Шесть углов, пять участников, четыре ловких приема — и один на всех ветер. Роккаку — главные герои традиционных японских боев на воздушных змеях, которые пришлись по вкусу пилотам всего мира.
Сражение на воздушных змеях: как это сделано

Воздушный змей в вышине… А только вчера маячил На том же месте другой.

В одном из самых известных хокку великого японского поэта XVIII века Бусона воздушный змей играет роль традиционного «сезонного слова», указывая на время действия. Новый год — праздник, для которого воздушные змеи в Японии так же важны, как для нас наряженная елка. Считается, что в Страну восходящего солнца воздушных змеев, как и многое другое, принесли миссионеры из Китая и Кореи. Первое письменное описание кайтов встречается в словаре, который датируется Х веком, — змей в нем называется «ками тоби», «бумажный сокол». Возможно, первые воздушные змеи действительно имели форму птиц, однако было это еще за тысячу лет до жизни поэта Бусона. С тех пор они сильно изменились, навсегда войдя в религиозный и культовый церемониал Японии.

Змеи разной формы, величины и облика могут символизировать достаток и плодородие, помогают гадать, предсказывая будущее, призывать удачу и отгонять злых духов — недаром у некоторых из них такой пугающий вид… Со временем для них нашлись и более практичные области применения. В одной из сказок легендарный вор Какиноки Кинсюке, поднявшись на воздушном змее, умудряется добраться до крыши замка Нагоя и, незамеченный охраной, снимает часть золотой фигуры дельфина. Использовали кайты и японские строители, поднимавшие грузы на высоту с помощью больших змеев.

У тех же высокоразвитых соседей с континента местные военные могли перенять и опыт боевого применения воздушных змеев. Кайты использовались для передачи сигналов между кораблями корейским адмиралом Ли Сунсинем, который не раз одерживал победу над японским флотом. Тяжелые воздушные змеи, отличающиеся большой грузоподъемностью и устойчивостью, поднимали в небо разведчиков, с высоты наблюдавших за маневрами неприятеля или изучавших схему вражеских укреплений.

Подготовка
Перед началом боев роккаку все кайты проходят проверку и настраиваются «под ветер». Схватки проходят, как правило, при полностью распущенной стропе длиной 45 м.

В годы династии Эдо, время изоляции Японии от всего мира, в стране развились многочисленные школы изготовления и использования воздушных змеев и появилась собственная культура боев на них. Сегодня специалисты насчитывают более 130 традиционных разновидностей японских кайтов, некоторые из них предназначены для азартных схваток в небе — и на земле.

Чтобы убить полководца, сперва убей его коня

Самая известная среди традиционных конструкций боевых воздушных змеев — роккаку, что переводится как «шесть углов». Эти кайты в самом деле шестиугольные, чуть вытянутой формы, с соотношением сторон 5:4:3. Такая конструкция отличается простотой запуска и великолепной устойчивостью в небе, поэтому змеи роккаку популярны и у любителей аэрофотосъемки. Но главное их предназначение — воздушные бои.

Пожалуй, самые необычные состязания роккаку проходят на ежегодном фестивале в префектуре Ибараки, где большие, по три метра и более в поперечнике, змеи запускают целые команды соперников, расположившихся по разным берегам реки. Сцепившись змеями, они пытаются перетянуть их на свою сторону — примерно так, как это делают участники знакомой всем нам забавы по перетягиванию каната. Победителю достается не только слава, но и змей противника.

Однако куда большее распространение получил другой вид боев на роккаку. В них состязаются змеи поменьше, традиционно — 1,5 м в поперечнике, по пять в каждой схватке, а победителем объявляется тот участник, чей кайт останется в воздухе последним. Такие соревнования состоялись недавно в московском парке Царицыно на фестивале «Пестрое небо», который устроил крупнейший в России клуб любителей воздушных змеев Prokite. «Тут существуют всего четыре приема, — рассказал нам один из организаторов боев Артем Романов. — Во-первых, можно ударить змея противника, сбив его на землю. Во‑вторых, можно запутаться с ним стропами и утянуть вниз. Можно перерезать его стропу своей. Наконец — и эта тактика требует особого мастерства — можно вывести своего змея в такую позицию, чтобы он перекрыл противнику ветер».

Перед подъемом в воздух роккаку настраивают, варьируя длину уздечек, которыми узлы его упругого каркаса крепятся к длинной стропе. Это позволяет устанавливать подходящий угол атаки для максимальной устойчивости и контролируемости полета. Часто подгоняют и степень растяжения паруса на раме. Слово «настраивать» тут неслучайно: для участника боев его змей не менее важен, чем инструмент для музыканта.

Наш эксперт Алексей Романов:
«Чтобы конструировать и изготавливать воздушных змеев, нужно прежде всего самому быть пилотом высочайшего уровня. Наши пилотажники входят, наверное, в десятку сильнейших в мире, но для этого достаточного опыта у нас пока нет. По счастью, роккаку — это стандартная конструкция, не менявшаяся уже веками».

Хорош ли лук, зависит от натягивающей его руки

Каждый пилот тщательно осваивает свою модель, приноравливается к ее характеру, отзывчивости в управлении, устойчивости в полете. И если замены под рукой нет, то поломка или потеря змея почти гарантированно означает проигрыш в соревнованиях, поэтому надежность для боевого кайта не менее важна, чем для любого другого оружия.

Традиционные роккаку изготавливаются на основе упругого бамбукового каркаса, обтянутого легким бумажным парусом, — на нем нередко изображают портреты знаменитых самураев. За пределами Японии, трепетно берегущей свои древние традиции, боевые кайты делают из куда более современных и прочных материалов: каркас — из углепластика и стекловолокна, парус — из полиамидной (нейлон) или полиэфирной (майлар) ткани. Традиционные стропы для роккаку изготавливали из конопляного или хлопкового волокна, а если предполагались состязания с перерезанием лееров, их дополнительно покрывали клеем (например, воском) и посыпали абразивом — песком, мелко толченым стеклом и т.?д. Сегодня в этой роли чаще выступают рыболовные лески или специально выпускаемые тросы.

Экономя дорогостоящий материал, российские пилоты практически не используют покрытые абразивом стропы, которые способны перерезать леер змея противника. К тому же это жесткий прием, позволяющий быстро завершить схватку и лишающий зрителей большой части азартного зрелища. Ну а самым интересным и сложным с точки зрения пилотажа считается «перехват ветра». «Надо осторожно сблизиться, не столкнуться и не перекреститься, не зацепиться стропами, — поясняет Артем Романов, — и остаться в небе, лишив противника воздуха».

Японский стандарт
Японский стандарт

Завтра подует завтрашний ветер

Мировых чемпионатов по боям роккаку не проводится, однако такие соревнования организуют практически на всех фестивалях для фанатов пилотирования воздушных змеев. И несмотря на в целом мирный характер схваток на роккаку, бой выглядит довольно внушительно. После одновременного подъема змеев в небо пилоты начинают активно работать ногами, стараясь сблизиться с противником и провести один из подходящих приемов. «Толкаться, пихаться и мешать друг другу на земле запрещается, — продолжает Артем Романов, — но это правило не всегда работает».
Фото
Опасностей в таком бою не слишком много, но определенные риски имеются. При мощном ветре натяжение стропы может быть сильным, она может запутываться за руки, ноги и даже вокруг шеи, может серьезно повредить ладонь. Для профессионалов предлагаются специальные перчатки с дополнительной защитой, но настоящие асы редко прибегают к ним: по словам пилотов, «чувствовать ветер» и натяжение стропы важнее. Поэтому порезанные руки — обычное дело в жизни пилота воздушного змея. Но главная головная боль пилотов кайтов — это не опасность травмы, а ветер. Если его недостаточно, приходится работать ногами, безостановочно бегая по полю и стараясь поддержать полет. «С ветром у нас особенные отношения, — говорит Артем, — как и с погодой вообще. Кажется, ни разу не было так, чтобы на наших фестивалях не было дождя, это какая-то карма. Не знаю, чем мы так «прогневили небо», ведь мы его украшаем».

Боевые традиции

Ни времени, ни места возникновения первых воздушных змеев точно назвать никто не может. Даже энциклопедия «Британника» выражается предельно расплывчато — дескать, «среди народов Азии они известны с незапамятных времен». Действительно, древнейшими центрами этой традиции считаются Япония, Афганистан, Индия, Непал, Таиланд, Корея и, конечно, Китай. Практически во всех этих странах существуют свои варианты боевых воздушных змеев и свои правила соревнований. В некоторых используют кайты с заостренными краями, с привязанными к каркасу лезвиями или крюками, которые могут разрез? ть паруса у змеев противников или рассекать стропы, которые их удерживают. В сравнении с ними традиционные роккаку выглядят довольно безопасными и друг для друга, и для участников, и для зрителей.

Статья «Бойцовые змеи. Как сражаются рожденные летать» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2015).