В текущем сезоне «Формулы-1» выступает 10 команд. Они дебютировали в чемпионате в разные годы, и потому первые болиды их могут выглядеть очень по‑разному. Мы решили посмотреть, с чем начинали современные команды. И да, уже 30 апреля будет Гран-При России, не пропустите!
Первые автомобили современных команд «Формулы-1»: краткий обзор

Ferrari (1950). Ferrari — единственная команда F1, которая принимает участие в чемпионате с самого первого сезона, с 1950 года. Первой её гонкой в ЧМ стал, правда не самый первый Гран-При Великобритании, а вторая гонка сезона — Гран-При Монако. В Гран-При приняли участие четыре пилота команды — Альберто Аскари, Луиджи Виллорези, Раймон Соммер и Питер Уайтхед, все стартовали на болиде Ferrari 125. Сегодня эту его модификацию называют Ferrari 125 F1, чтобы не путать с Ferrari 125 S — спорткаром с закрытыми колёсами, но с аналогичным двигателем. 125 F1 появился в 1948 году, уже после учреждения класса «Формула-1», но до появления регулярного чемпионата, и выиграл довольно много незачётных гонок. Но к 1950-му машина порядком устарела, и не могла сражаться с могучими Alfa Romeo. В гонке Альберто Аскари финишировал 2-м — благодаря массовому завалу и сходу ряда конкурентов на старте. Соммер финишировал 4-м, Виллорези сошёл из-за поломки трансмиссии, а Уайтхед не смог стартовать из-за возгорания двигателя ещё до начала заезда. Фото

Mercedes-Benz (1954). «Серебряные стрелы» дебютировали в самых первых Гран-При 1910-х годов, но в разное время уходили и возвращались снова. Первым Гран-При в рамках Чемпионата мира Ф1 для Mercedes-Benz стал Гран-При Франции 1954 года, 3-й этап сезона. Автомобилем, который команда выставила на ту гонку, был легендарный Mercedes-Benz W 196 Stromlinienvariante, спроектированный под руководством конструктора Ганса Шерренберга. На машине стоял 257-сильный двигатель объёмом 2496 см³. Пилоты Mercedes-Benz Хуан-Мануэль Фанхио и Карл Клинг стартовали в той гонке первым и вторым — так же и финишировали. Третий пилот, Ханс Херрманн, выступил не так удачно: он квалифицировался 7-м и сошёл, но зато показал быстрейший круг. Фото

McLaren (1966). Команда Брюса Макларена была основана в 1963 году и начинала со спортпрототипов (модель M1A) и чемпионата Can-Am. На Гран-При Монако в 1966 года состоялся и дебют в «Формуле-1»: сам Брюс Макларен вывел на трассу McLaren M2B с двигателем Ford. Он квалифицировался 10-м, а в гонке сошёл из-за утечки масла. Лучшим результатом этой машины в гонке стало 5-е место Макларена на Гран-При США того же года. В Монако, к слову, был заявлен ещё один пилот, Крис Эймон, но вторую машину ему поставить не успели. Фото

Williams (1972). Номинально первым автомобилем под маркой Williams был болид Williams FW01, дебютировавший в 1974 году. Но реально свою первую собственную — а не покупную — машину Фрэнк Уильямс построил в 1972-м, просто она называлась не его фамилией, а брендом спонсора — Politoys FX3. В Великобритании'1972 на этой машине с двигателем Ford Cosworth DFV стартовал пилот Анри Пескароло — квалифицировался он последним, 26-м, и в гонке попал в аварию. На тот момент ничто не предвещало грядущих успехов команды Williams. Спроектировал машину инженер Лен Бейли, и она оказалась неудачным — большую часть сезона пилоты команды провели на покупных March. Фото

Renault (1977). Французский гигант пришёл в «Формулу-1» в 1977 году с моделью Renault RS1, оснащённой турбомотором — это был единственный такой двигатель в чемпионате, и он знаменовал начало новой эры. Первой гонкой должен был стать этап во Франции, но машину не успели подготовить, и пилот Жан-Пьер Жабуй дебютировал на Гран-При Великобритании, 10-м этапе чемпионата. Он квалифицировался 21-м и сошёл из-за отказа турбомотора — это стало самой распространённой причиной сходов Renault в течение следующих нескольких лет. Фото

Sauber (1993). Команда Питера Заубера, ранее сделавшая себе имя чемпионскими спортпрототипами, дебютировала в Ф1 на Гран-При ЮАР 1993 года с болидом Sauber C12, причём оснащённым двигателем собственной разработки Sauber LH10. Пилот Джей-Джей Лехто, квалифицировавшись 6-м, финишировал 5-м, что можно было считать блестящим успехом молодой команды (правда, стоит заметить, что до финиша добралось всего 5 болидов, а в классификацию попало — семь). Второй пилот Sauber, Карл Вендлингер, сошёл. Фото

Red Bull (2005). В 2004 году гигант Red Bull, и без того имеющий очень серьёзную спортивную программу в самых разных видах, приобрёл контрольный пакет акций команды «Формулы-1» Jaguar Racing, переименовал её и начал новую славную страницу в истории автогонок. Первый болид команды, Red Bull RB1 с двигателем Cosworth, был спроектирован ещё Jaguar и лишь доработан уже под эгидой новых владельцев. Первая же гонка, Гран-При Австралии'2005, обернулась успехом — Дэвид Култхард финишировал 4-м, а его напарник Кристиан Клиен — 7-м, то есть оба пилота заработали очки. Фото

Toro Rosso (2006). Годом позже Red Bull купила ещё одну команду, Minardi, и на её базе создала «молодёжную» команду Toro Rosso, служащую базой для подготовки пилотов для основной команды — Red Bull. По иронии судьбы первую победу раньше одержала как раз Toro Rosso, когда Себастьян Феттель выиграл на болиде команды Гран-При Италии 2008 года (Red Bull он же принёс первую из многих победу годом позже). Первым же болидом команды, дебютировавшим в Бахрейне'2006, стал автомобиль Toro Rosso STR1 с двигателем Cosworth. Пилоты Витантонио Льюцци и Скотт Спид финишировали 11-м и 13-м соответственно. Фото

Force India (2008). В 2007 году индийский бизнесмен Виджай Маллья купил команду-аутсайдер Spyker и переименовал её в Force India. За следующие 7 лет он превратил её в «крепкого середняка», а пилоты команды завоевали 5 подиумов — Джанкарло Физикелла стартовал с поула и финишировал 2-м в Бельгии'2009, а Серхио Перес завоевал в 2014—2016 годах 4 третьих места. Первый же болид команды Force India VJM01, выехавший на трассу в Австралии'2008, был не более чем переименованным аутсайдером Spyker F8-VII с прошлогодним двигателем Ferrari. И Адриан Сутиль, и Джанкарло Физикалла в первой гонке Force India сошла с дистанции. Фото

Haas (2016). Самая молодая команда современной «формулы» была основана американским бизнесменом Джином Хаасом, владельцем компании Haas Automation. Изначально команда планировала дебютировать в 2015 году, но перенесла первый сезон на год позже. Забавно, но предыдущая американская команда, выступавшая в F1 в 1985—1986 годах, называлась почти так же — Haas Lola, так как была основана однофамильцем Джина, Карлом Хаасом. Первый болид команды, Haas VF-16, был построен под заказ компанией Dallara и оснащён клиентским мотором Ferrari 061. В первой же гонке в Австралии пилот Роман Грожан финишировал на болиде 6-м (его напарник Эстебан Гутьеррез сошёл). Фото