Войнушка для взрослых: правила игры в «пистолетку»

Войнушка для взрослых: правила игры в «пистолетку»

Если принять на веру заявление английских игроков, что страйкбол — это на 60% общение, то «пистолетка» — формат для тех, кто предпочитает стрелять, а не говорить. Мой личный четырехлетний опыт подталкивает именно к такому выводу.

Лязг встающего на место затвора, короткий предстартовый отсчет и стремительный рывок к ближайшему укрытию. Осторожно выглянуть — редкая удача! Противник настолько увлекся перестрелкой на другом фланге, что забыл обо всем на свете. Быстрая «двойка» в торчащую из-за укрытия ногу, еще одна — готов!

Выстрелы звучат одновременно, резкая, как укус осы, боль пронзает шею, но и противник, признавая попадание, вскидывает к потолку руку с пистолетом. Для нас матч закончен, и остается лишь наблюдать, хватит ли моих успехов, чтобы команда выиграла этот раунд. Раунд чего? Резонный вопрос. Официального имени у этого хобби нет, несмотря на долгую историю и сотни любителей такого досуга. А в своем кругу мы называем это просто — «пистолетка».

Конечно, это не то название, с которым можно выходить на публику. Но достойных альтернатив нет. Западные коллеги по хобби используют термин airsoft pistol game; превратить это в название, приятное русскому уху, нечего и думать. Можно использовать термин «страйкбол», которым сегодня к месту и не совсем называют любые тактические игры на «мягкой» пневматике. Но тогда за кадром останутся главные отличия «пистолетных» игр от традиционного страйкбола: динамичность, скоротечность и зашкаливающий адреналин схваток на близких дистанциях. Отличия, которые определяют выбор пистолета в качестве основного оружия.

Клац, бац — и абзац

Хороший страйкбольный пистолет — копия настоящего, вплоть до принципа неполной разборки. Он солидно, увесисто ложится в ладонь и сочно клацает, если оттянуть затвор назад и отпустить его. Большинство пистолетов при нажатии на спусковой крючок имитируют откат затвора за счет работы сжатого газа. Это добавляет реализма, хотя отдача, получаемая таким образом, сравнима разве что с отдачей малокалиберного «Марголина». Впрочем, прицел при скоростной стрельбе сбивает и такая.


Словарь стрелка

Киллхаус (killhouse) — фанерная коробка с дверными и оконными проемами, имитирующая помещение. Сотрудникам спецслужб служит для отработки навыков боя в домах и квартирах, а пистолетчикам — хорошим укрытием на игровой площадке, разнообразящим ход игры.

«Мягкая» пневматика (airsoft) — пневматическое оружие, в котором для стрельбы используются пластиковые шары калибра 6 (реже 8) мм. При прочих равных условиях менее травмоопасна, чем пневматика «жесткая», использующая металлические шары и пули.

Страйкбол — в изначальном значении слова это тактическая игра на «мягкой» пневматике с жестко заданным кодексом правил, которые можно найти, например, на форуме airsoftgun.ru. Сейчас слово «страйкбол» частенько применяют к любой игре, в которой используется airsoft-оружие.

Хоп-ап — узел на стволе airsoft-оружия, отвечающий за вращение шара в полете. Функционально это резиновый валик, выступающий в специальное окошко внутри стволика, и механизм регулировки его высоты. Летящий шар отклоняется перпендикулярно оси своего вращения. Обычно это служит для компенсации силы притяжения, но если взять airsoft-пистолет а-ля «парень из гетто», то шар будет заметно забирать влево. Впрочем, недостаточно сильно, чтобы поражать противника, спрятавшегося за углом.

Щит — большой легкий фанерный щит с упорами, наиболее распространенное препятствие на «пистолетке». Передвигая щиты, можно с легкостью менять конфигурацию игровой площадки, а значит, и тактику игры.


Особо популярны клоны «Кольта» модели 1911: и современные Hi-Capa в модной тактической фурнитуре, и винтажные копии самой первой, «правительственной» модели знаменитого пистолета. Не менее популярны многочисленные «Глоки»: классические 17-е и более компактные 23-и. Встречаются также 92-е «Беретты».

А вот копии знаменитого Desert Eagle, несмотря на безумную популярность в кинематографе, попадаются нечасто. Airsoft-версия «пустынного орла» лишена дикой отдачи оригинала, но по-прежнему остается громоздкой и тяжелой оглоблей, махать которой в условиях, когда счет идет на доли секунды, желающих нет.

Пластиковый шар калибра 6 мм и весом 0,2 г покидает ствол airsoft-пистолета со скоростью около 100 м/с. За полсекунды он, с учетом неизбежного торможения, пролетит порядка 30 м, если раньше не встретится с препятствием. Бывают и более мощные модели, но на пистолетные игры они не допускаются. Стрельба, бывает, ведется в упор, и такое ограничение помогает избежать лишних травм.

Баллистическая траектория — это парабола, однако выпущенный из airsoft-пистолета шар б? льшую часть своего пути успешно сопротивляется гравитации, тянущей его к земле. Все дело в блоке хоп-апа, что закручивает шар по оси, перпендикулярной набегающему потоку. Возникающий эффект Магнуса обеспечивает подъемную силу, и при грамотной регулировке почти всю траекторию шар проходит по прямой, лишь на излете резко проваливаясь вниз. Это позволяет обойтись без поправок на дистанцию.

Необходимая защита на «пистолетке» — противоосколочные очки с линзами из поликарбоната. Большинство стрелковых или рабочих очков известных марок, вроде 3 М, с легкостью держат пластиковый шар в упор. Впрочем, качества поликарбоната позволяют защитить глаза даже от свинцовой дроби, бывали и такие эксперименты. Игроки часто обзаводятся масками для нижней части лица и защитными перчатками — в условиях, когда противники активно пользуются укрытиями, лицо и кисти рук страдают чаще всего.

10 коротких жизней

Дальность действительной стрельбы из страйкбольного пистолета — метров тридцать, дальность прицельного огня немного меньше, но пистолет и не предназначен для снайперских дистанций. Из этого следуют параметры идеальной площадки для «пистолетки»: 30 м в длину, 15−20 в ширину, отапливаемая, с многочисленными укрытиями для стрелков. В качестве укрытий — любые препятствия высотой от 1,5 м и шириной не менее двух: щиты, покрышки большого диаметра или полноценные киллхаусы.

Работа в парах. Американские полицейские не зря ходят по двое. Присутствие напарника, способного поддержать огнем, прикрыть твою перебежку или взять на себя угрожающий атакой фланг, значительно продлевает срок жизни на игровом поле. Еще лучше слаженная тройка, но укрытия на игровом поле обычно не отличаются большими размерами, и тройка неизбежно будет дробиться на «2+1».

Несколько лет назад найти такую площадку даже в Москве было проблемой. Приходилось отправляться на пейнтбольные полигоны, что было не слишком приятно: укрытия, покрытые толстым слоем краски, скользкая каша из разбившихся шаров на полу, присыпанная содой или опилками. Сейчас ситуация меняется: спортивные клубы, чувствуя спрос, все чаще оборудуют игровые площадки и киллхаусы для любителей игр на «мягкой» пневматике.

Концентрация огня. Просто так выйти во фланг противнику невозможно — на момент старта вражеская команда распределяется по всему фронту со своей стороны площадки. Концентрация огня на определенном участке позволяет пробить брешь в ее порядках. Это и просто, и сложно: с одной стороны, два пистолета всегда сильнее, чем один; с другой — занять позиции так, чтобы создать перевес в плотности огня, не мешая при этом работать друг другу — задача, требующая от команды опыта игры и хотя бы минимальной слаженности действий.

Размеры площадки напрямую влияют на формат игры. В традиционном страйкболе время жизни игрока — от получаса и больше, причем значительную часть этого времени занимает передвижение по полигону или ожидание противника. Время жизни игрока в очередном раунде пистолетной игры начинается с одной секунды (если замешкаться на старте) и состоит из огневого контакта практически целиком. Один раунд длится не больше трех-пяти минут, затем короткая пауза, чтобы набить магазины, унять дрожь в руках, — и снова в бой. Адреналин при такой схеме не просто захлестывает, он бьет ключом, как нефть из свежепробитой скважины, сбивая прицелы и ломая тактические схемы. Можно попробовать взять себя в руки, но зачем портить удовольствие?

Фланговый обход. В скоротечной дуэли преимущество у того стрелка, который заранее взял на прицел место появления противника: проход, окно или край укрытия. Но в этом случае все внимание сосредоточено на узком секторе пространства перед собой, как у мотоциклиста на трассе, и игрок становится уязвим для атак с фланга.

Однако на голом адреналине далеко не уедешь. Для победы в этой игре недостаточно одних подстегнутых гормональной бурей рефлексов, и любой, кинувшийся в лобовую атаку «на авось», моментально получит свою порцию неприятных ощущений. Но стратегия «отсидеться в засаде» тоже не работает: выбрав ее, можно «умереть» последним, но нельзя помочь команде выиграть.

В «пистолетке» правит бал принцип командной игры, правда, абстрактное чувство локтя здесь почти бесполезно, нужны навыки совместной работы и умение решать тактические задачи в условиях постоянного цейтнота. Перестрелка на близкой дистанции — это не игра в кости, в ней есть своя жесткая логика, свои законы. Это, скорее, «быстрые» шахматы. Или покер — ты никогда не знаешь точно, что у противника в руке, и вынужден рисковать, уповая на удачу.

Традиционный формат игры — встречный бой двух команд, пока в одной из них не закончатся игроки. Распространенная альтернатива — «захват флага», охота двух команд за предметом/вымпелом, расположенным в центре игрового поля. Боевые правила просты — попадание шара в любую часть тела или амуниции — «смерть»: необходимо поднять руку с пистолетом вверх и поскорее покинуть игровую зону. Попадание в оружие, а также рикошеты от стен не считаются. Общее число участников — 10.20 человек, в зависимости от вместимости зала и количества желающих принять участие. На фото — пневматическая копия пистолета Glock 19 фирмы KJ Works полностью имитирует не только внешний вид, но и вес, механику затвора, звук и даже отдачу прототипа. Емкость магазина — 20 шариков.

А судьи кто?

У «пистолетки» есть все, чтобы завоевать сердца как игроков, так и зрителей. Раз уж даже керлинг распробовали и признали олимпийским видом спорта, то игра-симулятор перестрелки могла бы стать настоящей звездой эфира. Сравнимая с хоккеем по динамичности, она будоражит кровь зрителей не хуже боксерского матча. Единственное препятствие на пути славы — сложности с судейством.

Критерий победы в любой игре должен быть очевиден: шайба в воротах, мяч в кольце, нокдаун. Иначе споры о том, кто победил, будут занимать больше времени, чем сама игра. Шестимиллиметровый шар вылетает из ствола на скорости около 100 м/с, и даже выпустивший его игрок, глядя вслед, не всегда может отследить траекторию полета. Конечно, попадание чувствуется (почти всегда, иногда даже слишком хорошо), но решение поднять руку и выйти из игры принимает только сам игрок. Как отслеживать попадания, если дело дойдет до соревнований, — вот вопрос, правильного ответа на который еще нет.

Но пока пистолетные игры ведутся на интерес и никто не следит за твоим счетом, а единственный приз за победу — твое личное самоуважение, которое отмеряет тебе совесть, смысла обманывать нет. Даже до самых азартных игроков это быстро доходит.

Статья «Перестрелка врукопашную» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2014).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.