выдерживают нагрузку более 4 т. Иначе говоря, на такой фал толщиной 15 мм можно подвесить целых два «Хаммера! Рангоут Углепластиковые мачта, гик и бушприт имеют специальный профиль для снижения аэродинамического сопротивления и повышения прочности.

4. Рангоут. Углепластиковые мачта, гик и бушприт имеют специальный профиль для снижения аэродинамического сопротивления и повышение прочности.

5. Палуба. Защитный навес прикрывает люки от потоков воды. По ночам и в шторм палубная команда носит страховочные обвязки, которые пристегиваются к специальным рымам, размещенным по всей палубе.

6. Связь. Спутниковая связь передает данные со скоростью 64 кбит/с. Сведения о погоде компьютер объединяет с данными спутниковой навигации, показаниями компаса и анемометра.

7. Спаренный штурвал. Рулевой для лучшего обзора должен стоять снаружи, но в шторм ему помогает стоящий внизу дублер, синхронно поворачивая второй штурвал.

8. Видеокамеры. Семь стационарных видеокамер и восьмая на шлеме одного из членов экипажа непрерывно передают информацию на жесткий диск, где она постоянно пишется замкнутой двухминутной петлей. Размещенные на палубе красные «авральные» кнопки всегда готовы передать команду на трансляцию последних двух минут видеозаписи через спутник на заданные адреса телевидения и интернета.

9. Аварийный запас плавучести. Герметичная переборка в трех метрах за форштевнем спасет от катастрофического заполнения водой в случае столкновения с айсбергом, китом или одним из потерянных грузовых контейнеров, которые тысячами болтаются в море.

10. Корпус. Углеволокно, эпоксидная смола и сотовый наполнитель из номекса позволили создать корпус, который получился вдвое легче стеклопластикового, будучи при этом вдвое прочнее. Острый форштевень легко режет волну, широкая плоская корма помогает скользить по поверхности воды.

11. Подъемные шверты. Предотвращают дрейф (боковой снос), создавая добавочную поперечную силу, особенно в тех случаях, когда сильно наклонен главный киль. Ярко-оранжевый цвет делает шверты более заметными в случае опрокидывания.

Под палубой

Кормовой балластный танк для выравнивания дифферента (12) способен заглотить больше тонны морской воды. При этом у судна задирается нос и оно легче выходит на скольжение. Как говорит Меррингтон, «с этим приспособлением можно создать хорошую тягу, не опасаясь, что яхта зароется носом в воду». Подпалубные помещения для экипажа выглядят по‑спартански: 10 коек (13), камбуз (кухня) (14) с газовой плитой и раковиной, гальюн (туалет) (15), штурманская с радиорубкой (16). Оставленные для команды 40 квадратных метров она делит с мокрыми парусами, двигателем, убирающимся винтом (17), баком для горючего, цистернами для воды, генератором, аккумуляторами и гидравлическими приводами киля и швертов (18).

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2005).