Свернуть
Киберпанки на природе: как проходят фестивали Alfa Future People

Киберпанки на природе: как проходят фестивали Alfa Future People

Как-то незаметно мир киберпанка перестал быть фантастикой: виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, хакеры, киберпреступность, криптовалюта, нанотехнологии, биоимплантаты и генная инженерия уже самое что ни на есть настоящее. Все, о чем раньше мы только читали в романах Уильяма Гибсона, теперь стало частью нашей жизни. Включая рейвы — невероятно красочные, масштабные, фантастические и позитивные многодневные фестивали электронной музыки. Ничего более впечатляющего я никогда не видел.
Александр Грек

Самый масштабный рейв Восточной Европы — Alfa Future People, собравший в прошлом году более 52 тысяч человек. Фестиваль прошел 10−12 августа 2018-го в открытом поле рядом с поселком Большое Козино Нижегородской области. Главная сцена Alfa Future People ежегодно становится самой большой сценой в стране с самыми совершенными декорациями, звуком, светом, видеоинсталляциями и спецэффектами. И сегодня мы расскажем, как она создается.

Требования к главной сцене невероятные. На сцене артисты непрерывно сменяют друг друга, при этом световые, видео- и пиротехнические эффекты не должны повторяться, что само по себе кажется невыполнимым. AFP обязательно будут сравнивать с главными мировыми фестивалями электронной музыки, поэтому нужно не просто держать соответствующий уровень, не повториться в дизайне, но и привнести что-то новое. Сцена — 100 х 30 м — превосходит по размеру огромный 9-этажный дом, декорации нашпигованы самой современной светотехникой, гигантскими видеоэкранами, техникой для спецэффектов, и вся эта конструкция гарантированно должна выдержать ураганный ветер с ливнем. А самое главное — она должна не просто удовлетворить, а привести в полный восторг самых требовательных зрителей, которые в курсе новейших технологий. Сделать это практически невозможно, но каждый год за право реализовать свою самую смелую идею сражаются лучшие российские художники-постановщики, предлагая десятки вариантов. Нелегкий выбор стоит и перед организаторами: в 2018 году макет главной сцены утверждался пять месяцев. В итоге была выбрана концепция Дениса Лищенко.

Существует несколько компьютерных программ, с которыми работают художник-постановщик, художники по свету, инженеры, видеографы. Все данные стекаются в один проект: железо, свет, декорации, видео, звук, пиротехника — все совмещается в одной модели. Огромные и сложные модели «весят» по несколько гигабайт, и для работы с ними используются самые мощные компьютеры, которые на данный момент можно купить.

Киберсцена

Денис подтверждает, что перед художником стоит непростая задача. «Сделать современную технологичную киберсцену — это про что? — говорит он. — Постановщик переводит вербальные идеи устроителей и их ощущения в визуальные образы. И угадать тут очень сложно». Дело в том, что AFP конкурирует с крупнейшими фестивалями электронной музыки, и тут важно не повториться. Конечно, Денис в курсе последних мировых тенденций, но на первом этапе старается ни на что не ориентироваться: «захламляет видение, мешает чистому поиску концепции», считает он. И это ничего не гарантирует. Например, одной из идей, которую Денис предлагал для AFP-2018, была сцена в виде гигантского существа, напоминающего фэнтезийного паука. На счастье, организаторы остановились на другой идее Лищенко — концепции пилота-робота. А вот сцена с гигантским пауком всплыла на фестивале Ultra 2018 в Майами.

Вернемся к AFP-2018. Акцент был сделан на видео, декорации подвинули, чтобы увеличить количество экранов, стало значительно больше видеографики. Благодаря множеству экранов безликий робот мог примерять разные костюмы-образы, постоянно меняясь. Правда, удалось сделать далеко не все, что задумывал Денис. «Была идея создать иммерсивное пространство, когда декорации окружают зрителя со всех сторон, — рассказывает дизайнер. — В итоге у нас получилась вогнутая сцена, которая частично обеспечивает этот эффект. В первых скетчах конструкция полностью окружала толпу, но по требованиям безопасности пришлось от этого отказаться».

Да будет свет

Второй по важности человек в проекте — художник по свету, который присоединяется на самой ранней стадии разработки декораций, так как именно в них и предстоит интегрировать сотни световых приборов. Кроме того, на художника по свету ложится основная задача зрелищности проекта, потому что фестиваль проходит в ночное время и важно произвести на зрителей впечатление, максимально разнообразив визуальный эффект. Этот специалист придумывает световую концепцию мероприятия, визуальные эффекты, разрабатывает дизайн-проект, делает 3D-макет в программах-визуализаторах и составляет технический план расположения световых приборов. А на самом мероприятии работает на световом пульте и программирует его.

«К сожалению, фестиваль AFP — одна огромная импровизация, потому что большинство артистов не дают трек-листа (так как сами часто импровизируют во время выступления), — говорит художник по свету AFP-2018 Марина Ларикова. — Я решаю эту задачу с помощью расширенного банка сцен (около 300). Туда заранее вписаны все типы использованных приборов, включая лазеры в разном положении и скорости, и из них уже в онлайн-режиме выбираю подходящую комбинацию. Подготовка этого банка занимает около двух месяцев работы в программах-визуализаторах».

Сегодня в мире шоу востребованы машинерия, кинетика и светодиодные технологии. В связи с тем что AFP проходит на открытом воздухе, устроители смогли применить только светодиодные технологии, так как использование кинетики на улице невозможно, машинерия в наших погодных условиях требует огромных вложений в безопасность, да и артисты отказываются летать над зрителями по условиям контракта.

На рейве помимо световых приборов и лазеров использовано 3,5 км светодиодной ленты и 1500 светодиодных элементов, интегрированных в декорации. Этим гигантским хозяйством управляет художник по свету, а светодиодными экранами — видеорежиссер. Видеографику, как правило, диджеи привозят с собой вместе со своими виджеями: им заранее высылают схемы расположения экранов и света, по которым они готовятся, а по приезде все это прогоняют ночами перед фестивалем.

1 год

тратит команда AFP на подготовку фестиваля

170 000 человек

посетили фестиваль за четыре года

150 раз

столько составляет разница между самым дорогим и самым бюджетным артистом AFP

1860 пар трусов

было куплено для музыкантов за пять лет проведения фестиваля

1 млн рублей

стоил столик на восемь человек в VIP Lounge

11 км

забора выстраивается ежегодно по периметру площади фестиваля

13 часов в день

в среднем работает сотрудник AFP в последний месяц до его проведения

Выдержит все

Главную сцену уже несколько лет делает одна и та же московская компания — D-сonstruction. В мае начинается работа над моделью декорации, где выставлены все элементы. Инженеры смотрят, изучают модель и решают вопросы применения материалов и технологии изготовления декораций. Производство начинается в начале июня. Основа — металлический каркас, скелет сцены, который должен выдержать штормовой ветер до 30 м/с с дождем. Постепенно каркас обрастает декорациями, которые вырезаются из пенопласта. Так как пенопласт изначально приходит на производство в виде 10-сантиметровых листов, специальные программы и станки с ЧПУ нарезают модели на 10-сантиметровые слои, которые склеиваются монтажной пеной в гигантские объемные черновые декорации. Затем за работу берутся бутафоры, вручную при помощи электропил и специальных щеток обтачивая пенопласт. Одновременно в конструкцию встраиваются провода и необходимый крепеж для светотехники. Предпоследняя стадия — покрытие пенопласта специальным материалом, метапластом, образующим жесткую корку, на которую и наносится краска.

Сцена AFP — самое сложное в стране инженерное сооружение такого типа, возведенное в открытом поле, — живет всего три дня. После чего ее разбирают, декорации утилизируют, и все это грандиозное шоу остается жить только в воспоминаниях десятков тысяч участников, фотографиях и видео. Чтобы, как феникс, возродиться на том же месте ровно через год.

В чистом поле

Чем ближе фестиваль, тем меньше спят организаторы. За пару недель до начала в открытом поле под Нижним Новгородом начался монтаж гигантских конструкций сцены, которые доставляются из Москвы на двадцати 14-метровых фурах. На площадке непрерывно работают тридцать строителей под руководством пяти инженеров. За пять дней до начала конструкции оживают, на площадку начинают подъезжать светорежиссеры и видеографисты артистов и, сменяя друг друга четыре ночи подряд, вместе проводят саунд-чеки, прописку света и видеоконтента, собирают программу. Накануне ночью, за день до мероприятия, приезжает съемочная группа и выставляет камеры. Становится видна конечная картинка, которая потом преобразится в красивое афтермуви-видео. Количество сотрудников, задействованных на фестивале, возрастает с 16 человек в начале года до 5000. PR-директор AFP-2018 получает более 700 сообщений ежедневно. Начинают съезжаться со всей страны рейверы.

А дальше вы все знаете сами. В пятницу в пять часов вечера оживают все 50 гектаров площади фестиваля и начинается невероятное действо, которое нельзя передать ни фотографиями, ни видео, ни тем более словами. 115 часов — ровно столько длилась музыкальная программа на четырех сценах в 2018 году. 115 часов непрерывного счастья. И мне безумно жаль тех, кто не был в то время вместе с нами.

В 2019 году фестиваль Alfa Future People пройдет с 16 по 18 августа в поселке Большое Козино Нижегородской области.

Статья «Киберпанки на природе» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2018).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.