Hi-tech и футбол: как технологии меняют жизнь болельщиков  

Hi-tech и футбол: как технологии меняют жизнь болельщиков

По паспорту болельщика пускают через границу, онлайн-боты собирают голоса за лучшего футболиста матча в режиме реального времени, а кошелёк на стадион можно не брать — расплачиваться смартфоном или браслетом с поддержкой безконтактной оплаты.

Болельщик сегодня — гражданин мира

«Спорт объединяет мир» — для футбола эта максима — не метафора, а чистая правда. С этого года документ, подтверждающий принадлежность к любителям футбола (FAN ID), стал заменой проездным билетам, входным билетам на стадионы и приравнен к документу, удостоверяющему личность, так что теперь и по нему можно покупать пиво в магазине. Российское государство как будто забыло о своих границах, таможнях, визах (и визовых сборах!) и договорилось с другими странами считать паспорт болельщика (FAN ID) единственным документом, необходимым для пересечения границы.

Получить паспорт болельщика легче, чем любой другой документ. Для этого достаточно зайти в центр выдачи или заполнить анкету в Интернете, сфотографироваться и получить пластиковую карту в центре выдачи или по почте.

Так выглядит Fan ID — паспорт болельщика, пропуск на стадион и в страну проведения чемпионата.

Быть верным фанатом национальной сборной — нелёгкое занятие. «Мой отец, тоже футбольный фанат, выбирался за границу всего два раза в жизни: в 1978 году в Аргентину и через двадцать лет — во Францию. На вторую поездку он долго копил; я помню, как он брал меня с собой во французское консульство, где получал визу» — рассказывает мексиканец Рауль Именес. Сам он приехал в далёкую Россию на Кубок Конфедераций, так и не перешагнув порог российского консульства в Мехико. Вместо этого он получил паспорт болельщика и купил билеты на матч, их и предъявил в Домодедово. «Быть болельщиком и сопровождать сборную теперь намного легче, — рассказывает Рауль, — я обязательно поеду на Чемпионат Мира».

Кроме возможности пересечь границу РФ без визы пластиковая карта FAN ID дала возможность гостям Кубка Конфедераций бесплатно ездить на общественном транспорте в городах Кубка (Москве, Казани, Сочи и Санкт-Петербурге) и даже между городами на новых комфортабельных поездах РЖД. С февраля этого года было выдано почти 500 тысяч паспортов болельщиков -футбольные фанаты становятся настоящим спортивным интернационалом.

Учитывая тот факт, что паспорт болельщика (FAN ID) содержит в себе все паспортные данные, включая фотографию, болельщикам теперь можно еще и алкоголь по нему приобретать. Это правило действует не только в пределах стадиона. В принципе, находясь в любой торговой точке на территории России (не обязательно в городе, где проходит чемпионат), болельщик может приобрести алкоголь. Болельщикам это позволит не носить с собой их ID (паспорт) и предостережет от риска его случайной потери.

Болельщик сегодня — судья матча

Развитие интернет-технологий позволило превратить болельщиков из пассивных наблюдателей в активных участников игры. Если раньше награда Man of the Match от официального спонсора мундиаля BUD AF присуждала специальная экспертная комиссия, то теперь судьба трофея оказалась в руках фанатов. На Кубке Конфедераций в 2017 году болельщики выбирали лучших игроков каждого матча, голосуя через официальный сайт FIFA и в социальных сетях Facebook и ВКонтакте с помощью чат-бота, специально «написанного» для чемпионата.

Проголосовать можно было сразу по окончании первого тайма и до финального свистка арбитра. Обработка результатов занимала совсем немного времени: уже через несколько минут после окончания матча компьютер подсчитывал голоса и выдавал имя победителя. Более того, в этом году у болельщиков была возможность приблизиться к своему герою и лично вручить трофей: чем не награда для настоящего ценителя футбола?

Чтобы создать чат-бот, команде BUD AF понадобилась помощь разработчиков JavaScript и Python. Кубок Конфедераций — событие очень популярное, болельщиков много, поэтому главной задачей программистов было сделать так, чтобы ни один голос не потерялся, а приложения выдержали большой трафик. Все голоса фанатов поступали на облачный сервер, где обрабатывалась статистика и определялся результат голосования. Награду BUD AF Man of the Match получили: Криштиану Роналду (трижды!), немецкий вратарь Марк-Андре Тер Штенген, его мексиканский коллега Гильермо Очоа и многие другие.

Нападающий сборной России Фёдор Смолов получает награду Man of the Match после встречи со сборной Новой Зеландии на Кубке Конфедераций — 2017.

Чат-боты позволяют болельщикам стать ближе к любимым командам не только во время больших соревнований. С помощью чат-ботов в Facebook, например, можно следить за жизнью любимых команд — например, «Барселоны», «Реал-Мадрида» или «Арсенала». Проверьте, не появился ли бот у той команды, за которую болеете вы.

Болельщик сегодня — хозяин своего кошелька

Футбол — это всегда праздник, тем более большой футбол. А во время праздника люди тратят деньги: на билеты, сувениры, снеки и напитки: взрослым — пиво, детям — газировку. Но брать с собой пачку купюр на шумный и многолюдный стадион не всегда удобно.

Способов иметь при себе деньги, оставив дома кошелёк, в этом году стало очень много: кроме обычных пластиковых карт, которые легко потерять, на стадионах можно расплачиваться с помощью мобильных телефонов, «умных» часов, браслетов и даже колец с чипами бесконтактной оплаты NFC. Во время матчей КК-2017 треть всех транзакций прошла через бесконтактные системы оплаты. А вот карты с магнитной полосой уходят в прошлое: по некоторым данным, на матчах КК ими воспользовался всего 1% покупателей.

Болельщик — довольный зритель

Если выбраться на матч не получилось, болельщики идут в бары или садятся за собственные компьютеры и телевизоры. Чтобы футбол смогли посмотреть все желающие, работает огромная инфраструктура — хранилища видеоданных, оптиковолоконные линии, проложенные специально для трансляций, системы уплотнения каналов. На самих стадионах устанавливают десятки камер и сетевое оборудование с пропускной способностью канала до 100 Гбит в секунду: всё это для того, чтобы трансляция не прерывалась ни на секунду.

А ведь еще в прошлом посмотреть на матч можно было только с трибуны. Первая радиотрансляция матча состоялась 91 год назад: в 1926 венгерская «МТК» сыграла с чехословацкой «Славией». А спустя 10 лет футбольный матч впервые записали и показали по телевидению (прямого эфира тогда ещё не было). Сделано это было на родине футбола, в Великобритании. Матч был не самый знаковый: «Арсенал» играл со своими же запасными. Уже через год развитие технологий позволило провести и первую трансляцию матча: на этот раз снимали и показывали финал Кубка Англии, матч между «Хаддерсфилд Таун» и «Престон Норт Энд».

В СССР футбол впервые транслировали по ТВ только после войны, в 1949 году, а первые цветные трансляции стали проводить только в конце шестидесятых. Любопытно, что цветное телевидение изменило подход дизайнеров к оформлению мячей: если для чёрно-белого телевидения подходили контрастные чёрно-белые мячи, то с появлением цветных экранов футбольные мячи окрасились во все цвета радуги.

Футболисты радуют болельщиков уже почти два века. За это время изменилось, пожалуй, всё: радиотрансляции сменились телевизионными, кадры матчей с колоссальной скоростью летят по оптоволокну, фанаты голосуют за своих любимцев с экранов смартфонов, а паспорт болельщика открывает национальные границы. Не меняется только радость от победы любимой команды и желание вновь и вновь приходить на стадион.

Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.