Подготовка такого турнира, как чемпионат мира по футболу, — дело долгое и дорогостоящее, и она начинается задолго до знакового спортивного события. Футбольные стадионы для ЧМ-2014 — это грандиозные сооружения, строительство которых потребовало от дизайнеров, инженеров и архитекторов гигантских усилий. «Популярная механика» и Discovery Channel расскажут о том, как создавались или реконструировались три главные площадки состязания.
Как строились футбольные стадионы для ЧМ-2014

«Маракана», Рио-де-Жанейро

Год постройки: 1950

Реконструирован: 2000, 2006, 2013

Вместимость: 78 838 чел.

Домашний стадион команд Flamengo, Fluminense, сборной Бразилии

«Маракана» — главный стадион Бразилии и один из самых известных стадионов мира. Ей без малого 65 лет, но сама мысль о ее сносе казалась кощунственной. Речь могла идти только о реконструкции. Но переделать пришлось всё.

Некогда «Маракана» была одной из самых вместительных спортивных арен мира — на ней одновременно собиралось почти 200 000 болельщиков. Правда, это обеспечивалось за счет стоячих мест в самых дешевых секторах за воротами, так называемого жерала. Билет туда стоил менее доллара и был доступен даже самым бедным. После реконструкции мест станет значительно меньше, от 78 000 до 95 000, а стоячих не останется вообще. Правда, утверждается, что дешевые билеты все же будут, но на скамьи.

Число мест уменьшилось еще и потому, что они стали шире. Невероятно, но факт: в то время как Бразилия у нас ассоциируется со стройными загорелыми спортсменами, гоняющими мяч на пляже, около половины населения страны, по данным бразильского министерства здравоохранения, страдает избыточным весом. У 16% из них ожирение достигает критических форм, и прогнозируется, что эта цифра, к сожалению, в ближайшие пять лет вырастет. Наиболее уязвимы перед ожирением бразильцы в возрасте от 35 до 45 лет — в этой демографической группе избыточный вес наблюдается у 63%, а ведь именно люди этого возраста поголовно являются заядлыми болельщиками. Так что места на обновленной «Маракане» стали не только шире, но и прочнее.

Зато впервые в истории «Мараканы» крыша закроет от дождя и солнца все зрительские места на стадионе — из-за этого открытая ее часть, расположенная над полем, стала вдвое меньше. Для установки крыши привлекалась команда из 28 промышленных альпинистов: они участвовали в монтаже жесткой стальной конструкции, на которой закреплялась тефлоновая мембрана. Работы проходили на высоте более 50 м. На крыше также установлены солнечные батареи площадью более 6000 м2 — они обеспечивают более 30% электроэнергии, необходимой для функционирования стадиона. Отдельно стоит упомянуть освещение: оно устроено таким образом, чтобы на поле вообще не было теней, — и речь идет о тени, отбрасываемой не только конструкциями стадиона, но даже игроками.

«Амазония», Манаус

Год постройки: 2014

Вместимость: 42 374 чел.

Домашний стадион команды Nacional

Несмотря на то что Манаус — главный город бразильского штата Амазонас и в нем живет около 2 млн человек, его сложно назвать типичным городом XXI века. По сути, он расположен посреди джунглей, с которыми ведет постоянную борьбу: бурная растительность наступает на окраины, а люди отвоевывают пространство обратно.

Он настолько удален от основной инфраструктуры Бразилии, что даже с электричеством случаются перебои, а скорость интернета часто такова, что впору поверить в изобретение машины времени, которая отправилась лет на десять назад, в эпоху диалапа.

Конечно, такая ситуация неприемлема для места, где будут проходить матчи главного мирового футбольного турнира, и правительство Бразилии к началу чемпионата намерено воплотить в жизнь проект по подключению Манауса к общебразильской электросети, а именно к электростанции в Тукуруи, и высокоскоростному интернету. Это предполагает прокладку электрических и оптоволоконных кабелей общей длиной более 1000 км.

С экологической точки зрения — а Манаус считается одним из самых чистых мегаполисов планеты — решение весьма спорно: строительство предполагало прокладку дороги прямо через тропический лес, а для прокладки кабеля только вокруг самого стадиона потребовалось возвести две опоры высотой с Эйфелеву башню.

Кстати говоря, именно природа создавала главные сложности при возведении стадиона. Погода в Амазонии меняется очень быстро: даже если на небе нет ни облачка и светит солнце, через десять минут все может затянуть тучами и начнется гроза. Гигантские строительные краны притягивают молнии, и когда появлялись признаки дождя, работа прекращалась. Иногда это случалось несколько раз в день.

Особенно тяжело проходил самый «высотный» этап работы — установка крыши. Она сделана в форме традиционной амазонской плетеной корзины и собиралась в Бразилии из готовых секций, произведенных в Португалии фирмой Martifer. Секции отправили по морю тремя партиями через Атлантику, а затем доставляли вверх по Амазонке в Манаус — путешествие по реке занимало не менее двух недель, так как суда шли против течения. Решающим днем стало 31 октября 2013 года, когда 36 гидравлических домкратов, на которых держалась крыша, были убраны, и конструкция опустилась точно на свое место. Площадь крыши составляет 31?000 м2, она обладает дополнительной защитой от ветра — испытания ветрозащитной мембраны проводились в Берлине в аэродинамической трубе. Эта же мембрана обеспечит кондиционирование. Кроме того, на крыше установлены солнечные батареи и водосборники.

Городские власти Манауса опасаются, что по окончании турнира стадион может стать для города «белым слоном», которого дорого кормить, но некуда деть. Скорее всего, стадион превратится в культурно-досуговый и торговый центр.

Арена «Коринтианс», Сан-Паулу

Год постройки: 2014

Вместимость: 68 034 чел.

Домашний стадион команды Corinthians

Долгострой — явление универсальное, и примером его можно назвать и возведение стадиона «Арена Коринтианс» в Сан-Паулу. Проект был задуман еще в далеком 1978 году — вместо старой и остро нуждавшейся в ремонте площадки.

Но начало работ все время переносилось из-за нехватки средств. Процесс ускорился лишь тогда, когда Бразилия выиграла право провести у себя ЧМ-2014: старый стадион пошел под снос, а на его месте была возведена современная спортивная арена.

Чтобы сделать стройку максимально экологичной, а заодно и экономичной, строители использовали то, что осталось от стадиона-предшественника: более 90% материалов, полученных после демонтажа, пригодились при строительстве «Арены Коринтианс».

По словам главного архитектора площадки Анибала Коутиньо, этот стадион создан в первую очередь для болельщиков. Дизайнеры постарались обеспечить отличный обзор с любого места на стадионе, в том числе и из самых дешевых секторов за воротами. Болельщикам, которые не смогут купить билеты на матчи, тоже не стоит отчаиваться — они смогут посмотреть игру на колоссальной жидкокристаллической панели, самой большой из числа тех, что установлены на стадионах. Панель размером 170 х 20 м заняла свое место на фасаде «Арены Коринтианс», она была создана немецкой фирмой Osram.

В Германии разработан и проект крыши — его созданием руководил архитектор из Штутгарта Вернер Собек. Благодаря оригинальной концепции северные и южные секции крыши словно парят в воздухе. Установка этих секций стала самой рискованной фазой из всех этапов строительства. Крыша стадиона держится на 33 массивных стальных конструкциях в форме решеток. Каждая из «решеток» весит до 120 т, они водружались с помощью самого большого в Южной Америке подъемного крана. Каждая решетка собиралась внизу, и на сборку одной конструкции требовалась неделя, а подъем одной решетки занимал четыре часа.

Длина стадиона — ровно 777 м: он станет домашней ареной для местного клуба «Коринтианс», а число 77 считается для него счастливым. В цветах клуба (черном и красном) планировалось сделать и газон, но эту идею воплотить не удалось, так как с черной травой ожидаемо возникли проблемы. В итоге газон остался стандартным, зеленым, просто чуть более темного оттенка, чем обычно.

Стадион сможет вместить до 65?000 человек в зависимости от планировки — изначально предполагалось установить 48?000 мест, но потом на время чемпионата это число увеличилось. «Лишние» 17?000 мест после турнира будут демонтированы.

Подробности создания стадионов для ЧМ-2014 можно узнать из программы «Чемпионат мира по футболу: как это сделано?» на Discovery Channel

Статья «За кулисами Чемпионата» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2014).