Итальянский PINARELLO DOGMA F10, возможно, лучший шоссейный велосипед на сегодняшний день: на нем в этом году были выиграны гонки «Тур де Франс», «Вуэльта Испании», на нем выступают российские профессионалы и любители велоспорта и триатлона. DOGMA — товар штучный: компания в основном производит велосипеды, собранные вручную. Ждать заказа приходится 3−6 месяцев. За год итальянская компания выпускает порядка 30 тыс. велосипедов, поэтому хватает не всем желающим. Чтобы почувствовать разницу между просто хорошим велосипедом и этим, мало сесть в седло. Нужно разогнаться до 35−40 км/ч. Тогда он проявит себя: мягко войдет в повороты, не подведет на самой длинной дистанции, выдержит самый крутой подъем и выиграет драгоценные секунды. О том, чем F10 так хорош, «ПМ» рассказал четырехкратный чемпион России по велогонкам Юрий Амельхин.

Мы на велотреке в Крылатском; зимой шоссейники либо уезжают в теплые страны, либо тренируются здесь, под крышей. Покатая стенка трека выложена не паркетом: то, что кажется тонкими дощечками, на самом деле ребра целых досок; толщина покрытия трека — почти 10 см. Юрий Амельхин, четырехкратный чемпион России по велогонкам, нарезает круги. Чтобы центробежная сила подняла велосипед туда, куда хочет наш фотограф, нужно разогнаться до 30−40 км/ч. «В счет сегодняшней тренировки», — шутит Амельхин. Едет он на DOGMA F10. На нем же катается Крис Фрум, фигура в велоспорте такая же легендарная, как Майкл Фелпс в плавании или Уле-Эйнар Бьёрндален в биатлоне: четырежды чемпион «Тур де Франс», дважды призер Олимпиады в одном из самых изнурительных видов спорта. Карбоновая рама «догмы» несет Фрума через три тысячи километров гор, через ветер, дождь, крутые повороты, под жарким французским солнцем. У этого велосипеда одна цель — лететь вперед.

Разрезать воздух

Юрий называет очертания DOGMA F10 сексуальными. Линии рамы плавные, углы сглаженные; все это резко отличает итальянскую модель, например, от немецкого Canyon Aeroad CF SLX (его использует в гонках российская команда «Катюша»), одной из самых прогрессивных моделей прошлого года, на которой еще недавно брались призы международных гонок. Прогресс в конструировании спортивных велосипедов шагает очень быстро.

Плавные линии рамы у F10 — это проверенное сотнями компьютерных симуляций решение. Вот, например, место, где в вилку устанавливается переднее колесо: скругленные «ушки» здесь нужны для того, чтобы отводить от колеса встречный воздух, уменьшая сопротивление на целых 20%. Особенно это важно в поворотах: кронштейны вилки (дропауты) — самые выступающие части велосипеда, на крутых виражах они могут ощутимо замедлить движение.

Карбоновая рама

Приплюснутая нижняя труба тоже нужна для улучшения аэродинамики: она позволяет спрятать бутылку с водой так, чтобы она не мешала воздуху обтекать раму. Форма подседельной трубы — это компромисс между регламентом и возможностями. Международный союз велосипедистов (UCI) запрещает делать трубы максимально обтекаемой формы с соотношением длины к ширине 8:1, ограничивая конструкторов параметром 3:1. При таком соотношении длин обходящие тело потоки неизбежно встречаются позади, создавая завихрения и увеличивая аэродинамическое сопротивление. Избежать этого конструкторам F10 удалось, сделав сечение трубы плоским с задней стороны.

Подседельная труба для максимального обтекания воздухом сделана плоской с задней стороны

Обуздать силу тяжести

Вся рама у F10 несимметричная: одна часть стоит от линии колес чуть дальше, чем другая. Это сделано для того, чтобы сбалансировать неравномерную нагрузку на педали с приводной и неприводной сторон.

Изогнутая форма перьев рамы и заднего треугольника тоже не каприз дизайнера, а дань необходимости. У велосипеда одна задача — ехать вперед. Только аэродинамики для этого недостаточно; нужно, чтобы конструкция позволяла превращать энергию ног велосипедиста в энергию движения вперед с минимальными потерями. Как раз для этого и нужны все замысловатые изгибы F10.

Асимметричная рама уравновешивает давление со стороны привода и с неприводной стороны

Рабочая лошадка

Шоссейный велосипед узнать легко: тонкие ободья колес, тонкие спицы, много передач, скрученный в бараньи рога руль. У трековых велосипедов колеса тоже тонкие, иногда дисковые, но передача всего одна, а тормозов вовсе нет, на треке они не нужны.

А вот шоссейникам, трассы которых проходят по холмам и серпантинам, нужны мощные тормоза. Только недавно профессионалы отказались от тормозных дисков: из-за маленькой площади соприкосновения с металлическими деталями колеса они слишком сильно грелись и быстро ломались. Вместо них на последних моделях шоссейных велосипедов стоит v-brake: два зажима у каждого колеса, раздельно управляемые с двух рук.

Прогресс vs безопасность

Велосипед изобрели больше двухсот лет назад, и улучшать его, казалось бы, некуда. Михаил Телегин, бывший гонщик, а ныне механик ветеранской команды «Катюша», вспоминает, как еще на алюминиевых советских велосипедах без аэродинамических ухищрений они с Юрием Амельхиным носились по алма-атинским холмам на скорости за 100 км/ч.

2х10 передач

Лучшие из современных велосипедов делают из тех же материалов, которые идут на фюзеляжи Boeing, а чиновники от велоспорта вынуждены задавать предельные параметры, чтобы велосипед из спортивного снаряда не превратился в машину смерти. Вот пример: новые материалы позволяют сделать велосипед весом меньше 2,5 кг — такие модели можно встретить на выставках. Но слишком легкий велосипед в гонке по шоссе при непредсказуемой погоде, максимальной нагрузке, на горных дорогах — это верная авария и травма, а то и гибель спортсмена. Поэтому UCI установила минимальный вес велосипеда в боевой комплектации в 6,8 кг.

Вся электроника спрятана в верхнюю трубу рамы

Другой пример — материал, из которого сделана рама DOGMA F10X: это карбон, но не простой, а с наночастицами металла. Сделано это совсем не ради скорости, а ради здоровья велосипедиста. Карбон — материал невероятно прочный, но и он ломается, причем обычно место повреждения топорщится острыми пластинами с рваными краями. Представьте себе, что гонщик не справляется с управлением, и рама разбивается от удара… Наношарики взрываются там, где рвется карбон, и останавливают разрушение рамы.

Шоссейные велосипеды премиум-класса не для простых смертных. И не только потому, что стоят, как четыре новых автомобиля «Жигули». Под резиной колес — десять атмосфер, в магазине можно выбрать свой размер — не только высоту седла, но и длину рамы с шагом в полсантиметра в зависимости от роста; отдельно выбирают седло и колеса… Для победы важны доли секунды, а они выигрываются за счет высоких технологий, гонка за которыми, в отличие от самих соревнований, не заканчивается никогда.

Статья «Догма скорости» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2017).