Унимото: гонки на одноколесных мотоциклах

Унимото: гонки на одноколесных мотоциклах

Чуть больше года назад, 21 января 2012 года в Тольятти в рамках зимнего мотослета Snowdogs-2012 прошел Первый открытый ледовый чемпионат мира по унимото — и это событие заметил, пожалуй, весь мотоциклетный мир. А знаете ли вы, что такое унимото? Знаете ли вы, что в этом виде мотогонок Россия является одним из мировых лидеров, а наши унимотоциклисты регулярно ставят новые мировые рекорды?

Термин «унимото» говорит сам за себя. Это одноколесный мотоцикл. Сразу возникает естественный вопрос: чем унимото отличается от моноцикла? В принципе, это одна из многочисленных разновидностей моноцикла, причем номинально его компоновка не имеет серьезных ограничений. Унимото строятся на базе серийных мотоциклов, автомобилей, ракет, культиваторов, да и вообще любой техники, их колеса могут быть самыми разнообразными, даже деревянными или лишенными покрышек.

Единственный технический момент: колесо унимото обычно размещено ниже посадки пилота (напомним, что в классических моноциклах водитель чаще всего сидит внутри огромного колеса). Но самое главное, видимо, то, что унимото — это разновидность… дрэг-рейсинга, скоростных заездов по прямой на заданную дистанцию. Несмотря на кажущуюся узость этой ниши технического спорта, унимото популярны во всем мире, соревнования с завидной периодичностью проводятся в США, Европе и России, а унимотоциклисты горды своим увлечением и готовы популяризировать его в любом уголке земного шара.

Зимний чемпионат мира в Тольятти стал новым направлением развития унимото как вида спорта — в какой-то мере поэтому сам Вилли Нассау не мог пропустить подобное событие. Движение по льду и снегу требует иных навыков и даже некоторых изменений в конструкции уницикла. Как видно, несмотря на весьма свободные правила, некие общие конструктивные закономерности все-таки присутствуют. Например, почти все зимние унимото имеют позади пилота поддерживающие салазки.

Вилли с коляской

История эта началась совсем недавно. В марте 1988 года американский байкер Вилли Нассау по прозвищу Sidecar Willy поставил себе целью придумать новый вид развлечений для байкерских фестивалей. Демонстрационные заезды с девушками и одинаково оформленные мотоциклы порядком поднадоели, Вилли хотелось адреналина, риска и новых впечатлений. Проблема была и в другом: незадолго до этого полиция запретила ежегодный мото-дрэг-рейсинг, традиционные байкерские заезды на скорость, которые проводились обычно прямо перед баром, принимавшим очередной байк-слет.

Вилли рассудил очень просто: если придать соревнованиям статус оригинального спортивного состязания, а не просто несанкционированного и опасного шоу, то можно обойти запреты. Но для этого требовался новый формат. Нассау решил так: я катался на четырех колесах, на трех колесах и на двух колесах, но ни разу не пробовал на одном. Идея преобразования обычного мотоцикла в одноколесный и соревнований на 100 футов (30,48 м) сформировалась и окрепла в одну ночь. Первый чертеж унимото был нарисован на пивной подставке. Нассау полагал, что с одной стороны его уницикла будет двигатель, с другой — человек, а колесо останется посередине. Таким образом, гонки не сведутся к простому нажатию на газ, а станут еще и тренировкой эквилибристики. Новый вид был наречен Unicycle Drag Racing.

При всем инженерном опыте Нассау достичь идеального баланса удалось далеко не сразу. Во время движения первые типы унимото опрокидывались, а удержать их немалый вес пилот не мог. К 1990 году после ряда проб и ошибок Вилли удалось проехать на очередном инженерном чуде целых 20 м — и это был рекорд. Все получилось лишь с приходом в команду Боба Чески, байкера и механика, который поддержал идею Нассау. Вдвоем они спроектировали и построили первый в истории унимото, использовав в качестве силового агрегата 150-сантиметровый двигатель Honda выпуска 1959 года и сварив раму самостоятельно. Уницикл получил название Desert Stormer, а шоу с демонстрацией монстра было заявлено на фестивале Bike Week 1991 в Дайтоне.

Посмотреть на оригинальную машину собралась толпа — тем более, что объявили официальную попытку поставить рекорд на дистанции 100 футов. Мало кто знал, что до этого момента Чески ни разу не сумел проехать такое расстояние. У унимото не было боковых подпорок, колесо казалось очень тонким, а мотор — слишком сильно вынесенным вперед. Но, как ни странно, с горем пополам Чески совершил подвиг: Desert Stormer, раскачиваясь и виляя, проехал 100 футов за 5,2 с. Публика аплодировала, а Нассау понял, что новый вид спорта будет иметь успех.

Унимото там и тут

С той поры минула почти четверть века. Вилли Нассау построил несколько десятков унимото самых разных конструкций и компоновок. Сам он уже давно не выступает, зато приезжает в качестве почетного гостя и судьи на соревнования по всему миру (был Вилли, кстати, и на прошлогоднем чемпионате мира в Тольятти). Унимотоциклы по сравнению с крошечным, в общем-то, Desert Stormer выросли до размеров полноценных байков, колеса увеличились, появились подпорки во избежание опрокидывания, а рекорд прохождения дистанции был улучшен почти в два раза.

1991 год стал первым годом организации American National Unimotorcyclists Society (A.N.U.S.) — американской ассоциации унимотоциклистов. Поначалу в ней состояли только Нассау и Чески, но со временем количество людей с инженерным зудом и любовью к скорости росло, и рекордный заезд одиночки превратился в крупные соревнования. Правда, полиция иногда пыталась разогнать унимотоциклистов, но вяло. Последний конфликт с властями произошел в 2005 году и был скорее исключением, чем правилом.

Летние унимото отличаются от зимних, в принципе, не очень значительно. Упоры представляют собой не коньки или салазки, а достаточно широкие лыжи для хорошего скольжения по траве, вот и всё. На снимках — заезды немецких унимотоциклистов.

С 1994 года унимото начал захватывать Европу: первые гонки на странных агрегатах прошли в Швейцарии (Premiere Сourse Europeenne d’A.N.U.S), тремя годами позже — в Германии, а затем расползлись практически по всем европейским странам. Особую популярность гонки приобрели, помимо упомянутых государств, в Бельгии и Голландии. В 2002 году швейцарские соревнования были официально объявлены самим Нассау чемпионатом мира — причем с тех пор и до настоящего момента все чемпионаты, в том числе и на территории Европы, проходят под эгидой A.N.U.S., то есть американской, а не мировой ассоциации.

В Россию унимото приехали лишь в середине 2000-х, но зато наша страна не только быстро нагнала зарубежных конкурентов, но и создала новый подкласс — ледовые гонки на одноколесных мотоциклах. Сегодня в России проводится от трех до семи крупных унимото-соревнований в год, а также функционирует Российское общество унимотоциклистов (R.U.M.S.).

Техника на первом плане

Интересно, что правил в классе унимото довольно мало, а ограничений и вообще практически нет. Ведь в первую очередь этот спорт держится на энтузиастах, а мало ли из какого сора талантливый инженер может построить одноколесный болид.


Рекордная гонка

В течение длительного времени рекорд по прохождению 100-футовой трассы принадлежал самому Вилли Нассау — он постоянно улучшал свое время и постепенно довел его до 2,88 секунды. Последний результат Вилли показал, что интересно, не в США, а в Германии на соревнованиях 1999 года на специально приведенном туда 900-кубовом унимото Bad Puppy. Спустя три года на первом чемпионате мира в Швейцарии этот рекорд побил немец Алекс Рот, показав результат 2,47 секунды. А в 2012 году на I Зимнем чемпионате мира в Тольятти пал и этот рекорд — наш соотечественник, челябинец Роман Колтаков пронесся через зачетный участок за 2,38 секунды. Интересно, что на том же чемпионате Александр Дудерев из Набережных Челнов показал результат 2,33 секунды, и этот рекорд зафиксировал лично Вилли Нассау, но впоследствии результат Дударева был аннулирован из-за нарушения правил.


В российском унимоторейсинге дистанцию с 30,48 м округлили до 31 м — так проще в европейской системе мер (правда, отметка 100 футов тоже присутствует — по ней отмеряются мировые рекорды). Побеждает пилот, прошедший трассу быстрее всех — типичный дрэг-рейсинг, ничего особенного. Важное правило, нарушение которого карается дисквалификацией, заключается в том, что на протяжении дистанции никакие детали унимото, расположенные впереди оси колеса, не должны касаться земли.

Пожилой мужчина в меховом жилете — это легендарный Вилли Нассау на чемпионате в Тольятти.

Технические регулировки подразумевают деление унимото на шесть классов по мощности двигателя и ограничивают ряд технических параметров. В частности, унимото не должен быть длиннее 2,4 м и шире 1,2, двигатель должен быть старше трех лет, бензобак в целях безопасности иметь объем не более 3 л. Плюс нужно защищать кофрами двигатель, приводные ремни, цепи, карданы. И еще на унимото должен быть упор, который, если водитель упадет с уницикла, заглушит двигатель (система stop-engine), остановит машину, не позволив ей двигаться дальше, будучи уже неуправляемой. Гм… Кажется, и все. Американские правила отличаются несущественно. Двигатель по ним должен быть не моложе пяти лет, а не трех, емкость бензобака — не более 1,5 л.

Каким должен быть двигатель — бензиновым, дизельным, ракетным, — нигде не указано, что иногда создает занимательные прецеденты. Например, в 1995 году гонщик Нельсон Бэк построил унимото, приводимый в движение… двумя огнетушителями с CO2. Заезд, правда, окончился неудачно: Бэк свалился с мотоцикла еще на старте, а неуправляемая ракета пронеслась по трассе, залив ее водой и пеной. Зато в международном унимото появился отдельный класс Rocket для унициклов с реактивным двигателем.

Вообще, широкая трактовка технических правил (главное из которых — «колесо должно быть одно») породила такую оригинальность конструкций, что со временем на чемпионатах появился даже отдельный зачет за красоту и эффектность уницикла. На соревнованиях можно встретить и доморощенных уродцев, сваренных на балконе, и высокотехнологичные конструкции, поражающие своей гармоничностью и мощью.

Искусство баланса

Самое сложное во время прохождения дистанции — удержать унимото прямо. Как только его начинает «водить», выход за пределы трассы (ее ширина ограничена) практически гарантирован. Чувство равновесия здесь играет огромную роль. Интересно, что особой физической силы не требуется: в международных соревнованиях принимают участие и женщины (например, в российском реестре гонщиков — две представительницы прекрасного пола). Женщинам принадлежат даже мировые рекорды в отдельных классах.

Но если ездить на унимото сложно, то принять участие в соревнованиях на удивление просто. При должной любви к «железкам» странный «болид» можно сварганить в гараже, потратив на это весьма скромную сумму. Никаких лицензий не требуется — приезжай, плати стартовый взнос и выступай. Конечно, придется обзавестись шлемом и наколенниками, но это вообще не проблема.

В США существует огромное количество безумных соревнований, держащихся на энтузиазме и любви к приключениям: комбайн-дерби, гонки на газонокосилках, заезды на автомобилях, собранных из деталей со свалки… В России подобная практика только начинает зарождаться. Унимото — не то чтобы первая ласточка, но один из немногих любительских видов, которые прижились у нас и стали серьезным направлением индустрии спорта и развлечений. В частности, на последнем чемпионате мира в Швейцарии россияне завоевали две золотые медали из пяти возможных (и еще одну бронзовую). Главное, чтобы унимото не взяло под свой контроль государство, потому что энтузиасты и любители всегда сделают лучше — на то они и энтузиасты. Кстати, последняя сентенция — это не журналистский пафос, а слова Вилли Нассау, неоднократно повторенные им в различных интервью. И он, черт побери, прав.

Благодарим организатора мотослёта Snowdogs, председателя Российского общества унимотоциклистов Дмитрия «Гора» Горбунова за помощь в подготовке материала.

Статья «Промчаться по линии» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2013).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.