Келли Кларк, золотая медалистка Олимпийских игр по сноуборду, вошла в историю в 2011 году. В январе, на зимних соревнованиях X Games она впервые за всю историю этого вида спорта выполнила трюк 1080, то есть совершила в воздухе три полных оборота. Этого до нее не могла совершить ни одна женщина — по крайней мере на официальных выступлениях.
Сноуборд: искусство фристайла

В марте, на 29-м Открытом американском чемпионате Burton по сноуборду, Кларк повторила свое достижение. Перед выступлением, принесшим ей пятое чемпионское звание, она перед камерами выполнила вращение на 900°. Трюк длился две секунды и был зафиксирован на 23 кадрах (здесь приведены лишь 13). Три десятилетия совершенствования хаф-пайпов, сноубордов и мастерства спортсменов привели к тому, что современные сноубордеры взлетают выше и крутятся быстрее. Опираясь на пояснения Келли Кларк, журнал Popular Mechanics восстановил механику высших достижений современного сноубординга.

Доска. Когда-то это была грубая деревяшка, но сейчас это шедевр инженерной мысли. Сердцевина склеена из тонких деревянных реек. Поскольку древесина прочнее, когда ее гнут вдоль волокон, рейки в носке и пятке сноуборда уложены вдоль его оси, а в средней части — перпендикулярно. Прочность доски определяется количеством стеклопластика и углепластика. Скользящую поверхность делают из полиэтилена. Перед соревнованиями техники точат канты и наносят на доску специальную мазь — жесткую для холодной сухой погоды и мягкую для оттепели. «Скользящая поверхность доски пористая, — говорит Кларк. — Чем больше мази, тем лучше она скользит».

Ложе. Когда-то, в 1970-х, первые хаф-пайпы представляли собой всего лишь русла горных ручейков, слегка подровненные с помощью лопаты. Но вот пришел 1990 год, когда появился Pipe Dragon — снегоуплотняющая машина на гусеницах с навесным искривленным резаком для снега. Он позволил создавать и править пайпы в соответствии со стандартными размерами. Спортсмены взлетали все выше, для них создавались новые «снежные драконы», способные формировать все более глубокие желоба. Началось с профиля глубиной 3,6 м, потом четыре, шесть, и наконец в 2006 году появились хаф-пайпы на 6,6 м. «Чем больше угол наклона, тем выше скорость. Именно в этом причины прогресса, который достигнут в сноубординге, — говорит Кларк. — Сейчас меня уже силком не затащишь в пятиметровый хаф-пайп».

Заход

В таком желобе сноубордеры могут разгоняться до скорости в 65 км/ч, хотя при этом требуется минимизировать все силы, которые этому препятствуют. Когда Келли Кларк движется по дуге, переходя с плоского дна на вертикальную стену, центробежная сила прижимает ее к снежному склону. Хорошо было бы для повышения скорости как-то использовать и эту силу, но если Кларк согнется под ее воздействием, ее тело изменит момент инерции и она проиграет в скорости. Приближаясь к искривленной зоне, где центробежная сила достигает максимума, Кларк напрягает мышцы ног и распрямляется. Тело становится жестким, почти никак не компенсируя растущее давление на снег, а уж это давление в полном соответствии с третьим законом Ньютона воздействует на тело спортсменки, наращивая его скорость.

Отрыв от снега и полет

Как говорит Джон Тернбулл, организатор программ по зимним видам спорта в Спортивной академии Новой Зеландии, «люди заблуждаются, полагая, что сноубордеры совершают что-то вроде прыжков перпендикулярно тому склону, на котором они находятся». Если бы эти спортсмены подпрыгивали примерно так, как это делают баскетболисты, они отлетали бы от стены и падали где-то ближе к центру хаф-пайпа. Для того чтобы взлететь вертикально вверх над самой кромкой желоба, нужны другие движения. Кларк набирает высоту за счет поворота тела в тот момент, когда она достигает кромки, — это добавляет еще немного вертикальной скорости. Оказавшись в воздухе, она прижимает руки к туловищу, уменьшая момент инерции и повышая скорость вращения. «Чем плотнее сгруппироваться, — говорит она, — тем выше будет скорость вращения».

Приземление

Не успев взлететь, Кларк уже рассчитывает, куда и как приземляться. Как она говорит, «для того чтобы замедлить вращение, надо растопыриться как можно шире». Чтобы не потерять скорость, необходимую для следующего трюка, приземлиться следует как можно выше, как можно ближе к кромке стены. При этом доска должна быть направлена как можно круче вниз, чтобы максимально использовать склон для дальнейшего разгона. При касании надо напрячь тело — стоит только спружинить коленями, и часть энергии будет поглощена, а часть скорости утрачена. Спортсменка концентрирует всю потенциальную энергию, которую набрало ее тело в гравитационном поле Земли, и эффективно преобразует ее в энергию кинетическую.

Статья «Анатомия полета» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2013).