Рекорды скорости ставятся постоянно. На гоночных автомобилях испытывают новые узлы и детали, исследуют возможности различных технологий. Основной тренд последних лет — электрический транспорт, и команда KillaCycle Racing из американского штата Колорадо поставила перед собой непростую цель: побить абсолютный рекорд скорости для мотоциклов на электробайке. Получится ли у них?
Самый быстрый электробайк

Поводом для написания этого материала послужило событие, произошедшее в конце августа 2014 года на знаменитом озере в Бонневилле. Пилотесса Эва Хаканссон на электрическом мотоцикле KillaJoule поставила сразу три мировых рекорда скорости: абсолютный рекорд для электробайков, абсолютный рекорд для мотоциклов с коляской и абсолютный рекорд для женщин-мотоциклисток. Официальный средний результат по итогам двух заездов составил 387,328 км/ч. Чуть позже, в сентябре, мотоцикл достиг максимальной скорости 434,9 км/ч — правда, результат был показан в ходе тренировочных заездов. Но возможности байка он полностью отражает. Более того, даже с 387 км/ч KillaJoule — на вершине рекордной пирамиды.

До абсолютного рекорда скорости на мотоцикле — 605,697 км/ч, — установленного в 2010 году, электробайку Хаканссон пока далеко. Но ее рекорд удивителен еще и тем, что впервые электрическое транспортное средство бросило вызов бензиновому — имеется в виду класс «мотоциклы с коляской» — и вышло вперед. Прогресс неумолим.

Женщина у станка

Рекордные автомобили и мотоциклы часто разрабатывают не инженеры из высокотехнологичных корпораций — за рекордами стоят фанатичные энтузиасты, вкладывающие в дорогостоящее хобби все свободные деньги. Удивительный мотоцикл KillaJoule построили два человека, обычная семейная пара, зарабатывающая на жизнь вовсе не гонками.

Эва Хаканссон родилась в Швеции в 1981 году — ее отец, Свен, был некогда мотогонщиком и инженером-конструктором спортивных мотоциклов. Дочь пошла в отца — он подарил ей первый автомобиль, подержанный Saab, на 15-летие, и уже через месяц ей пришлось самостоятельно заменить на нем сломанную в одной из поездок коробку передач. Со временем интересы Эвы обратились в сторону электрической и гибридной техники: в 2008 году вышла ее первая научно-популярная книга «Гибридный автомобиль — будущее уже здесь!» на шведском языке.

Годом ранее они с отцом купили гоночный мотоцикл Cagiva Freccia C12R-90 и на его базе построили электробайк ElectroCat, причем легко сертифицировали его для езды по обычным улицам. В 2010 году ElectroCat стал первым электрическим мотоциклом, официально допущенным к знаменитому подъему на холм в Пайкс-Пик, — но к тому времени жизнь Эвы серьезно изменилась. Фото ElectroCat, построенный Свеном и Эвой Хаканссон на базе Cagiva Freccia C12R 1990 года с мотором Briggs & Stratton Etek и батареями Thunder Sky. После получасовой зарядки байк может пройти 80 км на скорости 70 км/ч.

Самая быстрая пара

Фото KillaCycle, построенный Биллом Дьюбом, когда-то был самым быстрым в мире электромотоциклом на дистанции в четверть мили. Последний рекорд составил 270,37 км/ч (2008). Сейчас команда Билла и Эвы работает над улучшением машины.
Вторым составляющим успеха Killa-Joule стал американец Билл Дьюб. Он работал инженером в NOAA — Национальном управлении океанических и атмосферных исследований США, где занимался разработкой научных приборов. А все свободное время Билл посвящал самому быстрому в мире электробайку для дрэг-рейсинга KillaCycle, который он построил собственными руками в конце 1990-х и постоянно дорабатывал. Первый скоростной рекорд для электробайков — да и в целом для электрических средств передвижения — его детище установило на ¼-мильной дистанции еще в 2000 году, а к 2007-му Билл довел его до 270,369 км/ч. Электрорекорды Билла имели лишь один недостаток: KillaCycle — дрэг-байк, и все его достижения установлены на дрэг-трассах по правилам, не признающимся международными федерациями.

Впрочем, до 2007 года Дьюб и не стремился к интернациональному признанию — пока не познакомился с Эвой, приехавшей в Америку с проектом ElectroCat. Два человека, объединенные идеей скоростного электрического мотоцикла, нашли друг друга и поженились два года спустя. Тут-то и зародилась идея построить, используя общие знания и умения, электробайк, который поставит рекорд скорости. Причем не просто в своем классе, а официально признанный всемирной и американской федерациями международный мировой рекорд для мотоциклов.

Стремление к KillaJoule

KillaJoule, самый быстрый электромотоцикл в мире, вместе с пилотом весит довольно прилично — 700 кг. Его двигатель, EVO Electric AFM-240, развивает мощность в 500 л.с., а энергию получает от четырех литий-нанофосфатных батарей компании A123 Systems. Здесь создателям пришлось пойти на хитрость. По правилам для фиксации рекорда нужно совершить два заезда в одну и другую сторону по одной и той же трассе в течение двух часов — учитывается средний результат. Но за два часа батареи просто невозможно зарядить до должного уровня, поэтому их между заездами заменяли — электромобилям и байкам дана такая поблажка. На бензиновом рекордном автомобиле менять элементы между заездами нельзя.

Поскольку основная цель создателей этой машины — борьба за рекорд с обычными мотоциклами на жидком топливе, KillaJoule имеет целый ряд конструкционных решений, отличающих его от классического электробайка. В частности, кокпит покрыт пятью слоями негорючего номекса (у нас известного как фенилон) — это обязательное требование к рекордным машинам с ДВС, обусловленное необходимостью изолировать водителя от топлива, которое может выплеснуться и загореться при аварии. На борту KillaJoule нет ни грамма горючего, но международные правила для рекордных транспортных средств — общие для всех.

Рама, на которую установлен композитный обтекаемый кузов, сделана из хром-молибденовой стали. При этом, надо сказать, создавая именно sidecar, то есть спортивный мотоцикл с коляской, ребята из KillaCycle Racing несколько схитрили. Боковая опора придает мотоциклу стабильность, сравнимую с автомобильной, но при этом рекорд скорости, который он призван побить, значительно ниже, чем у четырехколесных собратьев. Впрочем, корректно обхитрить правила — тоже искусство. Учитывая «фактор коляски», рекордный мотоцикл в плане аэродинамики и технического оснащения очень похож на автомобиль, разве что цепной привод — на одно колесо, а не на мост.

Есть куда стремиться

KillaJoule проектировали втроем — Билл, Эва и ее отец Свен. В начале 2011 года мотоцикл впервые проехал какое-то расстояние собственным ходом, а уже 30 августа Эва установила на нем первый официально зафиксированный FIM (Международной федерацией мотоспорта) рекорд в своем классе — 222,178 км/ч. Тут надо заметить, что система классов в FIM довольно сложная; например, KillaJoule классифицируется как I. B1. C VII + 300kg (категория I — мотоциклы с приводом на одно колесо, группа B1 — с несъемной коляской, дивизион С — с полным аэродинамическим обвесом, закрывающим пилота, тип VII — солнечные или электрические, + 300kg — снаряженной массой свыше 300 кг). Еще дважды — оба раза в 2013 году — Эва била рекорд в классе, доведя его до 341,458 км/ч. Но целью был абсолют.

Этой цели команда достигла в августе 2014 года, когда KillaJoule разогнался до сумасшедших 387,328 км/ч, побив абсолютный рекорд для мотоциклов с коляской независимо от типа двигателя. На данный момент этот рекорд проходит омологацию американской мотоциклетной федерации АМА, то есть он пока не утвержден, но сомнений в его легитимности нет.

Обратите внимание — за три года, постоянно совершенствуя машину, команда «накрутила» более 150 дополнительных километров в час! Следующей целью являются два рекорда — самая высокая скорость, когда-либо развитая электрическим транспортным средством (автомобиль Buckeye Bullet 2.5 — 495,141 км/ч), и самая высокая скорость, когда-либо развитая мотоциклом (TOP 1 Ack Attack — 605,697 км/ч).

Интересно, что в момент, когда KillaJoule превзошел предыдущее достижение для мотоцикла с коляской, он стал первым электрическим транспортным средством, побившим жидкотопливное в рекордной гонке с 1899 года!

Немного о конкуренции

Уже восемь лет борьбу за рекорд скорости на мотоцикле ведут две команды, два пилота, Крис Карр и Рокки Робинсон. Мотоциклы у них совершенно разные. Ack Attack Робинсона оснащен двумя двигателями Suzuki, а BUB Seven Карра — одной V-образной «четверкой» собственной разработки. На данный момент рекорд принадлежит Робинсону — в течение уже четырех лет, и, кажется, команда BUB Seven все-таки сдалась.

Но в то же время появились новые участники рекордной гонки — Castrol Rocket Мэта Маркстэллера на базе мотоцикла Triumph и EZ-Hook Streamliner американца Сэма Уилера. Из-за проблем с погодой в Бонневилле в 2014 году заезды на скорость были отменены — но первая команда планирует вернуться на соляные озера уже в октябре. Обе группы заявляют, что их мотоциклы способны разогнаться до 640 км/ч — что ж, посмотрим.

Но думают ли они, что в их соревнование может вмешаться электрический мотоцикл? Вряд ли. Пока он значительно отстает от поршневых конкурентов. Другое дело, что команда KillaJoule настроена более чем серьезно — и не за горами тот день, когда электричество бросит вызов горючему. Побьет или не побьет — уже другой вопрос.

Лорд Дрейсон

Фото В 2013—2014 годах новости об очередном рекорде скорости появлялись в сводках не менее десятка раз. Помимо KillaJoule, год — еще не закончившийся! — принес еще два мировых электрорекорда. Правда, не абсолютных, а лишь в своем классе. В частности, 10 октября 2013 года британский политический деятель и бизнесмен лорд Пол Дрейсон на автомобиле собственной конструкции Lola Drayson B12/69 EV установил новый мировой рекорд среди электромобилей весовой категории от 500 до 1000 кг (333,271 км/ч), побив державшееся почти 40 лет достижение Роджера Хедланда. Принадлежащая Дрейсону компания Drayson Racing Technologies занимается разработкой и монтажом практически любых элементов для гоночных электромобилей — силовых установок, систем управления, трансмиссий и т.?д.

За основу рекордного автомобиля был взят ле-мановский прототип Lola B10 класса LMP, после чего оригинальную топливную силовую установку Judd заменили на электрическую систему, выдающую суммарную мощность 850 л.с. Целью Дрейсона было установление абсолютного рекорда скорости среди электромобилей, но пока что он добился только рекорда в классе. По классификации FIA автомобиль Дрейсона относится к классу A-VIII-2 (категория A — гоночные автомобили, кроме драгстеров; группа VIII — электрическая силовая установка, подгруппа 2 — от 500 до 1000 кг).

Venturi VBB 3

Фото Над новым мировым рекордом трудится и команда, создавшая на шасси Venturi автомобиль Buckeye Bullet 2.5, которому принадлежало мировое достижение среди электромобилей в 2010 году. 22 августа 2014 года пилот Роджер Шрер на новой машине Venturi VBB 3 провел ряд предварительных заездов в Бонневилле — и установил рекорд в категории А-VIII-8 (от 3500 до 3999 кг). 11,35-метровый автомобиль имеет четыре батареи и два электромотора мощностью по 1500 л.с. каждый — это самая мощная силовая установка, которая когда-либо устанавливалась на электромобиль. На данный момент автомобиль показал скорость 341,181 км/ч, что не дотягивает не то что до рекорда предыдущей Venturi, но даже мотоцикла KillaJoule. Это связано не только с техническими недочетами, но и с внешними факторами: в этом году «Неделя скорости» в Бонневилле была сокращена из-за погодных условий, и команда VBB просто не успела выполнить всю программу.

В последние годы компания Venturi практически все свои усилия направляет на электрический транспорт, а их команда участвует в первом чемпионате «электрических формул» — Formula E. В этом сезоне все пилоты выступают на одном шасси — Spark-Renault SRT 01E, но уже с 2016 года команды получат право строить собственные машины, и вот тогда Venturi развернется. Не забывая, конечно, о мировом рекорде для VBB.

Статья «Самый быстрый электробайк» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2014).