Как я уже писал, начиная с 1898 года, был поставлен шестьдесят один официальный рекорд скорости на автомобиле. Продолжаем о них рассказывать.
Тим Скоренко

Условно гонку за скоростью можно подразделить на три этапа:

1) 1898 — 1914. В этот период рекорды преимущественно ставились на серийных или обычных гоночных автомобилях на автодромах или дорогах общего пользования;
2) 1922 — 1947. В этот период рекорды преимущественно ставились на специальных рекордных автомобилях с колёсным движителем на пляжах или на соляных озёрах;
3) с 1964 года. В этот период рекорды ставились на автомобилях с турбореактивными авиационными или ракетными двигателями на соляных озёрах.

Во втором посте серии мы рассмотрим второй период.

Итак, II период. 1914−1947. Рекорды с №25 по №48.

25. Из-за новых правил (требования о проведении двух заездов в разные стороны для исключения влияния ветра) целых три американских рекорда подряд не были признаны. 12 февраля 1919 года Ральф де Пальма на автомобиле Packard 905 разогнался до 241,2 км/ч, но не сделал второго заезда, и рекорд остался сугубо американским. 17 апреля 1920 года Томми Милтон на Duesenberg показал результат 251, 133 км/ч, но по той же причине учтён не был. Наконец, 7 апреля 1922 года Сигурд Хогдаль на автомобиле Wisconsin Special достиг результата 289,68 км/ч, но с ним вообще получился казус — этот результат замеряли частники-журналисты и сам Хогдаль, даже не американская ассоциация AAA, и потому его не признал никто.

А официально двадцать пятый рекорд скорости составил всего лишь 215,17 км/ч. Он был показан ирландцем Кенельмом Ли Гиннессом (Kenelm Lee Guinness) 17 мая 1922 года в Бруклендсе на автомобиле Sunbeam 350hp. Это был последний в истории рекорд, поставленный на автодроме.

Знаковым этот рекорд стал потому, что это первый абсолютный рекорд скорости на суше, установленный нерельсовым транспортным средством. Автомобили обогнали паровозы — лишь один раз в будущем они уступят «абсолют» транспортному средству другого типа (мотоциклу), мы упомянем об этом казусе. Рельсовые же транспортные средства отошли в тень.

Вот Гиннесс за рулём рекордного автомобиля:

Гиннесс был гонщиком-любителем, а основной его деятельностью была работа в семейной компании — да-да, той самой, производящей пиво. В 1924 году он окончательно завязал с автоспортом, попав в чудовищную аварию, из-за которой до конца жизни постоянно страдал от головных болей, провалов в памяти и приступов лёгкого безумия. В 1937 году в возрасте 49 лет во время одного из приступов Кенельм Гиннесс покончил с собой, отравившись газом.

26. Двадцать шестому рекорду скорости для автомобилей — и, напоминаю, абсолютному на суше — предшествовал очередной непризнанный рекорд, установленный 23 июня 1922 года молодым Малькольмом Кэмпбеллом, величайшим рекордсменом всех времён. На своём Sunbeam Bluebird он разогнался до 221,638 км/ч, но AIACR рекорд не признала, поскольку измерительное оборудование не прошло омологацию.

В результате официальный 26-й рекорд был установлен лишь 6 июля 1924 года французом Рене Тома (René Thomas) на автомобиле Delage La Torpille и составил 230,64 км/ч.

Тома во время заезда:

Тома был известным пилотом-кольцевиком, он выигрывал Indy 500, но участие его в рекордной гонке было случайным — компания Delage просто пригласила его принять участие в рекордных заездах во французском Арпажоне. Скончался Тома в 1975 году в возрасте 89 лет.

27. Двадцать седьмой рекорд скорости был установлен англичанином Эрнестом Элдриджем (Ernest Eldridge) на гигантском, неимоверно тяжёлом и мощном автомобиле Fiat Special Mephistopheles II. 12 июля 1924 года "Мефистофель" разогнался в том же Арпажоне до скорости 234,98 км/ч. Интересно, что первый заезда «Мефистофель» совершил одновременно с Тома, 6 июля, и уже тогда был быстрее, но AIACR не признала рекорд, поскольку у автомобиля не было задней передачи. За шесть дней команда переделала коробку передач и всё-таки поставила рекорд.

Вот Элдридж за рулём во время заезда. Это был последний рекорд, поставленный на дороге общего пользования.

Машина дошла до наших дней.

Элдридж умер в 1937 году в возрасте 40 лет от воспаления лёгких.

28. А дальше началась эпоха великого безумия. Двадцать восьмой мировой рекорд скорости на пляже Пендайн-Сэндз поставил 25 сентября 1924 года Малькольм Кэмпбелл (Malcolm Campbell) на автомобиле Sunbeam Blue Bird 350hp. Рекорд составил 235, 22 км/ч.

Вот эта машина тогда.

29. Спустя год, 21 июля 1925 года, Малькольм Кэмпбелл установил двадцать девятый рекорд скорости — 242,79 км/ч всё на том же, но слегка доработанном Sunbeam Blue Bird 350hp.

Вот машина сегодня. Сохранилась идеально.

30. 21 марта 1926 года в моногонку Кэмпбелла вмешался другой англичанин — Генри Сигрейв (Henry Segrave). На пляже в Саутпорте на автомобиле Sunbeam Tiger 4L Ladybird он разогнался до скорости 245,1 км/ч, установив тридцатый рекорд скорости. Про соперничество Сигрейва и Кэмпбелла я писал целую занимательную историю. Автомобиль же Ladybird был интересен тем, что он был — в отличие от прочих рекордсменов — не тяжеленным и мегамощным, а наоборот, максимально облегчённым и резвым; это был другой подход к конструкции.

Машина перед заездом и сегодня.

31. Но уже 27 апреля 1926 года рекорд Сигрейва пал. Тридцать первый рекорд скорости установил британский пилот и инженер Джон Годфри Перри-Томас (John Godfrey Parry-Thomas) на автомобиле собственной конструкции Babs (он же Higham-Thomas Special). Рекорд был поставлен на пляже Пендайн-Сендз и составил 272,45 км/ч!

Вот он, Babs с Перри-Томасом за рулём.

32. На следующий день, 28 апреля 1926 года, Перри-Томас побил свой же вчерашний рекорд, показав на Babs скорость 274,69 км/ч — это стало тридцать вторым рекордом скорости.

Джон Годфри Перри-Томас разбился насмерть 3 марта 1927 года в Пендайн-Сэндз во время очередной попытки поставить мировой рекорд скорости. Приводная цепь его Babs слетела с оси и практически обезглавила пилота. Ему было 42 года. Автомобиль был похоронен в песке там же, на пляже. 42 года спустя, в 1969-м, его выкопал местный энтузиаст Оуэн Уин Оуэн и отреставрировал; ныне Babs хранится в музее скорости Пендайн-Сэндз.

33. Тридцать третий мировой рекорд скорости был установлен 4 февраля 1927 года, и установил его снова Малькольм Кэмпбелл на новой генерации своей «Синей птицы», автомобиле Campbell Napier Blue Bird II. Рекорд составил 281,44 км/ч. Это был последний рекорд скорости на суше, установленный в Европе, в Пендайн-Сэндз.

Вот Кэмпбелл во время заезда.

34. Но рекорд простоял недолго. Потому что на арену снова вышел Генри Сигрейв. 29 марта 1927 года он установил тридцать четвёртый рекорд скорости на автомобиле Sunbeam 1000 HP Mystery, разогнавшись до скорости 326,66 км/ч. Он стал первым человеком, который одновременно «выехал» из 200 миль/ч и 300 км/ч. Рекорд ставился во Флориде, на пляжной полосе Дайтона-бич.

Сигрейв и его Mystery.

Машина сохранилась до наших дней.

35. Тридцать пятый рекорд скорости поставил Малькольм Кэмпбелл 19 февраля 1928 года — тоже на пляже Дайтона-бич, на новой инкарнации «Синей птицы». Campbell Napier Blue Bird III разогнался до скорости 333,05 км/ч, чуть-чуть, но побив рекорд Сигрейва.

Снимков этой конфигурации довольно мало, потому что она существовала в течение, кажется, всего полугода, и её почти не снимали. Вот такой была третья «Синяя птица»:



36. Затем в гонку скоростей вмешались американцы. 22 апреля 1928 года Рэй Кич (Ray Keech) на автомобиле White Triplex, известном как Spirit of Elkdom, установил тридцать шестой рекорд скорости на том же пляже в Дайтоне. Рекорд составил 334,02 км/ч.

Этот безумный автомобиль с тремя (!) 12-цилиндровыми двигателями имел объём 81 литр и был построен по личному заказу магната и немного самодура Уайта. Кич за рулём:

История и Кича, и «Уайта» закончились трагически. Рэй Кич разбился насмерть 29 сентября 1929 года во время 200-мильной гонки в Типтоне (Пенсильвания). Ему было 29 лет.

White Triplex уже в 1928 году ехал на пределе. После того, как рекорд Кича был побит, Уайт потребовал от пилота повторить заезд, но тот отказался, поскольку машина была неимоверно опасной и плохо управляемой. Тогда Уайт пообещал бешенную сумму денег механику машины Ли Байблу, который вообще не имел гоночного опыта, чтобы тот сыграл роль пилота. Байбл, естественно, погиб. Вот последний взгляд Байбла и остатки его White.

К слову, рекорд Кича пытался побить ещё один интересный пилот, Фрэнк Локхарт — в Дайтоне, 25 апреля 1928 года на автомобиле Stutz Black Hawk, самом лёгком из всех рекордных автомобилей за всю историю. Он погиб. Его смерть запечатлена на киноплёнке:

37. Тридцать седьмой рекорд скорости установил 11 марта 1929 года уже встречавшийся нам Генри Сигрейв на автомобиле Golden Arrow, построенном конструктором Джеем Ирвингом и оснащённом двигателем Napier Lion. Рекорд составил 372,66 км/ч и был показан на пляже в Дайтоне.

Безумной красоты автомобиль.

Наши дни:

За этот рекорд Генри Сигрейв был удостоен рыцарского звания. О жизни и смерти Генри Сигрейва я писал отдельную статью в ЖЖ. Он погиб 13 июня 1930 года в возрасте 33 лет через несколько минут после установления рекорда скорости на воде и посмертно стал первым в истории человеком, удерживающим оба — водный и сухопутный — рекорды скорости.

38. А рекордная гонка продолжалась. 5 января 1931 года Малькольм Кэмпбелл на очередной генерации автомобиля Blue Bird (известной как Campbell-Napier-Railton Blue Bird) установил тридцать восьмой рекорд скорости на суше — 396,03 км/ч. За этот рекорд Малькольм Кэмпбелл, как ранее Генри Сигрейв, получил рыцарское звание.

Кэмпбелл перед заездом:

39. Следующий, тридцать девятый рекорд скорости, установил снова же сэр Малькольм Кэмпбелл 24 февраля 1932 года всё том же Blue Bird, но теперь с двигателем Rolls-Royce, а не Napier (что-то вроде промежуточного поколения автомобиля). Рекорд составил 408,71 км/ч, то есть Кэмпбелл первым выбрался из 400 км/ч.

Кэмпбелл перед заездом:

40. Малькольм Кэмпбелл не остановился и на этом. 22 февраля 1933 года он установил сороковой рекорд скорости на новой генерации «Синей птицы», известной как Campbell Rolls-Royce Railton Blue Bird. Рекорд составил 437,90 км/ч; пилот по‑прежнему использовал в качестве площадки пляж в Дайтоне.

Очень красивая машина. Кэмпбелл позирует.

41. 7 марта 1935 года, ещё два года спустя, сэр Малькольм Кэмпбелл установил сорок первый рекорд скорости на очередной «Синей птице», известной как Campbell-Railton-Rolls Royce Blue Bird. Рекорд составил 445,32 км/ч. Обратите внимание: после смерти Сигрейва и отказов американцев началась полная монополия Кэмпбелла на рекорды.

Этот рекорд стал последним в истории, поставленным на пляже.

«Синяя птица» 1935 года.

42. Наконец, 3 сентября 1935 года великий Малькольм Кэмпбелл поставил свой последний, девятый, рекорд скорости и сорок второй по порядку. Это был первый в истории рекорд, установленный на соляных озёрах в Бонневилле. Автомобиль был тот же, Campbell-Railton-Rolls Royce Blue Bird, но модифицированный, а результат был — 484,620 км/ч. Человек впервые «выехал» из 300 миль/ч.

Кэмпбелл у машины.

Машину готовят к старту.

Сэр Малькольм Кэмпбелл ушёл из автогонок, чтобы повторить достижение Генри Сигрейва и стать обладателем рекордов скорости и на суше и на воде. И он это сделал. Окончательно он покинул рекордную гонку в 1939 году. Он умер от инсульта в 1948-м в возрасте 63 лет.

43. С уходом Кэмпбелла снова началась напряжённая борьба двух рекордистов — Джорджа Истона и Джона Кобба. Сорок третий рекорд скорости установил 19 ноября 1937 года Джордж Истон (George Eyston) на автомобиле Thunderbolt, оснащённом двумя 12-цилиндровыми двигателями Rolls-Royce. Рекорд составил 501,17 км/ч.

Thunderbolt был очень необычной машиной с двумя парами управляемых передних колёс.

44. 27 августа 1938 года на модифицированном Thunderbolt Джордж Истон побил свой же рекорд. Сорок четвёртый рекорд скорости составил 556,00 км/ч.

Для сравнения: Thunderbolt рядом с обычной машиной.

45. Рекорд стоял недолго. 15 сентября 1938 года Джон Кобб (John Cobb) на автомобиле Railton Special Napier Lion установил сорок пятый рекорд скорости — 563,58 км/ч. Крутизна этого автомобиля заключалась в том, что он был полноприводным!

Не машина, а НЛО.

46. Но днём позже, 16 сентября 1938 года, Джордж Истон вернул себе лавры первого, установив сорок шестой рекорд скорости. Он сделал это на в очередной раз усовершенствованном Thunderbolt и достиг скорости 575,32 км/ч.

Thunderbolt является «утерянным» звеном среди гоночных автомобилей-рекордистов. В 1946 году он сгорел при пожаре до состояния невозможности восстановления (большая часть его предшественников сохранилась).

Странная была машина.

Её остатки.

Сам Джордж Истон больше не принимал участие в рекордной гонке и умер в 1979 году в возрасте 83 лет.

47. Годом позже, 23 августа 1939 года, Джон Кобб в свою очередь ответил Истону и вернул себе победу, установив сорок седьмой рекорд скорости. Выступал он всё на том же Railton Special и разогнался до скорости 592,09 км.

Кобб позирует.

48. А потом пришла война, и стало не до рекордов. Поэтому сорок седьмой рекорд продержался достаточно долго, целых семь лет. И побил его всё тот же Джон Кобб 16 сентября 1947 года. Сорок восьмой рекорд скорости на суше был установлен на автомобиле Railton Mobil Special и составил 634,39 км/ч.

Это был переделанный Railton Special.

После установления рекорда Кобб попытался, как ранее Сигрейв и Кэмпбелл, поставить рекорд скорости на воде. Он погиб 29 сентября 1952 года на озере Лох-Несс, разбившись на скоростной лодке Crusader во время рекордного заезда. Ему было 52 года. Легенда утверждает, что лодка была поднята волной, разошедшейся от движения под водой какого-то крупного животного.

В третьей части мы посмотрим на то, как резко изменилась индустрия рекордных автомобилей в 1960-е годы. Не переключайте канал.

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.