Как фотографируют акул

Как фотографируют акул

Все боятся акул. Этот страшный хищник способен одним движением перекусить человека пополам. Но есть люди, которые сами ищут встречи с опасностью. Это анималисты — фотографы и операторы научно-популярных передач. Энди Касагранде — один из самых известных в мире операторов-анималистов, специалист по акулам. Для своих опасных съемок он разработал целый ряд технических хитростей…

В обществе акул Энди Касагранде мечтал поплавать еще в детстве. Впервые такой шанс он получил в 2005 году — и воспользовался им. Вооружившись компактной камерой Sony и собственной отвагой, он в самодельном герметичном боксе спустился на дно Шарк-Элли, или «Акульего проспекта» — подводной местности близ южноафриканского побережья.

Свое «говорящее» название она получила не зря. Первой акулой, которую он увидел, стала белая акула — мечта любого анималиста. Впоследствии Энди шутил об этой «встрече»: «Когда она проплыла рядом со мной в третий раз и все еще не съела меня, я понял, что мы с ней уже вроде как друзья». С тех пор Энди не может и месяца провести без акул. Они для него — как для некоторых из нас кошки и собаки.

«Родители учили меня не верить всему, что показывают по телевизору. Поэтому я считал, что истории про акул — сплошной обман. Но оказалось, что акулы вполне реальны. И они стали настоящей страстью моей жизни.»

Охота начинается

Вообще-то Энди Бренди Касагранде IV (таково его полное имя) — известный телеоператор-анималист, снимающий и на море, и на суше. Его работа в научно-популярном сериале «Великие миграции» для канала National Geographic была отмечена премией «Эмми», однако настоящую славу Энди обрел благодаря съемкам серии «Акулья неделя» на канале Discovery.

«Акулья неделя» — это ежегодное шоу, состоящее из ряда передач, посвященных акулам; наиболее известны «Взгляд в акулью пасть» и «Невозможный кадр». Энди Касагранде, величайший поклонник акул, не мог не стать частью этого праздника, и он стал — причем довольно быстро достиг в своем деле звездного статуса. Его успех в первую очередь связан с техническими приспособлениями, которые создает Энди для своей работы. Он не пользуется стандартными клетками и боксами, а разрабатывает оригинальные гаджеты для работы со сверхопасными рыбами. Среди самых известных его устройств — аппарат для съемки акульей пасти изнутри. Именно с его помощью он сделал свой коронный кадр, в котором со всех сторон торчат острые, как бритва, акульи зубы.

Камера для съемки акульей глотки. Две камеры, смотрящие в противоположные стороны, защищены корпусом из высокопрочного пенопласта. Они выглядывают из концов герметичного бокса, который Энди смастерил из пластиковой трубы и плексигласовых заглушек, чтобы сделать снимки акульей пасти изнутри.

Благодаря технической смекалке Энди Касагранде многие его кадры — первые в своем роде. Например, в 2012 году для передачи «Невозможный кадр» он сделал первую в мире фотографию «глазами чайки», на которой «поймал» надводный прыжок гигантской белой акулы. Для съемки использовалась конструкция с камерой, делавшей 3000 кадров в секунду. Съемочная установка подвешивалась к воздушному шару, накачанному гелием, а шар был привязан к моторке кинооператора. Акула выпрыгнула из воды, пытаясь достать приманку, сделанную в форме морского котика и установленную прямо под камерой. В результате получились фотографии гигантского хищника, взлетевшего в воздух на высоту более четырех метров. А для «Акульей недели» 2013 года Энди сконструировал «камеру-плавник» — это экшн-камера GoPro, установленная на щипцах для барбекю, — с помощью этого устройства Касагранде рассчитывал увидеть мир с точки зрения рыбы. В марте он сумел закрепить камеру на спинном плавнике тигровой акулы и получил уникальный видеоряд — эксперимент оказался удачным.

Автокамера. Камера установлена на шасси радиоуправляемой машинки Traxxas 4x4. Благодаря большим мягким шинам автокамера может незаметно подкрадываться ко львам, гиенам и другим хищникам, когда они лакомятся своей добычей, причем даже по пересеченной местности. Корпус камеры — коробка из-под суши, обмотанная камуфляжным скотчем и зафиксированная резиновым шнуром.

Как создать шедевр

Для того чтобы сконструировать новый гаджет для съемки и получить в итоге фотографию-шедевр, достаточно включить фантазию и заехать в ближайший супермаркет. Редактору американского журнала Popular Mechanics довелось присутствовать при том, как Энди Касагранде делает устройство для съемки акульей пасти изнутри. Первым делом он отправляется в хозяйственный магазин и покупает там расходные материалы — резиновые шланги и пластиковые гайки. Никакого металла — Энди не хочет повредить акульи зубы или пасть, потому что это опасно, и, кроме того, зачем причинять боль существам, которые позволяют тебе зарабатывать на хлеб?

Мастерская Касагранде выглядит как лаборатория безумного ученого: куча неприменимого в обычной жизни барахла, материалы вторичного использования, какие-то коробки, ящики, свертки. На одной из полок — уже упомянутая камера на щипцах, с помощью которых она надевается на акулий плавник. Ее зажим содержит растворяющийся под действием воды фиксатор, который должен «отстегнуть» аппарат от рыбы по истечении 24 часов. После этого легкая камера всплывает на поверхность и включает радиомаячок, по которому Энди найдет и камеру, и снятые ею бесценные кадры.

Но вернемся к аппарату, предназначенному для съемки акульей пасти изнутри. С помощью сверлильного станка Касагранде проделывает огромную дыру в паре пенопластовых досок для плавания, затем еще четыре небольших отверстия для пластиковых болтов, которые будут стягивать эти доски. В широкую дыру он вставляет отрезок полихлорвиниловой трубы, в каждый конец которой устанавливает по экшн-камере. Концы трубы Энди заглушает плексигласовыми дисками, вправленными в кольцевые сальники. Наконец, на устройство натягивается защитный резиновый рукав. Сквозь резиновый шланг Касагранде продевает тросик из нержавейки и обматывает шланг вокруг пластиковой трубы, предусмотрев петлю, за которую весь агрегат можно будет подцепить к катеру. Вот и все! Родился еще один шедевр в жанре низкобюджетного конструирования.

Путь к успеху

Энди работает не один. Его бессменный партнер и подстраховщик — супруга Эмма, с которой они познакомились в 2007 году, когда Энди снимал львов в Танзании, в национальном парке Серенгети. Кроме того, Эмма монтирует сделанную Энди съемку, а также снимает его портреты в рабочих условиях — когда он находится в воде, наедине с «позирующей» акулой.

Камера на плавник. Щипцы для барбекю легли в основу весьма высокотехнологичного агрегата. Простая изначально самоделка постепенно обросла спутниковым навигатором, радиомаячком и поплавком для гарантированного всплывания на поверхность. Для шоу «Акулья неделя» 2013 года Энди изловчился прицепить свой гаджет на спинной плавник тигровой акулы так, чтобы камера смотрела прямо по курсу. В результате были сняты отличные кадры «с точки зрения охотника». Со временем блокировка крепления растворилась в морской воде, и камера всплыла на поверхность.

И технические, и биологические пристрастия Касагранде обусловлены его юношескими годами и полученным образованием. Недолго проучившись в Политехническом институте штата Флорида, в 1996 году он перевелся в Университет Питтсбурга, где отучился семестр на гидробиолога. За это время он успел обойти вокруг света, непрерывно фотографируя дикую природу. Техника, гидробиология и фотография стали основой его жизни. Самое смешное, что в итоге Энди защитил диплом по психопатологии и работал инженером в компании, занимавшейся переработкой данных.

А в подводную долину Шарк-Элли Энди Касагранде привел счастливый случай. В свободное от работы время он создал свой собственный сайт, на котором вывесил фотографии и видеоролики, отснятые во время кругосветки, а потом написал «Песню о гигантской белой акуле» и сделал по ней свой видеоклип: там он под водой, одетый в гидрокостюм, поет про акул. В 2002 году Касагранде послал файл с песней в трастовый фонд «Белая акула», занимавшийся исследованием и защитой этих животных. К файлу Энди приложил свое резюме с просьбой принять его на работу. Майкл Шолль, руководитель фонда, предложил соискателю должность, даже не заглядывая в резюме. Любовь Энди к акулам, ярко воплощенная в этой песне, стоила для него больше, чем можно было бы написать на бумаге. Работая в фонде, Энди изучал белых акул и снимал их жизнь, удовлетворяя сразу обе свои страсти — и к фотографии, и к акулам.

Поплаваем?

Разумеется, Энди Касагранде без страховки плавал в компании акул. По сути, в 2005 году он стал первым, кто появился с этим трюком на телевидении. Тогда в Кейптаун приехала съемочная группа из Национального географического общества, планируя сделать документальный фильм о гигантских белых акулах. В фильме предполагалось рассказать и об исследованиях, которые проводит фонд «Белая акула». Энди Митчелл, главный оператор, узнал о том, что Касагранде отваживается выплывать из защитной клетки, и пригласил его к себе ассистентом. Уже на второй съемочный день они оба без всякой защиты плавали среди хищников. Митчелл признается, что в те минуты он испытывал смертельный страх.

Энди Касагранде добился успеха отчасти благодаря тому, что применил экшн-камеры GoPro в съемке дикой природы, расширив их возможности за счет самодельных устройств. Возможно, он был не первым, кому это пришло в голову, но удача была к нему благосклоннее, чем к другим. Благодаря сотрудничеству с Митчеллом Энди попал в Вашингтон, где его ждала штатная должность режиссера и оператора в одном из подразделений National Geographic.

В кругу коллег Касагранде прославился как фанат разнообразных гаджетов и создатель множества различных приспособлений: с дистанционным управлением, для замедленной съемки, для ночной съемки в инфракрасном диапазоне. А чуть позже компания-производитель камер GoPro сама вышла на связь с оператором и с тех пор снабжает его своей аппаратурой.

Вот так человек, который с самого детства мечтал поплавать с акулами, благодаря своему упорству, воображению и золотым рукам стал самым известным в мире фотографом и оператором, специализирующимся на морских хищниках. Мечта достижима, если не останавливаться на пути к ней!

Статья «Охотник на акул» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2013).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.