Чем славен Техас? Нефтью, гигантскими скотоводческими ранчо, Далласом, где убили Кеннеди, и Хьюстоном, где базируется NASA. моделисты назовут еще одну ассоциацию с этим штатом — компанию Traxxas, выпускающую самые хардкорные модели. Поэтому, когда в Москву приехал техасский монстр-трак X-MAXX, мы не могли удержаться от соблазна исследовать с ним подмосковные буераки.
Тест-драйв монстр-трака X-MAXX: самая мощная RC-модель

Фото

Королевский масштаб

Среди коллекционеров масштаб 1:5 считается королевским — это самые-самые модели: самые сложные, самые большие, самые мощные, самые скоростные и самые дорогие. Именно поэтому Traxxas долго не подступался к этому масштабу. И именно поэтому по X-MAXX можно судить, как сейчас выглядит самый современный модельный монстр. Он электрический, мощный, быстрый, полноприводный, и у него есть, да-да, не смейтесь, электронная система стабилизации. И при всем при этом он вмещается в багажник автомобиля. Который в масштабе 1:1. Рама Треугольная стойка крепления амортизаторов рассчитана таким образом, чтобы выдерживать экстремальные нагрузки во всех направлениях. Кроме того, эти стойки служат отличными удобными ручками для переноски.

Чтобы заглянуть внутрь, нужно снять кузов. Первый сюрприз — новая система крепления. Вместо уже привычных вечно теряющихся четырех клипс по краям кузова — один поворотный рычаг за кабиной. Снимаем. Увидеть удается немного, так как многие части, включая алюминиевый центральный карданный вал, спрятаны внутрь герметичного шасси — монстры рождены для грязи и обязаны быть влагозащищенными. Выделяется ощетинившийся алюминиевым радиатором, самый большой на моделях Traxxas бесколлекторный мотор Velineon 1600XL, позволяющий разгонять монстра до 70 км/ч. Следом за ним стоит влагозащищенный регулятор оборотов (важная часть в электромобилях) с выфрезированным радиатором и встроенным вентилятором охлаждения и цифровой пятиканальный приемник с поддержкой телеметрии. Немного о подвеске, в которой сочетаются усиленные стальные оси рычагов, высокопрочные шариковые подшипники и нейлоновые основные компоненты. Нейлон — более гибкий и менее ломкий материал, он позволяет выдерживать бóльшие нагрузки, чем металл. Энергия Пары 10 000 мАч Li-Po-аккумуляторов хватает почти на полчаса.

Стабильность — признак мастерства

Я уже привык, что модели Traxxas оснащены более сложной подвеской и электроникой, чем мой личный автомобиль. И настройка электроники раньше доставляла массу проблем — надо было внимательно следить за мигающими светодиодами и нажимать на микроскопические кнопки, не будучи точно уверенным, какие параметры ты поменял. Теперь настройка выполняется на лету через встроенный Bluetooth-модуль телеметрии и приложения TRAXXAS Link для смартфонов. Приложение выводит на экран в реальном времени кучу информации: скорость, температуру, мощность, уровень заряда батареи — и позволяет легко и просто менять настройки бортовой электроники. А там есть что менять: например, на X-MAXX стоит новейшая система стабилизации для автомоделей TSM (Traxxas Stability Management), которая делает кучу полезного — не дает модели уходить в неуправляемый занос, стабилизирует модель в воздухе во время прыжков, позволяет быстрее разгоняться и тормозить, устраняет пробуксовку и еще много чего, с чем я пока не успел разобраться. Как и на большинстве настоящих автомобилей, на пульте управления есть ручка настройки чувствительности TSM, которую для более острых ощущений можно регулировать и даже отключать. Защита Вся электроника, включая клеммы аккумуляторов, надежно защищена от влаги. Можно безопасно преодолеть водные преграды и остаться в живых.

Впрочем, мы собрались не рассматривать монстра, а гонять на нем. Поставщиком энергии служат литий-полимерные аккумуляторы (старые добрые NI-MH-батареи отправлены на пенсию). Два батарейных отсека, интегрированных в шасси, с новыми удобными фиксаторами на защелках проглатывают пару Li-Po-аккумуляторов по 10 000-мАч. Это много, очень много. На этом электричестве может поездить и обычный автомобиль. А у нас всего его 1/5 часть. Подвеска Для X-MAXX были специально разработаны новые алюминиевые амортизаторы GTX: для такой длинноходной подвески их просто не существовало. А большой объем масла обеспечивает максимально эффективный отвод тепла.

Ванька-встанька

Первые впечатления от езды (если это можно так назвать) на нашем монстре выражаются в семи словах: «я хотел бы ездить на полноразмерном X-MAXX». Он прыгает на высоту человеческого роста, преодолевает бугры и овраги, где и человеку пройти невозможно, а на асфальте выписывает такие виражи, что кажется, будто X-MAXX где-то подшаманивает с законами физики.

Кузов Теперь не нужно возиться с многочисленными клипсами по краям кузова. Достаточно повернуть один рычаг в корпусе, и рама предстанет перед вами в полной красе.

Кстати, в одном из таких мест, где и пройти трудно, наш монстр пару раз переворачивался, и мы имели возможность испытать одну из многочисленных функций системы TSM — антипереворот (Self-Righting). Аналога этой штуки у реальных внедорожников нет, а жаль. В инструкции все выглядит просто, но непонятно: если вы перевернулись на крышу, нажмите на кнопку, и монстр встанет на колеса. Но как? Мы даже предварительно исследовали X-MAXX на предмет каких-нибудь скрытых в кузове рычагов — их не оказалось. Но вот и реальная ситуация — после прыжка наш монстр лежит вверх брюхом. Нажимаем кнопку Self-Righting и наблюдаем интересное зрелище: раскручивая в автоматическом режиме колеса то в одном, то в обратном направлении, монстр начинает раскачиваться на крыше, как на качелях, и секунд через пять переворотом встает на все четыре колеса. Автомобилям в масштабе 1:1 есть куда развиваться. Виражи Если X-MAXX попадется вам в руки, рекомендуем погонять его в виражах на асфальте на высокой скорости. За счет того, что колеса с одной стороны сжимаются, а с другой, наоборот, растягиваются, монстр демонстрирует чудеса непереворачиваемости.

Технические характеристики Тип аккумулятора: Li-Po Тип двигателя: бесколлекторный Масштаб: 1/5 Привод: полный Влагозащита: Есть Длина: 758 мм Передняя колея: 540 мм Задняя колея: 525 мм Вес без аккумулятора: 8,66 г Высота модели: 350 мм Колесная база: 480 мм Электромотор: Velineon 1600XL Передаточное число: 8,24 Тип дифференциала: конический Материал шасси: пластик Максимальная скорость: 56 км/ч Клиренс: 102 мм

Не на жизнь, а на смерть Мы гоняли X-MAXX по полной программе, и один раз он не выдержал — в прыжке отвалился кузов. Впрочем, две минуты работы и шестигранный ключ привели нашего монстра к первоначальному виду. Неубиваемый.

Благодарим компанию «Хобби Центр» за предоставленную на тест модель.

Статья «Больше не бывает. Экстремальная мощность и масса удовольствия» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2016).