Даже те, кто совершенно не интересуется автогонками, слышали о том, что в 2014 году в «Формуле-1» выступает второй после Виталия Петрова русский пилот — Даниил Квят. Выступает довольно ровно — несколько попаданий в очки, 15-е место в личном зачете. «Наши в «Формуле 1» — это звучит гордо.

Но если взглянуть на вопрос шире, окажется, что 2014 год вообще очень неплох для российского автоспорта — как и предыдущие три. В мировых автогонках появляется все больше и больше русских пилотов, нередко отмечающихся серьезными успехами. Просто чаще всего об этом знают лишь глубоко «сидящие» в теме люди. Мы же попытаемся провести небольшой ликбез: как дела у российских пилотов в текущем году?

Фото Даниил Квят (Formula 1)

В «Формуле-1», как уже было сказано выше, за команду Toro Rosso выступает 20-летний Даниил Квят. Его будущее прозрачно, обеспечено и многообещающе — на следующий сезон он заключил контракт с топ-командой Red Bull и имеет все шансы принести России первую победу в королевских автогонках. Другой «русский след» в F1 — это англо-российская команда Marussia F1, набравшая в этом году свои первые два очка на ГП Монако (пилот Жюль Бьянки добрался до финиша 9-м). Последний факт не означает, что «Маруся» выберется из аутсайдеров в лидеры, но оставляет надежду на 9-е место в Кубке конструкторов, что могло бы стать лучшим достижением команды за все ее недолгую пока историю. Так что и Даниилу, и «Марусе» мы пожелаем удачи.

Фото Михаил Алешин (Indycar)

В самой престижной моносерии (то есть серии, где все шасси построены одной компанией) с открытыми колесами — американской Indycar — тоже появился русский пилот, Михаил Алешин. 27-летний пилот выиграл международный чемпионат мировой серии Renault еще в 2010 году, но с тех пор его карьера как-то застопорилась. И вот, пожалуйста, огромный скачок вперед. Сезон Indycar 2014 уже завершился. Алешин провел его неровно, но неплохо, поднявшись на подиум — вторым! — в Хьюстоне и заняв 16-е место в общем зачете. Типичный сезон приспособления к новой машине (закончившийся, правда, серьезной аварией на автодроме в Фонтане). Если все получится, в следующем году Алешин сможет претендовать и на победы.

Фото Сергей Сироткин (Formula Renault 3.5)

Есть наши люди и в младших сериях — например, в мировой серии Formula Renault 3.5. Неплохо проводит сезон Сергей Сироткин (британская команда Fortec Motorsports) — он выиграл первую гонку на российском этапе, еще дважды поднимался на подиум и занимает в чемпионате 5-е место. Помимо Сироткина в этом году в WSR «засветились» еще два пилота — Николай Марценко (он финишировал вторым в Арагоне и занимает 14-ю строчку общего зачета) и Роман Мавланов (у него дела идут так себе — он ни разу за сезон не попал в очки). Но более всего интересно то, что напарник Мавланова по российской команде Zeta Course на данный момент выиграл три гонки, занимает второе место в личном зачете и претендует на титул! В командном зачете Zeta Course идет на третьей позиции.

В серии GP2 в этом году лишь один наш соотечественник — Артем Маркелов, и сезон у него идет со скрипом — одно седьмое место в гонке и всего 24-е в общем зачете. А вот у его напарника по команде RT Russian Time (тоже русской) Митча Эванса дела получше — 2 победы и 5-е место в турнирной таблице. Русская команда занимает 6-е место в чемпионате команд.

Фото Виталий Петров (DTM)

Кузовные гонки в этом году тоже не обходятся без наших. Самая известная история — это участие экс-пилота «Формулы-1» Виталия Петрова в престижном чемпионате DTM. Дела у Виталия идут плохо — на данный момент он единственным из пилотов ни разу не попал в очковую зону и занимает в чемпионате последнюю позицию. Будем надеяться, что все впереди.

Фото Lada Granta WTCC (2014)

Значительно более интересен для нас текущий год в мировом туринге — WTCC. Суть в том, что российская команда Lada Sport Lukoil впервые добралась до подиума, причем до верхней его ступеньки! Да, автомобиль Lada Granta с Робертом Хаффом за рулем во второй китайской гонке обошел значительно более заслуженные Citroen и Chevrolet, и пришел к финишу первым! Это первая победа для автомобиля «Лада» в мировом туринге, и вообще на столь высоком уровне автогонок. Чуть ранее, в Аргентине, Хафф уже приезжал к финишу вторым, уступив лишь непобедимому в этом сезоне Хосе-Марии Лопесу. Помимо этого, в WTCC выступает российский пилот Михаил Козловский (лучшее место в гонке — 5-е, в чемпионате на данный момент идет 15-м); на российском этапе также выступал — не очень удачно — Никита Мисюля.

Фото Леонид Урличич (WRC)

В Чемпионате мира по ралли дела обстоят не так радужно — с тех пор, как из серии ушел Евгений Новиков, самый успешный российский раллист в международной серии, российское участие в WRC — лишь эпизодическое. Канадский пилот с российским гражданством Леонид Урличич стартовал на «Форде» в Португалии (55-е итоговое место), Польше (сход), Финляндии (сход) и Германии (сход). В Италии на старт вышла сцепка Василия Грязина и Дмитрия Еремеева на «Мини» (сход), в Финляндии — Радик Шаймиев и Максим Цветков (49-е место), в Германии — Дмитрий Бирюков и Евгений Калачёв (сход), и все. Скромно.

Фото КамАЗ 4326−9 (Dakar Rally)

Конечно, несколько слов нужно сказать о ралли-рейдах и в частности о культовом ралли Дакар, проходящем ныне в Южной Америке. Традиционным лидером гонки в зачете грузовиков уже давно является российская команда Kamaz-Master, представленная в 2014 пятью экипажами — Эдуарда Николаева, Айрата Мардеева, Андрея Каргинова, Антона Шибалова и Дмитрия Сотникова. «Камазы» традиционно выиграли — первенствовал на этот раз экипаж Андрея Каргинова; машина Эдуарда Николаева стала третьей. Помимо того, «Камазы» пришли первыми в 7 из 13 спецучастков гонки.

Конечно, команда «Камазов» — не единственные наши соотечественники в Дакаре-2014. Например, в зачете квадроциклов 7-е место занял российский квадроциклист Сергей Карякин. Появились русские и в автомобильной классификации — Владимир Васильев на Mini занял 10-е место в общем зачете, Никита Григоров на OSC — 36-е (15-е в классе), Артем Варенцов на Toyota — 38-е (4-е в классе), Роман Брискиндов на Nissan — 49-е (18-е в классе), Павел Логинов на Can-Am — 59-е (3-е в классе).

Фото Владимир Васильев и Константин Жильцов (FIA Cross Country Rally World Cup)

Если же говорить о Кубке мира по ралли-рейдам, здесь экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова за два этапа до конца сезона лидирует в общем зачете с подавляющим преимуществом. Наши всегда неплохо выступали в этих соревнованиях — в 2006 году чемпионом становился Сергей Шмаков, в 2010 и 2011 — Леонид Новицкий. Владимир Васильев вполне может поддержать добрые традиции. Помимо Васильева, в Кубке принимает участие еще ряд российских раллистов — Борис Гадасин, Андрей Рудской, Руслан Мисиков, Александр Желудов, Дмитрий Ивлев, Владимир Фролов, Андрей Новиков. Причем Рудской с подавляющим преимуществом лидирует в младшем чемпионате серии — T2 Cup.

Фото Роман Русинов (Blancpain Sprint Series и «24 часа Ле-Мана»)

Помимо означенных в мировых сериях выступает еще ряд российских пилотов. В Blancpain Sprint Series (ранее известной как FIA GT) ездят Сергей Афанасьев и Роман Русинов, занимающие в чемпионате 10-е и 14-е места соответственно. Кроме того, российская команда G-Drive Racing занимает 7-е место в командном чемпионате; в гонке во Франции её пилоты Стефан Ортелли и Грегори Гуильвер поднялись на вторую ступеньку подиума.

В легендарной гонке «24 часа Ле-Мана» в этом году стартовало целых 7 российских пилотов — Марк Шульжицкий (команда OAK Racing), Сергей Злобин, Антон Ладыгин, Виктор Шайтар, Алексей Басов и Кирилл Ладыгин (российская команда SMP Racing), Роман Русинов (российская команда G-Drive Racing). Лучшее место в своем классе — 5-е в LMP2 — занял экипаж, одним из участников которого был Шульжицкий, причем всю гонку команда претендовала даже на победу, но подвела техника. В общем, в Ле-Мане у нас будущее есть.

Фото SMP Racing (ELMS)

Собственно, многие упомянутые пилоты постоянно выступают в серии ELMS — Европейской серии «Ле-Ман». В частности, команда SMP Racing, и ее пилоты — Шайтар, Басов, Злобин, Кирилл и Антон Ладыгины — именно оттуда. И ещё Дэвид Маркозов. SMP выставляет свои машины сразу в двух категориях, LM GTE и GTC. В последней есть вторая русская команда — Team Russia by Barwell, в которой выступают Тимур Сардаров и Леонид Мащицкий.

Успехи у наших весьма впечатляют. В классе LM GTE экипаж Злобина, Шайтара и Андреа Бертолини выиграли вторую гонку сезона в Имоле, в командном зачете ребята идут вторыми, уступая итальянцам из AF Course, а в личном зачете Злобин и Шайтар делят третью позицию. В GTC все еще круче: Кирилл Ладыгин, Басов и Лука Персиани повторили успех «старших братьев» в Австрии, а экипаж Антона Ладыгина, Маркозова и Оливье Беретты выиграли в GTC четвертую гонку сезона на автодроме Поль-Рикар. SMP Racing лидирует в командном зачете, а Антон Ладыгин и Дэвид Маркозов — в личном. Кажется, нас ждет титул!

Фото Владимир Леонов (Supersport)

Завершим мы обзор мотогонками. Тут все немного проще. В мировой серии Supersport (младшем чемпионате при Superbike) выступают два российских пилота — Владимир Леонов и Алексей Иванов. Леонов понемногу набирает очки и занимает в чемпионате 19-е место; Иванов очков пока не набрал, лучший финиш его в сезоне — 17-я позиция. По сравнению с предыдущими сезонами, в которых Леонов поднимался на подиум, результаты так себе. Собственно, с мотогонками на этом все.