Если принять на веру заявление английских игроков, что страйкбол — это на 60% общение, то «пистолетка» — формат для тех, кто предпочитает стрелять, а не говорить. Мой личный четырехлетний опыт подталкивает именно к такому выводу.

Лязг встающего на место затвора, короткий предстартовый отсчет и стремительный рывок к ближайшему укрытию. Осторожно выглянуть — редкая удача! Противник настолько увлекся перестрелкой на другом фланге, что забыл обо всем на свете. Быстрая «двойка» в торчащую из-за укрытия ногу, еще одна — готов!

Выстрелы звучат одновременно, резкая, как укус осы, боль пронзает шею, но и противник, признавая попадание, вскидывает к потолку руку с пистолетом. Для нас матч закончен, и остается лишь наблюдать, хватит ли моих успехов, чтобы команда выиграла этот раунд. Раунд чего? Резонный вопрос. Официального имени у этого хобби нет, несмотря на долгую историю и сотни любителей такого досуга. А в своем кругу мы называем это просто — «пистолетка».

Конечно, это не то название, с которым можно выходить на публику. Но достойных альтернатив нет. Западные коллеги по хобби используют термин airsoft pistol game; превратить это в название, приятное русскому уху, нечего и думать. Можно использовать термин «страйкбол», которым сегодня к месту и не совсем называют любые тактические игры на «мягкой» пневматике. Но тогда за кадром останутся главные отличия «пистолетных» игр от традиционного страйкбола: динамичность, скоротечность и зашкаливающий адреналин схваток на близких дистанциях. Отличия, которые определяют выбор пистолета в качестве основного оружия.

Клац, бац — и абзац

Хороший страйкбольный пистолет — копия настоящего, вплоть до принципа неполной разборки. Он солидно, увесисто ложится в ладонь и сочно клацает, если оттянуть затвор назад и отпустить его. Большинство пистолетов при нажатии на спусковой крючок имитируют откат затвора за счет работы сжатого газа. Это добавляет реализма, хотя отдача, получаемая таким образом, сравнима разве что с отдачей малокалиберного «Марголина». Впрочем, прицел при скоростной стрельбе сбивает и такая.

Особо популярны клоны «Кольта» модели 1911: и современные Hi-Capa в модной тактической фурнитуре, и винтажные копии самой первой, «правительственной» модели знаменитого пистолета. Не менее популярны многочисленные «Глоки»: классические 17-е и более компактные 23-и. Встречаются также 92-е «Беретты».

А вот копии знаменитого Desert Eagle, несмотря на безумную популярность в кинематографе, попадаются нечасто. Airsoft-версия «пустынного орла» лишена дикой отдачи оригинала, но по-прежнему остается громоздкой и тяжелой оглоблей, махать которой в условиях, когда счет идет на доли секунды, желающих нет.

Пластиковый шар калибра 6? мм и весом 0,2 г покидает ствол airsoft-пистолета со скоростью около 100 м/с. За полсекунды он, с учетом неизбежного торможения, пролетит порядка 30 м, если раньше не встретится с препятствием. Бывают и более мощные модели, но на пистолетные игры они не допускаются. Стрельба, бывает, ведется в упор, и такое ограничение помогает избежать лишних травм.

Баллистическая траектория — это парабола, однако выпущенный из airsoft-пистолета шар б? льшую часть своего пути успешно сопротивляется гравитации, тянущей его к земле. Все дело в блоке хоп-апа, что закручивает шар по оси, перпендикулярной набегающему потоку. Возникающий эффект Магнуса обеспечивает подъемную силу, и при грамотной регулировке почти всю траекторию шар проходит по прямой, лишь на излете резко проваливаясь вниз. Это позволяет обойтись без поправок на дистанцию.

Необходимая защита на «пистолетке» — противоосколочные очки с линзами из поликарбоната. Большинство стрелковых или рабочих очков известных марок, вроде 3 М, с легкостью держат пластиковый шар в упор. Впрочем, качества поликарбоната позволяют защитить глаза даже от свинцовой дроби, бывали и такие эксперименты. Игроки часто обзаводятся масками для нижней части лица и защитными перчатками — в условиях, когда противники активно пользуются укрытиями, лицо и кисти рук страдают чаще всего.

10 коротких жизней

Дальность действительной стрельбы из страйкбольного пистолета — метров тридцать, дальность прицельного огня немного меньше, но пистолет и не предназначен для снайперских дистанций. Из этого следуют параметры идеальной площадки для «пистолетки»: 30? м в длину, 15−20 в ширину, отапливаемая, с многочисленными укрытиями для стрелков. В качестве укрытий — любые препятствия высотой от 1,5?м и шириной не менее двух: щиты, покрышки большого диаметра или полноценные киллхаусы.

Несколько лет назад найти такую площадку даже в Москве было проблемой. Приходилось отправляться на пейнтбольные полигоны, что было не слишком приятно: укрытия, покрытые толстым слоем краски, скользкая каша из разбившихся шаров на полу, присыпанная содой или опилками. Сейчас ситуация меняется: спортивные клубы, чувствуя спрос, все чаще оборудуют игровые площадки и киллхаусы для любителей игр на «мягкой» пневматике.

Размеры площадки напрямую влияют на формат игры. В традиционном страйкболе время жизни игрока — от получаса и больше, причем значительную часть этого времени занимает передвижение по полигону или ожидание противника. Время жизни игрока в очередном раунде пистолетной игры начинается с одной секунды (если замешкаться на старте) и состоит из огневого контакта практически целиком. Один раунд длится не больше трех-пяти минут, затем короткая пауза, чтобы набить магазины, унять дрожь в руках, — и снова в бой. Адреналин при такой схеме не просто захлестывает, он бьет ключом, как нефть из свежепробитой скважины, сбивая прицелы и ломая тактические схемы. Можно попробовать взять себя в руки, но зачем портить удовольствие?

Однако на голом адреналине далеко не уедешь. Для победы в этой игре недостаточно одних подстегнутых гормональной бурей рефлексов, и любой, кинувшийся в лобовую атаку «на авось», моментально получит свою порцию неприятных ощущений. Но стратегия «отсидеться в засаде» тоже не работает: выбрав ее, можно «умереть» последним, но нельзя помочь команде выиграть.

В «пистолетке» правит бал принцип командной игры, правда, абстрактное чувство локтя здесь почти бесполезно, нужны навыки совместной работы и умение решать тактические задачи в условиях постоянного цейтнота. Перестрелка на близкой дистанции — это не игра в кости, в ней есть своя жесткая логика, свои законы. Это, скорее, «быстрые» шахматы. Или покер — ты никогда не знаешь точно, что у противника в руке, и вынужден рисковать, уповая на удачу.

А судьи кто?

У «пистолетки» есть все, чтобы завоевать сердца как игроков, так и зрителей. Раз уж даже керлинг распробовали и признали олимпийским видом спорта, то игра-симулятор перестрелки могла бы стать настоящей звездой эфира. Сравнимая с хоккеем по динамичности, она будоражит кровь зрителей не хуже боксерского матча. Единственное препятствие на пути славы — сложности с судейством.

Критерий победы в любой игре должен быть очевиден: шайба в воротах, мяч в кольце, нокдаун. Иначе споры о том, кто победил, будут занимать больше времени, чем сама игра. Шестимиллиметровый шар вылетает из ствола на скорости около 100 м/с, и даже выпустивший его игрок, глядя вслед, не всегда может отследить траекторию полета. Конечно, попадание чувствуется (почти всегда, иногда даже слишком хорошо), но решение поднять руку и выйти из игры принимает только сам игрок. Как отслеживать попадания, если дело дойдет до соревнований, — вот вопрос, правильного ответа на который еще нет.

Но пока пистолетные игры ведутся на интерес и никто не следит за твоим счетом, а единственный приз за победу — твое личное самоуважение, которое отмеряет тебе совесть, смысла обманывать нет. Даже до самых азартных игроков это быстро доходит.

Статья «Перестрелка врукопашную» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2014).