Ратрак — это снегоуплотнительная машина, вездеход, способный подниматься по склонам под сумасшедшими углами. Если кто хотя бы раз катался на горных лыжах или просто ходил в горы, он наверняка видел ратраки. А кто делает такие экзотические машины?

Prinoth (Штерцинг, Италия). Один из ведущих мировых производителей сельскохозяйственного оборудования, лесозаготовительной техники, карьерных вездеходов и ратраков. На данный момент в линейке компании — 7 различных моделей. На снимке — Prinoth New Bison X с двигателем Caterpillar C9.3.
PistenBully (Лаупхайм, Германия). Торговая марка компании Kässbohrer Geländefahrzeug. Как и Prinoth, производит множество гусеничных вездеходов на все случаи жизни, но наиболее известны именно ратраки этой марки. Четыре линейки, предназначенные для различных целей, причём одна, например, для разравнивания снежных покрытий внутри помещений (!), суммарно 16 моделей. На снимке — PistenBully 600 Polar SCR, одна из самых мощных и эффективных моделей с двигателем Mercedes-Benz OM 460 LA.
Ohara (Ниигата, Япония). Японская компания, производящая оборудование для переработки отходов, генераторы, технику для добычи нефти и газа, а также — внезапно — ратраки и арктические вездеходы. В линейке ратраков — всего три модели. На снимке — Ohara DF430 (DF расшифровывается как Deer Forte, «сильный олень») с двигателем Caterpillar C13.
«СнежМа» (Челябинск, Россия). Компания, делающая технику для горнолыжных курортов — подъёмники, снежные фрезы и ратраки. В линейке — три модели ратраков, по характеристикам и качеству челябинцы, в принципе, не уступают зарубежным аналогам, разве что дизайн попроще и комфорта поменьше. На снимке — модель «СнежМа» СМ-210М с — удивительно — белорусским дизельным двигателем Д-260.7.
Favero Lorenzo (Тревиньяно, Италия). Не очень крупный, но заметный на мировом уровне итальянский производитель снегоходов и ратраков. У нас широко известна торговая марка Favero Lorenzo Snow Rabbit, одних из самых компактных и бюджетных ратраков на рынке. В линейке всего две модели, на снимке — Favero Lorenzo Snow Rabbit 3 с двигателем Kohler KDI3404T-SCR.
Tucker Sno-Cat (Медфорд, Орегон, США). Компания, работающая в первую очередь на американский рынок и производящая всевозможные снежные вездеходы и ратраки, а также некоторое количество сельскохозяйственной техники. На снимке — модель 2000Xtra Lite Tucker-Terra со 130-сильным двигателем Cummins.

Ратрак — машина достаточно тяжелая, но давление ее на снежную поверхность невелико  - порядка 0,05 кг/см2. Дело в том, что машина снабжена широченными гусеницами, состоящими из параллельных армированных резиновых лент, к которым присоединены мощные поперечные планки — грунтозацепы (а   на некоторых моделях и для работы на обледенелых участках). Проходимость у ратрака просто невероятная — гусеницы практически не проскальзывают, и ратрак может подниматься по склону крутизной в 45−50 градусов (не процентов!). Правда, для покорения крутых склонов придется воспользоваться гидравлической лебедкой, которая тянет трос синхронно с движением гусениц.

Кстати, вы не найдёте в этом материале канадской фирмы Bombardier, которая упоминается во всех статьях о ратраках. В 2003 году компания полностью реструктировала производство оборудования для снежных трасс, а производство ратраков продала итальянцам из Prinoth (хотя сборочное производство в Канаде осталось).