Знаковое для российского (и в определенной мере для мирового) мотоспорта событие произошло неподалеку от Москвы, на автодроме Moscow Raceway, 26 августа 2012 года. Первая в России гонка под эгидой международной мотогоночной федерации FIM, одиннадцатый этап мировой серии World Superbike (WSBK). Прорыв свершился, к нам пришли соревнования международного уровня, и далее, надеемся, мотоспорт будет развиваться в России лавинообразным образом.

Джонатан Рэй из команды Honda World Superbike Team входит в очередной поворот Moscow Raceway. Пилоту приходится очень активно «работать телом», чтобы поддерживать оптимальную развесовку мотоцикла.
Технические моменты. Слева — инженеры команды Yakhnich Motorsport «колдуют» над настройками мотоцикла. Внизу — Ducati 1098R чемпиона мира 2011 года Карлоса Чеки на эвакуаторе.
Напряженная борьба на фоне отбойника Tissot: Kawasaki ZX-10R Лориса Баса пытается оторваться от преследователей. Плотность пелатона очень велика, ни круга без обгонов.

На трассе было полно мотоциклистов — не участников, но зрителей. Многие из них не один год ждали чего-то подобного и приехали на трассу во всеоружии, со знанием расклада в чемпионате, подготовленными календарями для автографов и надеждой на то, что следующим после Superbike в Россию приедет высшая ступень мирового мотоспорта, серия Moto GP. Впрочем, и поклонники мотогонок, прибывшие на Moscow Raceway не на двух колесах, а на четырех или вовсе на электричке, получили не меньшее удовольствие.

Была и другая категория зрителей — в какой-то мере более важных, нежели бывалые фанаты. Имеются в виду люди, которые просто приехали на шоу, на праздник, а о существовании различных классов мотоциклов узнавали, по сути, из комментаторского монолога. Почему эта категория значимее для организаторов? Потому что поклонник так или иначе приедет на гонку, а вот человека случайного нужно зацепить, заинтересовать, сделать своим зрителем, чтобы впредь он приезжал снова и снова.

И мы задали сами себе вопрос — что же такое «Супербайк»? Почему эту весьма престижную и известную серию так часто путают с Moto GP?

С конвейера на трассу

Отличий между Гран-при и «Супербайком» множество, но одно из них — самое значимое, определяющее остальные. Мотоциклы World Superbike — серийные, а не предназначенные специально для мотогонок. Безусловно, они дорабатываются, подвергаются глубокому тюнингу, но известный принцип «в воскресенье победим — в понедельник продадим» действует тут в полной мере. Придя в мотосалон, человек может сказать: «Покажите мне, пожалуйста, тот мотоцикл, на котором вчера выиграл Марко Меландри». И ему покажут и расскажут, и отличия между «салонной» версией и чемпионской машиной Меландри будут минимальны. Если Moto GP является аналогом «Формулы-1» на двух колесах, то WSBK — аналог туринговых чемпионатов, DTM или WTCC.

Впрочем, еще несколько лет назад производители пользовались «лазейкой» в правилах чемпионата. Специально для гонок разрабатывался мотоцикл, затем выпускался номинальной малой серией, автоматически попадал в разряд дорожных — и получал допуск на трассу, где был заведомо быстрее своих тюнингованных, но все-таки обычных конкурентов. Ужесточение технических требований к серийным деталям мотоцикла эту «лазейку» прикрыло.

Есть и еще один курьез, связанный с правилами проведения чемпионата. На старт допускаются два типа мотоциклов: с трех- или четырехцилиндровыми двигателями объемом от 750 до 1000 «кубиков» и с двухцилиндровыми объемом 850−1200 см3. Чтобы компенсировать возможное преимущество последних, для них установлена большая минимальная масса мотоцикла — 171 против 165 кг (более того, она может быть увеличена до 174 кг при условии явного преимущества двухцилиндровых машин после трех этапов чемпионата), плюс обязательны рестрикторы для ограничения подачи воздуха в воздухозаборник, плюс еще ряд требований.

Тем не менее именно наличие двигателей с разным количеством цилиндров в рамках одного чемпионата позволило команде Ducati завоевать 14 титулов в личном зачете и 17 в командном — из 24 прошедших чемпионатов! Специализирующиеся на двухцилиндровых машинах итальянцы уже много лет используют все преимущества и максимального объема двигателя, и умелой компоновки с размещением «лишнего» веса в тщательно рассчитанных местах. Раз в несколько лет FIM делает вялую попытку свести World Superbike к одному типу мотоциклов, но каждый раз натыкается на ярое сопротивление команды Ducati, которую в случае изменения регламента в пользу четырехцилиндровых машин просто «вынесет» из чемпионата.

В остальном регламент WSBK схож с любым другим регламентом гонок серийной техники. Можно немного совершенствовать систему подачи топлива, вносить изменения в электронику, «играть» с коробкой передач и системой выпуска, модифицировать переднюю вилку и элементы аэродинамики. Тем не менее все несущие элементы конструкции, двигатель, подвеска, рулевое управление и т. д. остаются серийными. Вот тут и возникает повод для интересного сравнения: что «круче» — World Superbike или Moto GP?

«Супербайк» против Moto GP

Если разница между автомобильной «Формулой-1″ и турингом очень велика, то в мотогонках явной пропасти не чувствуется. По зрелищности Superbike ни на йоту не уступает Moto GP и во многом даже превосходит ее. Тем более в чемпионате по «Супербайку» значительно больше гонок — целых 28 (14 этапов, по две гонки в каждом) против 18 в Moto GP. Напряженнее и борьба в чемпионате: в Гран-при все победы сезона поделили между собой (на сентябрь) три гонщика, а подиумы — семь. В «Cупербайке» на верхней ступени подиума уже постояло девять пилотов, всего же на пьедестал почета поднималось 15 человек. Чувствуете разницу?

По скорости World Superbike и Moto GP практически равны. Например, в голландском Ассене квалификационное время обладателя поула Moto GP Кейси Стоунера — 1:33,417, а обладателя поула в классе «Супербайк» Тома Сайкса — 1:35,399. Разница — меньше двух секунд на круге, при том, что во время «Супербайка» трасса просыхала после дождя! То есть по техническому уровню серии практически равны. В чем же причина первенства Гран-при?

В первую очередь, в истории. Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам существует с 1949 года, «Супербайк» — лишь с 1988-го. 25 лет — это слишком мало, чтобы вытеснить с первого места мощного конкурента. Во вторую очередь — в несколько менее звучном принципе. Спортпрототип, построенный специально для гонок в нескольких экземплярах, всегда привлекательнее для болельщика, нежели серийный мотоцикл, какую бы мощь он ни демонстрировал на трассе.

Тем не менее «Супербайк» набирает обороты. С каждым годом зрителей все больше, трассы борются за право проводить у себя этапы серии. На старт выходят мотоциклы Ducati, BMW, Honda, Yamaha, Kawasaki, Suzuki, Aprilia, то есть все мотогиганты, причем сражаются они практически на равных — нередко имеет место явное преимущество одного мотоцикла на какой-либо трассе и при этом провальное выступление на другой.

Что же до пилотов, состав участников тоже хорош. Сюда уходят бывшие лидеры Moto GP, не нашедшие себе места в топ-командах мирового чемпионата — Макс Бьяджи, Карлос Чека, Марко Меландри. Поднимаются здесь и свои звезды — Том Сайкс, Джонатан Рэй, Чез Дэвис и другие. Некоторые из них впоследствии покидают «Супербайк», чтобы найти свое место в Moto GP, но иные продолжают карьеру в"своей» серии, поскольку променять реальный успех в гонках серийных мотоциклов на эфемерную возможность что-либо показать в младших классах Гран-при — далеко не всегда лучший путь развития.

Младшие братья

У «Супербайка», как и у любого другого крупного чемпионата, есть младшие классы и гонки поддержки. Это серии, которые «взращивают» будущих чемпионов — Supersport World Championship (WSS) и FIM Superstock 1000 Championship. Во время российского этапа проходила только гонка класса World Supersport. Ее в который уже раз выиграл турецкий гонщик Кенан Софуглу, известный тем, что, блестяще выступая в Supersport, совершил три попытки перейти в другие серии, но каждый раз был вынужден возвращаться в «песочницу».

Впрочем, для большинства гонщиков «Суперспорт» — это ступенька, позволяющая подняться выше. Например, для кумира российских болельщиков Владимира Леонова, одного из четырех наших соотечественников в мировой серии. На российском этапе Леонов выступил блестяще, приехав третьим и поднявшись на подиум к радости болельщиков. Нынешний сезон в WSS он проводит достаточно неплохо (это уже второй подиум), и команда Yakhnich Motorsport возлагает на него большие надежды. Остальные российские гонщики в World Supersport — Олег Позднеев, Эдуард Блохин — выступают, скажем мягко, не столь ярко. Впрочем, лиха беда начало, мотогонки мирового уровня в России — дело молодое.

В принципе, серия World Supersport — это просто менее мощные серийные мотоциклы. Правила допускают к участию машины с четырехцилиндровыми двигателями объемом от 400 до 600 см³, трехцилиндровыми от 500 до 675 см³ и двухцилиндровыми объемом от 600 до 750 см³. В чемпионате принимают участие мотоциклы Kawasaki, Honda, Triumph, Yamaha и Suzuki.

Самый младший класс — Superstock, это гонки на мотоциклах класса Superbike, но полностью серийных, единственные модификации — в области безопасности, плюс ограничен верхний возраст участников, то есть это чистой воды «кузница кадров».

Есть у «Супербайка» и другие «младшие братья» — национальные чемпионаты. Наиболее престижный из них — британский Superbike (BSB), ровесник мирового чемпионата, также основанный в 1988 году. Хорошо известны американский чемпионат, японский, канадский, австралийский, испанский, итальянский… всего их полтора десятка. Пилоты из национальных чемпионатов нередко перебираются в мировую серию — но иногда и «спускаются» обратно.

Так или иначе, начало положено, зачин сделан. За «Супербайком» последуют другие мотогонки, а любое крупное спортивное мероприятие — это прибыль для автодрома и дальнейший стимул его развития, тем более что многие компании, имеющие прямое отношение к гонкам, давно представлены на нашем рынке и заинтересованы в подобных мероприятиях. Например, небезызвестные швейцарские часовщики Tissot — официальный хронометрист World Superbike.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что будет расти инфраструктура Moscow Raceway, будут проводиться все новые соревнования, а там и до «Формулы-1» недалеко.

Редакция выражает благодарность команде Yakhnich Motorsport за неоценимую помощь в подготовке материала.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2012).