Вода и скорость. Это пьянящее сочетание привычно ассоциируется с миром богатых и знаменитых. Оно и понятно: практически все скоростные развлечения на воде требуют мало-мальски развитой инфраструктуры.

Вейкборду необходим катер с водителем или хотя бы лебедка: гидроцикл без автоприцепа и специального спуска на воду — все равно что рыба, выброшенная на берег. Для серфинга нужны океанские волны и авиабилет на Гаваи, для виндсерфинга — сильный ветер, нечастый гость в наших широтах. Как же быть нам, скромным россиянам, которые не любят многочасовых перелетов, больших машин и шумных компаний? Благодаря самым современным технологиям и на нашу улицу наконец приходит праздник.

Не узнал без грима

Испытать в деле Powerski Jetboard «Популярной механике» предложили друзья из московского вейк-клуба «Малибу», те самые, что год назад познакомили нас с экзотическим вейксерфингом. К своему стыду, я даже не знал, что существуют серфы с мотором. Хотя еще в далеком 1995 году на слегка загримированном Jetboard щеголял Кевин Костнер в постапокалиптическом блокбастере «Водный мир». Изобретатель джетборда Боб Монтгомери — далеко не новичок в водно-моторном спорте. Ему приписывают спасение водного отделения Kawasaki от тяжелейшего кризиса: в 1977 году он придумал продавать гидроциклы военным. А с 1981-го уже вплотную занимался созданием самодвижущегося серфа. Разместить внутри доски двигатель — непростая инженерная задача. Современный Jetboard внешне практически не отличается от обычного серфа, как по длине (235 см), так и по толщине. Однако в то время как обычные доски делаются из полиуретановой пены с деревянными усилителями, джетборд представляет собой пустотелую водоизмещающую скорлупку из стеклопластика. По конструкции это скорее лодка, чем доска, однако все равно трудно поверить, что в столь тонком корпусе удалось разместить двигатель со стартером, аккумулятор, глушитель и водомет. Создавая джетборд, Боб представлял себе крутые повороты с сильными перегрузками, при которых райдер может буквально лечь на воду, коснуться рукой зеркальной глади и, выходя из поворота, опереться на собственную глиссирующую ладонь. Для этого аппарат должен не только быстро ездить, но и быстро разгоняться. Изобретатель практически сразу определился с желаемыми параметрами снаряда: надо, чтобы он развивал скорость до 65 км/ч и мощность не менее 15 л.с. Современный Jetboard оснащается 330-кубовым двухтактным мотором мощностью 35 л.с. Двигатель «дышит» воздухом, который поступает внутрь корпуса через воздухозаборную трубку на носу. Если в корпус попадает вода, она откачивается специальной помпой, как на гидроциклах. Поэтому вероятность залить двигатель минимальна. Двигатель, редуктор, батарея и топливный бак расположены ближе к центру доски для улучшения развесовки.

Пан или пропал

Powerski Jetboard — редкий зверь в наших краях: нет ни официальных дилеров, ни сервисов, ни тестовых образцов. Доску для тест-драйва нам любезно предоставил ее хозяин Сергей. Вместе с помощником Сергей аккуратно спускает джетборд на воду и прикручивает плавники. Одному здесь не справиться: аппарат весит 90 кг. Налицо и преимущества доски: она запросто перевозится на легковом автомобиле, если установить багажник на крышу, а хранить ее можно хоть в стенном шкафу. Сергей любезно помогает мне освоиться со стартом. Собственной плавучести джетборда хватает ровно на половину человека: на неподвижной доске нельзя стоять, но вполне можно лежать, свесив ноги в воду. Чтобы стартовать, надо лечь на корму, завести двигатель, дать газу и, как только снаряд наберет скорость, руками затянуть себя на доску и встать. Для начала на колени. В таком положении управлять джетбордом проще простого. Относительно длинная доска очень стабильна в продольном направлении, но легко отзывается поворотом на наклоны тела. Встать на ноги на гладкой воде тоже не очень сложно. На скорости доска очень стабильна, по ней можно буквально ходить. Процесс обучения несколько омрачает капризный двигатель. Двухтактные моторы тяготеют к некому «любимому» диапазону оборотов, преимущественно максимальному. К тому же они очень требовательны к качеству топлива (бензин и масло райдер смешивает заранее в пропорции 1:50), условиям хранения, регулярности обслуживания. Наша доска знала только два положения: «валить на все деньги» и «глохнуть». Вставать на максимальной скорости поначалу страшновато, с непривычки бросаешь газ. Поэтому процесс «вставания» занял у меня без малого два часа. Зато когда встанешь — можно расслабиться и получать удовольствие. Снаряд позволяет кататься не напрягаясь. Но если заложишь поворот покруче, почувствуешь боль в таких мышцах, о существовании которых даже не подозревал. А затем упадешь и покачаешь руки, затаскивая себя на доску. Powerski Jetboard подходит для райдеров практически с любым уровнем спортивной подготовки. Однако он запросто может заменить целый спортзал. Поистине универсальный снаряд.

Ракета в багажнике

Потренировавшись держать равновесие на Powerski Jetboard, мы обратили взор к Jetsurf. Снаряд предоставил официальный дилер — Jetsurf продается в России. 180 см, 15 кг, от 18 до 30 л.с., 86 или 100 кубиков рабочего объема и никаких компромиссов — это не серф, это ракета! Создатель Jetsurf, чех Мартин Сула, четко знал, чего хотел, и добивался своей цели всеми возможными способами. Корпус Jetsurf, больше похожий на вейкборд, чем на серф, целиком сделан из карбона. Сняв крышку моторного отсека, с трудом веришь своим ощущениям — большая жесткая пластина весит чуть больше 100 г. Чтобы облегчить конструкцию, Сула отказался от всего, что хоть с малейшей натяжкой можно назвать лишним. Система зажигания двигателя работает от аккумуляторной батареи — мотор даже не оснащен генератором. Батарея заряжается от розетки, ее хватает на четыре часа. Четырех литров топлива достаточно для двух часов катания. В самых быстрых моделях Jetsurf нет даже помпы, откачивающей воду из корпуса: предполагается, что опытные спортсмены не станут затапливать доску, а экономия лишних 200 г поможет им в борьбе. Коллеги-двигателисты из компании MSR Engines помогли Мартину разработать двигатель, который не боится гидроудара: если вода попадет в цилиндр, ни одна деталь не будет повреждена. Как именно этого удалось добиться — большой секрет, как и большинство запатентованных технологий Jetsurf. Аппарат изначально задумывался как игрушка не для всех — и в плане стоимости, и с точки зрения спортивной подготовки владельца. Его плавучести едва хватает на собственные 15 кг. Пока вы не заведете его и не выжмете полный газ, на него даже руку нельзя положить — вмиг нахлебается воды и пойдет ко дну. Водный старт выглядит забавно. Райдер берется за ручки и вставляет привязанный к запястью чип-ключ в отверстие на рукоятке управления, полностью утопив курок газа. Через пять секунд двигатель заводится, и шальная доска начинает крутить человека на месте. В этот момент нужно затянуть то ли себя на доску, то ли доску под себя. И вот вы уже несетесь, весело подпрыгивая на волнах. На мелководье стартовать чуть проще — дожидаетесь старта, даете полный газ и запрыгиваете на колени. Пока вы едете на коленях, малейшие волны трясут легкую доску как бешеную. С точки зрения управляемости она напоминает вейкборд, сноуборд, возможно, маленький профессиональный серф, но никак не большую доску для начинающих. В теории, как и на Powerski Jetboard, райдер может держаться за натянутый фал ручки управления, получив дополнительную точку опоры. Однако на практике это вряд ли поможет: короткая и легкая доска требует от райдера правильной стойки с равномерной нагрузкой на обе ноги. Честно говоря, за время трехчасового тест-драйва мне так и не удалось провести сколько-нибудь значимого времени на ногах. Сказались сюрпризы погоды: холод быстро пожирал силы, а ветер нагонял волны, превращающиеся на скорости в стиральную доску. Чтобы встать на ноги в таких условиях, необходимы моторные навыки, наработанные на гладкой воде. Пожалуй, это даже к лучшему — тем интереснее будет встретиться с джетсерфом еще раз. Признаться, я влюбился в этот снаряд с первого взгляда. Это произведение технического искусства, сочетающее в себе прелести гидроцикла, вейкборда и тренажера для всех групп мышц, с легкостью помещается в мой автомобиль, и ее можно бесплатно провозить в самолете. Последнее особенно важно: создатели обеих досок, и большой и маленькой, утверждают, что настоящее веселье с ними начинается на океанских волнах. Фото Плавники помогают доске удерживать курс. В отличие от гидроциклов, на джетборде водомет не имеет поворотного сопла. Дуги любого радиуса можно выписывать, просто наклоняя доску в сторону поворота. Двигатель рабочим объемом 330 см3 спроектирован специально для джетборда. Будучи скомпонованным в одном корпусе с редуктором и опоясанным алюминиевым глушителем, он занимает совсем мало места внутри корпуса.

В ногу со временем

Фото Двухтактный двигатель — очевидный выбор для джетборда. Он позволяет снимать желаемую мощность с вдвое меньшего объема, чем у четырехтактного аналога, что в свою очередь дает ощутимую экономию веса. Тем не менее, в связи с экологическими гонениями на двухтактные двигатели в Штатах, компания уже разрабатывает четырехтактный мотор для новой модели.

Газ по проводам

Фото Jetsurf потрясающе хорошо управляется газом на любых скоростях, начиная с самых низких. От капризности, присущей двухтактным двигателям, не осталось и следа, а курок газа практически невесом. Все это заслуга полностью электронной системы управления двигателем. Фото

Статья «35 дельфиньих сил» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2014).