Свернуть
Когда тракторы сходят с ума: самые необычные гонки в России

Когда тракторы сходят с ума: самые необычные гонки в России

Если что-то движется, на этом всегда велик соблазн погоняться. Видели гонки асфальтовых катков? Поищите в сети, найдете. Гонки паровозов с прицепленными вагонами? Да, такие соревнования проходят в Германии и представляют собой крайне захватывающее зрелище. Гонки комбайнов? Есть и такое.
Олег Макаров

А зачем ехать за границу? С 2002 года в России проходит «Бизон-Трек-Шоу» — гонки сельскохозяйственных тракторов. Когда в 2008 году я оказался в Норвегии на чемпионате по джип-триалу, то был поражен мастерством трактористов. Они, казалось, гораздо лучше владели своей техникой, нежели участники соревнований, и демонстрировали феноменальный класс вождения по склонам и скалам. Этим ребятам не давали медалей, им не присваивали очки — их работа заключалась в том, чтобы ставить на четыре колеса опрокинутые джипы, а заодно поправлять вешки, приводить в порядок трассу. И мне уже тогда казалось, что, дай трактористам возможность посоревноваться, они показали бы настоящий класс. Но я еще не знал, что гонки на сельскохозяйственных тракторах который год проходят в России и что «Популярная механика» уже успела посвятить соревнованию вдохновенный репортаж.

Руль и тормоз не трогать!

Гонки проходят вблизи трассы Ростов — Таганрог. Участвуют в них не профессионалные гонщики, а самые настоящие механизаторы, работающие трактористами в российских хозяйствах. Правда, техника, на которой соревнуются участники шоу, все же подвергается адаптации. Согласно требованиям регламента соревнований, можно использовать трактора с двигателем объемом до 5 л. Кроме того, нельзя вносить изменения в конструкцию тормозной системы и рулевого управления. Все гоночные машины оборудуются каркасами и ремнями безопасности. За соблюдением установленных норм следит комиссия Гостехнадзора — за ней остается последнее слово при допуске машины на трассу. В остальном участники соревнований и их техническая команда имеют полный карт-бланш. Как правило, двигатели серийных тракторов форсируют, часто оснащают турбонаддувом. Для приобретения спортивного характера дорабатывается трансмиссия. Иногда для гонок подбирают специальное топливо — например, к обычному дизелю добавляют авиационный керосин.

Сельскохозяйственные трактора — это крепкая, надежная техника, но все же прыжки с трамплина, опрокидывания и катание по дну водоемов явно не входят в перечень штатных режимов эксплуатации. Именно поэтому машины дорабатываются с точки зрения обеспечения безопасности соревнующихся. Обязательной частью конструкции становятся внешний каркас и ремни безопасности.

Гравитация, вода, жара…

В «Бизон-Трек-Шоу — 2019» сразятся три десятка трактористов. На линию старта они выйдут в парах, тройках и четверках. Шесть этапов и два финала. На скорости до 100 км/ч (при нормальной эксплуатации скорость трактора не больше 40−50 км/ч) гонщикам предстоит преодолеть трассу, в общей сложности превышающую 15 км. Дорожное покрытие — гравий, грунт. Есть опасные повороты, трамплины, водные препятствия, крутые спуски и подъемы, рискованные скоростные участки. Не надо забывать, что гонки проводятся летом и температура в кабинах может достигать 50.

Жара — еще один серьезный соперник. Зачастую шоу не ограничивается только гонками сельскохозяйственных тракторов. За рамками основной программы зрителям демонстрируют показательные гонки спортивных грузовиков, проводятся парады необычной техники, созданной энтузиастами, например тракторов-лимузинов.

Обычно в «Бизон-трек-шоу» участвуют три десятка трактористов. На линию старта они выходят в парах, тройках и четверках. Соревнования включают в себя шесть этапов и два финала.

Спорт и развлечение

Поскольку соревнование имеет в названии слово «шоу», организаторы заботятся о том, чтоб гонки были максимально зрелищными, порой и забавными. Например, проводились заезды с прицепным грузом, в качестве которого выступал объект с хорошо узнаваемыми по всей России очертаниями деревянного сельского туалета. Правда, для утяжеления внутрь помещался бетонный блок. Оценивают выступления по нескольким параметрам, которые не сводятся к скупым показаниям секундомера. Четверым победителям от имени правительства Ростовской области вручают новые трактора и другую сельхозтехнику. Но также предусмотрены специальные призы в отдельных номинациях, таких как «За волю к победе», «За самый экстремальный заезд», «За самую высокую скорость», «За лучший дизайн трактора». Ну и, разумеется, существует приз зрительских симпатий.

Коль скоро речь идет об экстремальном виде спорта, в ходе соревнований случаются падения, переворачивания и поломки техники. Ремонт участвующих в заездах машин производится за счет организаторов шоу. На трассе дежурят профессиональные технические команды, которые в любой момент заезда готовы оказать спортсменам-механизаторам всю необходимую помощь. А интересно, не завидуют ли они тем, кто, не щадя своих тракторов, рвется вперед, к победе?

Статья «Трактористы-экстремалы» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2019).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.