Обучение в мотошколе занимает две недели. На горнолыжных курортах инструкторы обещают поставить человека на сноуборд за тот же срок. Чтобы заехать в небольшую горку на снегоходе, нужно учиться не один сезон. Вызов — вот что заставляет, однажды попробовав снежно-бензиновый наркотик, думать о нем и зимой, и летом.
Балет на снегоходе: трюки, прыжки и хитрости

Зажми газ до упора и ни в коем случае не отпускай, — в голосе инструктора появляются угрожающие нотки. — Если отпустишь — опрокинешься и покатишься вниз. Если потеряешь равновесие — опрокинешься и покатишься вниз". Передо мной стена высотой в добрый километр. Снизу она кажется вертикальной, как черная трасса для горных лыж. «Лучше отдай снегоход мне, — с надеждой добавляет Вадим, — а наверх заедешь пассажиром на более мощной технике».

Нет уж, дудки! В заснеженную Горную Шорию я отправился только для того, чтобы испытать две дефицитные эмоции. У подножия склона — чувство, что ты чего-то не умеешь. А на вершине горы — ощущение, что чему-то научился. В суровых таежных условиях водителю снегохода приходится ежесекундно исполнять такие экзерсисы, которые городской байкер отнесет к разряду каскадерских трюков.

Ум вместо силы
Горный снегоход Ski-Doo Summit X 850 E-Tec специально создан для езды «на грани». Задняя подвеска tMotion имеет дополнительную поперечную степень свободы: корпус может накреняться на пару градусов относительно трака. В тот момент, когда райдер надавливает на подножку, чтобы наклонить снегоход, центр тяжести уже немного смещен в нужную сторону. Поэтому для установки машины «на грань» требуется значительно меньше усилий. На скорости такой снегоход воспринимается как более отзывчивый, управляемый.

Па-де-крен

Любой сноубордист подтвердит: глубокий рыхлый снег на скорости больше похож на воду, чем на земную твердь. В таких условиях снегоход и сотни метров не проедет, не завалившись на бок. Крен может быть вызван минимальным поперечным уклоном дороги, порывом ветра, ерзаньем райдера, — хоть чихом кощея на Северном полюсе. Его нужно компенсировать весом. То есть всем своим весом. Если мотоцикл опирается на два узеньких пятнышка, в которых шины касаются асфальта, то снегоход прочно стоит на широком траке, и чтобы наклонить его, нужно встать обеими ногами на одну подножку.

Ехать стоя, постоянно прыгая через сиденье на скорости 60−80 км/ч, не так страшно, как кажется. К этому быстро привыкаешь. Особенно приятно гулять по просторным подножкам нового Ski-Doo Summit X 850 E-Tec: инженеры по‑новому упаковали агрегатную часть снегохода, сделав трансмиссионный тоннель более узким. Кроме того, центр тяжести стал ближе к поперечной оси машины, тем самым оправдывая свое название: прежнему «Саммиту» левые повороты давались чуть легче, чем правые.

Фото

Па-де-пятак

Если пора ехать, а впереди обрыв или дерево, нужно стартовать и сразу же поворачивать. Можно положиться на лыжи — тогда придется маневрировать с черепашьей скоростью: на пухляке снегоход практически не слушается руля. А можно наклонить аппарат заранее и с эффектной пробуксовкой развернуться буквально на месте. Как наклонить машину, которая весит вчетверо больше тебя и опирается на выставленную вбок лыжу? Поможет балетное па.

Чтобы опрокинуть снегоход на левый бок, нужно встать на левую подножку правой ногой, придвинувшись как можно ближе к рулю. Левую ногу нужно вытянуть в сторону параллельно земле. Изображая «ласточку», райдер выносит вес ноги как можно дальше от точки опоры снегохода, используя эффект рычага. Находясь в этой непривычной позе, нужно согнуть правую ногу в колене и подпрыгнуть на ней, при этом потянув руль к себе. В ответ на ритуальный танец снегоход станет лениво заваливаться на бок. В этот момент нужно опустить левую ногу на землю и остановить падение в точке равновесия. Теперь можно набраться смелости и дать газу: снегоход опишет эффектный пятак вокруг левого ботинка райдера.

Трак «Саммита» имеет гибкие края.
Они хорошо зацепляют грунт при движении вперед, но в повороте подминаются. Это означает, что точка опоры при опрокидывании снегохода находится ближе к центральной оси, поэтому наклонить его намного легче, чем обычно.

Па-де-вираж

Чтобы выполнить поворот в глубоком снегу на высокой скорости, снегоход нужно опять же наклонить. Для этого тоже необходимо приложить усилие, хотя делать «ласточку», скорее всего, не придется. Надавив на подножку, опытный райдер добавит газу и повернет руль в противоположную сторону (если ехать надо налево, руль крутим направо). Да, контрруление здесь тоже работает, хотя, казалось бы, не должно: на мотоцикле за него отвечает гироскопический эффект переднего колеса, которого у снегохода нет. Зато «пятка» лыжи образует «якорь», который воплощает в жизнь знакомый мотоциклетный принцип: чем сильнее повернут руль, тем больше угол наклона и крутизна поворота.

Встать на дугу — это только полдела, ее нужно постоянно удерживать. Когда снегоход несется в наклоне, а пятая точка райдера взрыхляет пушистый снег, центробежная сила жизненно необходима, чтобы удерживать всю систему в равновесии. Стоит распрямить траекторию слишком плавно, и пилот, лишенный точки опоры, упадет со снегохода. Поэтому и входить в поворот, и выходить из него нужно максимально решительно.

Фото

Па-де-крутяк

Как кататься по крутым горкам? На грани (англ. on the edge) — ответит профессионал, имея в виду вовсе не границу человеческих возможностей, а внешний край трака. В горах снегоход должен ездить на одной лыже, подобно сноуборду, который всегда опирается на один кант. Техника та же, что и у «пятака»: если левая подножка находится ближе к склону, на нее ставится правая нога. Свободная нога ставится непосредственно на склон. Снегоход должен стремиться опрокинуться на ближний к склону бок, а «шагающая» нога — постоянно восстанавливать равновесие. Опытные райдеры используют и контрруление, чтобы поддерживать правильный угол.

Самое сложное при езде с горы — сменить направление движения, то есть перейти от траверса (движения поперек склона) к повороту. Снегоход может опереться на две лыжи только в тот краткий миг, когда он движется строго вниз. Энергию этого движения нужно немедленно использовать, чтобы накренить аппарат к склону, переложив на другую «грань».

Двухтактное сердце
Новый «Саммит» получил новый двигатель. Объем двухцилиндрового двухтактника был увеличен с 800 до 850 см³, соответственно возросла и мощность — до 165 л.с. Мотор оснащается уникальной ультразвуковой системой впрыска топлива с дополнительными «форсажными» жиклерами, которая делает его одним из самых продвинутых и экологически чистых двухтактников на рынке. Разработчики старались насколько возможно уменьшить время отклика двигателя, управляемого электронной ручкой газа. Новое сцепление срабатывает на 30% быстрее предыдущего, помогая райдеру более точно дозировать тягу при подгазовках.

Па-де-совок

Свежевыпавший снег — на редкость приятная субстанция. Податливый, как вода, легкий, как пух. А опытный райдер чувствует себя в нем как дельфин в море. Тот же снег становится на удивление мокрым, жестким и тяжелым, как только в нем застревает снегоход. А это обязательно случится, не сегодня, так завтра. Главная ошибка начинающего райдера — пытаться раскачать машину и вырваться из плена, добавив газу. Если под днищем машины скопился снег, бешено вращающаяся гусеница мгновенно выроет сама себе глубокую могилу.

Чтобы вызволить снегоход из плена, нужно выкопать весь снег из-под днища и утрамбовать его под трак. Иногда это удобнее всего сделать, если лечь на спину под машиной и толкать снег ногами. При трогании с места пригодится помощь друга: попросите его потянуть за лыжу (для этого к ней приделана специальная ручка).

Если машина перевернулась на горе, стоит расположить ее параллельно склону, прежде чем переворачивать. Если опрокинуть снегоход поперек склона, он покатится вниз. К подножию горы в этом случае может приехать нечто, не подлежащее восстановлению.

Статья «Зимняя сказка. Балет в пяти действиях» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2016).