Что такое слэклайн?

Однажды двум американским альпинистам, Адаму Гросовски и Джеффу Эллингтону, стало скучно. До следующего восхождения было далеко, стандартные тренировки наскучили – и ребята придумали новое развлечение. Сначала они начали ходить по парковочным цепям, как по канатам, а затем натянули между столбами однодюймовую альпинистскую стропу. Так в 1979 году родился слэклайн.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ни в коем случае нельзя путать слэклайнеров с канатоходцами! Это практически первые слова, которые мы услышали от нашего консультанта, московского слэклайнера Сергея Мельникова. Стропа отличается от каната в первую очередь тем, что она прогибается и пружинит. Это позволяет делать на ней различные трюки, невозможные на жестком канате. Последний по сути — тонкая, но жестко укрепленная поверхность. Когда канатоходец отрывается от каната, он точно знает, где найдет его линию по приземлении. Цирковой акробат балансирует, выравнивая свое тело на канате. Слэклайн же ходит из стороны в сторону, норовя убежать из-под ног, — таким образом, для возвращения в равновесное состояние слэклайнер «подводит» стропу под себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Соответственно, техника движения канатоходца (за исключением свободной проволоки) и слэклайнера — совершенно разная. Это не значит, что один сильнее или сноровистее другого, — после должного привыкания слэклайнер сможет пройти по канату, а канатоходец — по стропе. Но путать эти понятия — то же самое, что путать, например, парашют и параплан.

Шаги по стропе

Изначально для слэклайна использовались альпинистские стропы шириной в 1 дюйм (2,54 см). Они натягивались между двумя объектами (чаще всего деревьями), и основной задачей было именно пройти «трассу». В 1980-х годах естественным образом появилась и вторая дисциплина — так называемый хайлайн, когда слэклайн натянут на большой высоте. Ввиду того что задачей слэклайна было в первую очередь получение удовольствия и тренировка вестибулярного аппарата, адепты молодого вида спорта озаботились вопросами безопасности: под хайлайном натягивали вторую линию, к которой крепилась страховка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Грубо говоря, никакого бурного развития слэклайн не претерпевал вплоть до появления в середине 2000-х немецко-американской компании Gibbon. Увидев в слэклайне огромное поле для экспериментов и получения прибыли, «гиббонцы» начали разрабатывать и выпускать специализированное оборудование для слэклайнеров — уже не стандартное альпинистское, но имеющее свои особенности, обусловленные требованиями к стропам и их крепежам.

В частности, Gibbon ввела в обиход двухдюймовый (5,08 см) слэклайн, получивший название «триклайн» и породивший новое поколение спортсменов — слэклайнеров-акробатов. Задача «пройти по стропе» преобразовалась в задачу «сделать на стропе что-либо красивое». Благодаря этому в конце 2000-х годов слэклайн начал развиваться бурными темпами. Появились сложнейшие трюки и первые мировые рекорды. На сегодняшний день Gibbon ежегодно проводит чемпионаты по триклайну, разнообразные мастер-классы, а также весьма интересный видеотурнир. Суть последнего в том, что прорайдеры компании записывают 13 трюков — от достаточно простых до невероятно сложных — и последовательно выкладывают их на youtube. Слэклайнеры со всего мира должны повторить эти трюки — этап за этапом, и прошедший всю «линейку» получает шанс стать прорайдером, завоевав титул «Король слэклайна». К слову, наш консультант Сергей честно признался, что может дойти максимум до седьмого ролика, но к следующему году планирует поднять свой уровень до девятого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Немного техники

В целом слэклайнеры используют немало альпинистских гаджетов. Например, обычные карабины. Но дело в том, что стандартный 17-метровый триклайн должен выдерживать напряжения до 4 т (!) — значительно больше, чем любая скалолазная стропа. Соответственно, натягиваются слэклайны с помощью рэтчетов (храповых замков), применяющихся в грузовом оборудовании, например, для стяжки бревен или труб при их транспортировке на железнодорожной платформе. Это позволяет довести напряжение при натяжке до тонны. Для различных строп могут применяться разные механизмы, а для длинных слэклайнов (от 20 м) приходится собирать полиспасты из веревок и блоков-роликов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второй момент — это крепление. Дело в том, что на стропе нельзя вязать узлы — просто потому, что потом их невозможно развязать. А каждый раз отрезать по кусочку весьма накладно. Поэтому стропа крепится с помощью особого узла line locker, который вяжется при участии звена цепи и, например, карабина. Также используются специальные крепежные устройства: слэк-ринг или line lock, которые дают возможность жестко закрепить стропу, не перекручивая ее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В обязательном порядке используются протекторы, которыми оборачивают деревья перед закреплением системы. «Ну хорошо, тут мы сохраняем природу, но если крепить слэклайн на столбе, протектор не нужен?» — наивно спросили мы. «Что вы! Еще нужнее! — ответили слэклайнеры. — О бетон стропа перетирается в считанные минуты, протектор в данном случае защищает саму стропу — и спортсмена».

И конечно, главный элемент оборудования — собственно стропа. Изначально однодюймовые альпинистские стропы были нейлоновыми, затем появились более совершенные полиэстерные. Всего несколько лет назад в слэклайне начал потихоньку распространяться и третий материал — синтетическая паутина. Пока она еще чрезмерно дорога (хотя прочностью значительно превосходит полиэстерные аналоги) и потому не очень популярна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Слэклайн в России

В России оборудование для слэклайна (и стропы в частности) появилось всего пять лет назад — в Санкт-Петербурге, а до Москвы и других городов «добралось» еще позднее. Недавно появился и первый местный производитель — компания Russian Slackline, ориентированная в первую очередь на простое, качественное и недорогое оборудование, удобное для начинающих спортсменов.

Конечно, подобный спорт становится профессией для весьма небольшого количества людей — это прорайдеры Gibbon плюс шоумены, выступающие на слэклайне во время различных праздников. Впрочем, постоянный рост популярности слэклайна, его относительная простота и дешевизна плюс возможность натянуть себе «полигон» в любом городском парке в скором времени позволят стропохождению перейти в разряд массовых видов. Подали же поул-дансеры (танцоры на шесте) заявку в Олимпийский комитет- что помешает слэклайнерам сделать то же самое?