Направляясь в Геленджик на мастер-класс по управлению стоячим гидроциклом Yamaha Superjet SJ700, в самолете я разговорился с коллегой-мотожурналистом. Я похвастался, что подобрал в интернете несколько трюков, чтобы попросить тренера научить меня их исполнять. Коллега в ответ рассмеялся и сказал, что за отведенные два дня мне вряд ли удастся просто научиться ездить на гидроцикле стоя. Истина, как всегда, оказалась где-то посередине. Но намного ближе ко второй версии.

Двухтактные двигатели, в выхлопе которых содержится до 25% несгоревшего топлива, с 2012 года попали под запрет в США и многих странах Европы. Их эксплуатация там по‑прежнему разрешена, но только в качестве спортивных снарядов в специально отведенных местах. В России Superjet SJ700 может использоваться наравне с другими транспортными средствами.
Стартовая позиция: локти лежат на подлокотниках, корпус опирается на корму, указательный палец плавно жмет на газ. Лишь слегка набрав скорость, можно подтягиваться на руле и ставить на площадку колено — гидроцикл уже достаточно стабилен. Мастерский старт демонстрирует тренер Александр Джалагония.
Полная скорость Чем более расслаблено тело спортсмена, тем легче удерживать контроль над гидроциклом на скорости. Давид Джалагония демонстрирует правильную стойку: центр тяжести низкий, согнутые ноги амортизируют удары от волн, руки расслабленно держат руль.
Стенд-ап аквабайк в 1970-е годы придумал не кто иной, как изобретатель гидроцикла Клэйтон Джейкобсон II. Непременные черты гидроцикла такого типа — небольшая масса, мощный и легкий двухтактный двигатель, предельно простая конструкция и, что немаловажно, доступная цена. На сегодняшний день Yamaha Superjet SJ700 — единственный массовый стенд-ап аквабайк. Его 701-кубовый двухцилиндровый двухтактник развивает 73 л.с. При сухой массе 139 кг этого достаточно, чтобы езда в полный газ требовала почти героической смелости. А если смелости станет слишком много, всегда можно приобрести новый импеллер, воздушный фильтр, систему выпуска и массу другого тюнинга, чтобы поддать жару. В то время как сложнейшие четырехтактные двигатели, электронные системы впрыска и каталитические нейтрализаторы в угоду экологическим нормам взвинтили цены сидячих гидроциклов до небес, Superjet остается верен чистому спорту и стоит вдвое, а то и втрое дешевле больших братьев. И не беда, что приходится вручную смешивать масло с бензином и включать «подсос».

Стоячий гидроцикл, он же стенд-ап аквабайк, — один из самых недооцененных спортивных снарядов. Связано это с тем, что со стороны он не очень-то отличается от сидячего — неопытному зрителю остается только гадать, зачем оставаться на ногах, когда можно было бы с комфортом расположиться на сиденье. На самом же деле эти машины отличаются друг от друга не меньше, чем автомобиль и мотоцикл. И чтобы понять это, достаточно взглянуть на стоячий аквабайк в анфас: в ширину он не больше, чем плечи райдера. Еще более точная аналогия для Superjet — это вейкборд. На него нельзя встать, пока не разгонишься до определенной скорости, а чтобы поддерживать даже прямолинейное движение, необходимо развить в себе чувство равновесия. Зато в повороте можно буквально полировать воду пятой точкой, а при должной сноровке — нырять и исполнять сальто в воздухе, как дельфин. Тот же вейкбординг, только за катер платить не надо!

Начинающим райдерам Superjet предоставляет дополнительный бонус: процесс обучения езде на этом снаряде заменяет несколько комплексных тренировок в тренажерном зале.

Уроки плавания

Геленджик встретил нас ох как неласково. Пока мы стояли на берегу в теплых куртках, в голове совершенно не укладывалась мысль о том, что придется раздеваться до плавок и лезть сначала в гидрокостюм, а затем в ледяную воду. Зато учителя нам достались прекрасные: чемпион России по аквабайку Давид Джалагония и его отец Александр, председатель спортивной ассоциации водно-моторного спорта «Черное море».

Первый урок — начало движения. Трогаться с места нужно уметь на любой глубине, однако для начала заходим в воду по пояс. Надеваем на руку ремешок с чекой безопасности и закрепляем ее на выключателе двигателя рядом с левой рукояткой руля. В случае падения чека выдернется и двигатель заглохнет. Теперь можно заводить мотор. Двигатель соединен с импеллером напрямую, поэтому на холостых оборотах гидроцикл нужно слегка придерживать, чтобы он не уехал вперед.

Кроме площадки для ног у аквабайка есть мягкие подлокотники. Поставив на них локти, можно плавно нажимать на газ. Разогнавшись до некоторой скорости, гидроцикл становится стабильным, и можно подтягиваться на руках к рулю и ставить на площадку колени, одно за другим.

В теории все просто, но есть подвох: рукоятка газа располагается под большим пальцем правой руки. Дав чуть больше тяги, начинающий райдер пугается, и срабатывает инстинкт: держаться за руль что есть силы всей пятерней. Гашетка прижимается к рулю на весь ход, и снаряд выстреливает вперед как из пушки.

Именно так отправился в свое первое плавание один из учеников. Более опытные коллеги разразились гомерическим хохотом, а затем бросились врассыпную: бедолага добрался вплавь до своего гидроцикла, подсоединил чеку и должен был как-то вернуться в группу. Со второго раза все получилось прекрасно.

Мораль описанной выше сцены очевидна: для катания на аквабайке необходима защитная экипировка, причем весьма специфическая. Как гласит инструкция, на Superjet ни при каких обстоятельствах, ни в какую погоду нельзя кататься без гидрокостюма или хотя бы без толстых неопреновых шорт. Опасность представляет реактивная струя водомета, сопло которого располагается сразу под площадкой. Без защиты толстой вспененной ткани могучий водяной поток может нанести спортсмену серьезные травмы.

Обратите внимание, что, когда спортсмен начинает движение, опираясь на локти, напротив водомета оказываются весьма деликатные части тела. Это неплохой стимул для того, чтобы аккуратнее обращаться с гашеткой и поскорее забраться на площадку.

Вообще, катание на стенд-ап аквабайке — один из самых безопасных видов экстремального спорта. При выполнении трюков самое страшное, что может случиться, — это удар о сам гидроцикл, поэтому спортсмены обязательно надевают шлем и гидрокостюмы со встроенными защитными щитками. Вы вряд ли увидите аквабайкера и без спасательного жилета: расходовать лишние силы на плавание после падений просто глупо, а в маловероятном случае потери сознания жилет может спасти жизнь.

Тренажерный зал

Стоя на коленях, кататься на Superjet очень просто. Это хорошая возможность испытать машину, почувствовать, как она ведет себя при разгоне и в поворотах, изучить трассу из надувных пилонов, заботливо подготовленную организаторами мастер-класса. Развлекаться так можно хоть целый день, если вас не смущают синяки на коленях: море редко бывает спокойным, и на каждой волне жесткая площадка больно ударяет по ногам.

Так что пора вставать и кататься на полусогнутых ногах-амортизаторах, как положено настоящим спортсменам. Для этого надо разогнаться до совсем уж стабильной скорости и спокойно поставить на площадку сначала переднюю ногу, а затем заднюю. Сделать это нелегко: падать на такой скорости уже страшно, поэтому при вставании так и хочется машинально сбросить газ.

После освоения подъема начинается настоящая силовая тренировка. Спина и руки устают с невероятной скоростью, заставляя выезжать на берег после каждого круга. Ситуацию усугубляет тот факт, что при падениях приходиться вновь подтягиваться к рулю, и с каждым разом залезать на гидроцикл становится все труднее. Во время обеда после первой тренировки то и дело раздавался звон падающих вилок: руки просто не слушались начинающих спортсменов.

Разумеется, Yamaha Superjet создан вовсе не для штангистов, а причина усталости — всего-навсего неправильная техника катания. В идеале райдер должен во всех ситуациях опираться исключительно на ноги, как сноубордист. Руль для него — что-то вроде пульта радиоуправления: он должен висеть в абсолютно расслабленных руках, а не исполнять роль поручня.

Однако двухтактный гидроцикл обладает внушительной динамикой, и, чтобы удержаться на нем при разгоне, нужно уметь переносить центр тяжести тела далеко вперед, чуть ли не за переднюю ногу. Новичку же проще повиснуть на руле. В поворотах и на волнах руль также ошибочно воспринимается как дополнительная точка опоры. Отсюда и нечеловеческая усталость в первые два дня обучения.

Между тем хороший райдер должен не только уверенно стоять на платформе, но и свободно ходить по ней. Несмотря на то что аквабайкеры, как и сноубордисты, условно делятся на регуляров и гуфи, виражи всегда лучше проходить спиной к центру поворота. Такое положение помогает сместить центр масс тела ниже к воде, чтобы лучше противостоять центробежной силе и пройти поворот быстрее.

Homo Erectus

Организаторы не знали пощады — они устроили настоящие гонки! Накал страстей был таким, что никто не жалел сил и не считал синяков.

Чтобы победить в гонке, достаточно было следовать двум простым правилам: меньше падать и сильнее жать на газ. Последнее — вопрос не только смелости, но и ловкости, и физических сил, и опыта. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что за весь уикенд лишь один человек выжал полный газ на прямой, и это был чемпион России Давид Джалагония.

Те, кто в первый день не смог подняться с колен, сразу попадали в аутсайдеры: на большой скорости невозможно удержаться на волнах без «подвески». «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях», — цитировали классика райдеры. Призовые места предсказуемо распределились среди тех, кому уже доводилось кататься на Superjet: на подиуме не оказалось ни одного новичка.

Изнурительная гонка из трех кругов сыграла ключевую роль в моем личном прогрессе. Я проехал полтора круга стоя, затем секунд тридцать барахтался, пытаясь забраться на гидроцикл — руки совсем не держали. А уже после гонки за неимением другого выхода вдруг научился ездить «без рук».

Все встало на свои места в одночасье: я с легкостью накатывал десятки кругов без малейшей усталости, правильно переставляя ноги в поворотах. Уверен, что спустя год я так же уверенно поеду на Superjet, потому что это сродни велосипеду: получилось один раз — значит, научился на всю жизнь. Другое дело, что ездить стоя — это лишь начало пути, за которым следуют скоростные повороты, длинные гонки, головокружительные трюки.

Пока я носился по опустевшей трассе, с берега ушли коллеги. Затем организаторы один за другим отогнали гидроциклы на берег. Ушли и фотографы, поэтому ни на одном фото в материале меня нет. А я все не мог успокоиться, пока меня не позвали на ужин. С тех пор жду не дождусь открытия нового сезона, когда я прокачусь на Yamaha Superjet SJ700 уже в Москве и смогу выложить новые фото и видео на нашем сайте.

Статья «Вейкборд без катера» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2014).