В Санкт-Петербурге прошел этап одного из самых престижных парусных соревнований — Extreme Sailing Series. В этом сезоне яхтсмены впервые пересели на новый класс катамаранов с подводными крыльями — GC32. Корреспондент «Популярной механики» тоже принял участие в регате самых быстрых и легких парусных судов в мире и убедился, что название гонки недаром начинается со слова «экстрим».
Парящие над волнами

Команда катамарана GC32 Рулевой Главный человек в команде, определяет, каким курсом будет двигаться катамаран и координирует действия членов экипажа.

Бегун Переносит грузы на разные концы судна, обеспечивая выполнение маневров.

Триммер грота Настраивает большой парус и определяет тактику движения.

Триммер стакселя Настраивает передний парус. Работает в унисон с триммером грота и рулевым.

Баковый матрос Контролирует работу подводных крыльев, помогает убрать шверт, поднимать и опускать паруса.

Фото
«Парусный спорт умирает, — жаловался по дороге на регату бывалый спортивный корреспондент, — соревнования становятся делом техники, а не поединком крутых парней, зрелищности никакой». После гонки я снова встретил его — мокрый с ног до головы, он отогревался чаем и с горящими глазами рассказывал, как вместе с командой Land Rover BAR Academy взлетал и обрушивался в воду, как шла борьба на пределе сил за каждую долю секунды и как же круты оказались эти парни…

Акватория Невы между Петропавловской крепостью и Дворцовой набережной стала водным стадионом, а трибунами для болельщиков служил пляж перед крепостью, превратившийся в Гоночную деревню — что особенно приятно, со свободным входом для зрителей.

А посмотреть было на что! Семь красавцев-катамаранов 17-метровой высоты под разноцветными парусами отчаянно пытались обойти друг друга, кружась в довольно тесном для них пространстве между берегами. Они становились на бок в поворотах, почти касаясь парусами воды, а набирая скорость, взлетали над водой и парили, словно летучие рыбы.

Гонка делится на несколько этапов, и в каждом на борту кроме команды из пяти человек находится по одному гостю. Когда пришла моя очередь, я обнаружил, что рассаживаться особо негде — два довольно тонких поплавка соединены парой перекладин (к одной из них крепится мачта) и натянутой между ними сетью. Меня усадили на гостевое место — впереди мачты — и попросили не двигаться понапрасну. Я замер, вцепившись в сеть и с ностальгией вспоминая уютные курортные педальные катамаранчики, на которых мне доводилось кататься. И вот началось — рывок, суета, ускорение, еще ускорение, и мы уже летим в метре над водой, соединенные с ней лишь подводным крылом где-то внизу…

Зачем яхте крылья

«Это общемировая тенденция — парусный спорт идет к большему экстриму и большей зрелищности, — объяснят мне Екатерина Скудина, чемпионка мира и Европы по парусному спорту, лучшая яхтсменка России. — Зрители хотят экстрима, скоростей и ситуаций на гране столкновения. И катамараны в последнее время все больше становятся главными участниками парусных соревнований». Катамаран легче, чем яхта, поэтому при той же парусности он движется намного быстрее. С победой карбона, самого легкого и прочного на сегодня материала, тенденция к уменьшению веса сменилась другой — катамараны начали вставать на гидрофойлы, подводные крылья. Принцип действия гидрокрыла тот же, что и у крыла самолета. Два плавника-шверта уходят вниз от поплавков и опираются на поверхность крыла — загнутого сверху и плоского внизу. Когда крыло встречается с потоком воды, то из-за такой формы сверху крыла поток течет значительно быстрее, чем снизу. В результате давление воды сверху уменьшается, снизу — увеличивается, и возникает подъемная сила, способная при достаточной скорости поднять катамаран. И не только катамаран — помните советские «Метеоры» и «Ракеты»?

Взлетать над водой нужно для увеличения скорости — когда с водой соприкасается только крыло, сила трения становится гораздо меньше, ведь вода более чем в тысячу раз плотнее воздуха. Правда, уменьшается устойчивость — катамараны иногда переворачиваются, к радости зрителей.

Фото

Так и получилось, что в Кубке Америке (самой престижной регате, «Формуле-1» парусного спорта и, между прочим, старейшем спортивном соревновании мира) яхтсмены уже несколько лет состязаются на катамаранах. Extreme Sailing Series — «младший брат» Кубка Америки, знаменитый стадионными, или городскими, гонками — самыми зрелищными, когда они разворачиваются не где-то у горизонта, а прямо перед носом у болельщиков. Раньше Extreme Sailing Series проходили на катамаранах класса Extreme 40, а в этом году, впервые за десятилетнюю историю гонок, они сменили класс и перешли на новый тип катамаранов — GC32.

Быстрее, легче, маневренней

GC32 меньше и легче Extreme 40, но главное — быстрее. При питерском ветре в 15 узлов однокорпусная яхта развивает скорость в 10 узлов, а GC32 — в 30, в три раза быстрее! Собственно, ничего быстрее этого катамарана в парусных соревнованиях сегодня нет. Рекорд скорости GC32 — 74 км/ч, почти 40 узлов. Столкновения на такой скорости могут привести к серьезным последствиям — но на то и экстрим. Этот катамаран создал в 2012 году дизайнер Мартин Фишер, а производит компания The Great Cup BV — точнее, ей принадлежит лицензия, а в реальности он может быть собран на разных верфях: поплавки делают в Дубае, мачту — в ЮАР, гидрокрылья — во Франции.
Фото

GC32 хорошо слушается руля и быстрее маневрирует, но на нем нет гидравлических приводов, а значит, работа с парусами требует серьезной физической подготовки, поэтому в командах обычно не бывает женщин. На GC32 стоит поворотная мачта и стандартный для яхт комплект из трех парусов — грота, стакселя и геннакера. Грот — главный, большой парус, двигающий лодку вперед. Стаксель — небольшой треугольный парус, расположенный впереди мачты. Он служит аэродинамическим крылом, увеличивая скорость и устойчивость лодки за счет уменьшения турбулентности, создаваемой основным парусом. А геннакер — треугольный парус с большой площадью, нижний угол которого прикреплен на бушприте, то есть на самом носу корабля — служит для ловли галсов, боковых ветров. Классический набор парусов дает возможность яхтсменам лучше и быстрее адаптироваться к управлению судном на гидрофойлах, а заодно упрощает сборку и транспортировку. Благодаря малому размеру лодки и сравнительно большим гидрокрыльям она начинает подниматься из воды уже на скорости в семь узлов, а при тридцати парит в метре над водой, так что дух захватывает!

Фото

А что же наша регата?

Гонка выдалась непростой — сильное течение, непредсказуемый ветровой режим, ограниченное пространство. В итоге победу у соперников вырвала швейцарская команда Alinghi, единственная из восьми команд откатавшая на GC32 весь предыдущий сезон и набравшая больше опыта. В гонке достойно участвовала и российская Gazprom Team, собранная на базе яхт-клуба Санкт-Петербурга. Похоже, такие соревнования — очень грамотное вложение рекламных денег: спонсор не только получает любовь зрителей, но и утверждается на рынке как инновационная компания, способная побеждать в конкуренции самых крутых. А компания Jaguar Land Rover, устроившая настоящий праздник для болельщиков, показала себя радушным хозяином.

Санкт-Петербург — самый северный город на карте парусных гонок. Extreme Sailing Series начались в марте в Омане, а закончатся в Сиднее в декабре — всего соревнования пройдут в восьми городах на трех континентах.

Статья «Парящие над волнами» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2016).