Автогонки плотно ассоциируются у зрителей с опасностью и зрелищными катастрофами. Стоит заметить, что по статистике травмоопасность гонок значительно ниже, чем футбола, хоккея или бейсбола: масла в огонь подливает визуальная красота автогоночных аварий, разлетающиеся обломки и — паника комментаторов. Мы же попытаемся трезво проанализировать гоночные аварии и классифицировать их по общим признакам.

16 октября 2011 года. Завал на Las Vegas Motor Speedway. Кружком помечена машина погибшего Дэна Уэлдона. В целом завал можно разделить на четыре независимых «очага»; Уэлдон стал участником третьего
Схема знаменитой аварии в Ле-Мане, произошедшей 11 июня 1955 года. После контакта с «Остином» Ланса Маклина (№ 26) в толпу «улетел» автомобиль Пьера Левега (№20)
Одна из типичных разновидностей вылета: пилот красного автомобиля, обороняясь, теряет на повороте заднюю часть машины, и его разворачивает
13 июня 1982 года, авария Риккардо Палетти. Из-за суматохи и ряда мелких инцидентов стартовавший с 23-й позиции Палетти не заметил, что обладатель поула Дидье Пирони заглох, и на полной скорости врезался в его машину
При попытке обогнать, протиснувшись в повороте на внутреннюю траекторию, нужно иметь в виду два варианта развития событий: или соперник пропустит и попытается перекрестить траектории позже, или «закроет калитку», что чревато аварией

Завал

Одна из самых зрелищных разновидностей аварий — это массовый завал, возникающий из-за цепной реакции при высокой плотности движения пелетона. Завалы характерны в первую очередь для овальных (американских) треков; наиболее массовые завалы происходят сегодня в сериях NASCAR и Indycar. На трассах дорожной конфигурации единственный временной промежуток, в котором может возникнуть завал, — это старт или самые первые после старта повороты. Последние крупные завалы, в которые было вовлечено более трех машин, произошли в «Формуле-1″ в1998 году (Бельгия) и в 2001 году (Италия).

Анатомия «овального» завала проста. Например, в NASCAR автомобили практически всю гонку идут в очень плотном потоке, особенно на коротких треках. Представьте себе: 43 автомобиля «умещаются», например, на стадионного типа треке в Бристоле длиной всего 858 м! То есть даже если равномерно распределить автомобили по треку, выйдет не более 19 м на машину — а машины идут вовсе не равномерно. Когда одна из машин резко теряет ход (из-за технических проблем или из-за заноса), следующая за ней не успевает затормозить, затем следующая- и так далее. В завал может быть втянуто до 20машин, правда, не все из них выбывают из строя.

Самый известный и трагический завал 2011 года случился 16 октября на последнем этапе серии IndyСar на автодроме Las Vegas Motor Speedway. На одиннадцатом круге Джеймс Хинчклифф спровоцировал тройную аварию, казалось бы, «ушедшую» с траектории в бортик, но движущихся следом пилотов начало заносить при попытке увернуться от обломков столкнувшихся машин. Возникла цепная реакция, в аварию было втянуто 15 машин. Один из пилотов, действующий победитель Indy 500 и экс-чемпион серии Дэн Уэлдон, погиб: после почти стометрового полета его Dallara врезалась в ограждение дугой безопасности, которая не выдержала нагрузки. Надо сказать, что случай это весьма редкий: Уэлдон стал четвертым пилотом, погибшим в серии IRL, и первым — во время гонки. Этап в Лас-Вегасе, к слову, был отменен в память о гонщике.

Трагедия в Ле-Мане

Самой знаменитой и страшной аварией в истории автогонок считается гибельный заезд Пьера Левега в Ле-Мане 1955 года. Эта авария даже получила имя — Le Mans disaster, в знак траура по погибшим были отменены многие гонки того года, в том числе два финальных Гран-при «Формулы-1″. Главный участник аварии, Пьер Левег, был знаменит тем, что за три года до описываемых событий на частном Talbot-Lago T26 GS Spider чуть-чуть не выиграл знаменитую 24-часовую гонку в одиночку. За час до финиша он лидировал с отрывом в четыре круга, но двадцатитрехчасовое пилотирование сыграло свою роль: Левег начал засыпать за рулем, «воткнул» не ту передачу и «сжег» коробку. Тем не менее его подвиг был замечен руководством «Мерседеса», и в 1955 году Левега пригласили в качестве боевого пилота в заводскую команду «Серебряных стрел».

По сути, у «Мерседесов» не было конкурентов: «Ягуары» могли претендовать разве что на второе место. За «Мерседес» выступали сильнейшие пилоты — Хуан-Мануэль Фанхио, Стирлинг Мосс, Карл Клинг. Но все изменилось на 35-м круге. Майк Хоторн, идущий впереди на «Ягуаре», решил отправиться на пит-стоп — после того как он прошел на очередной круг медленный «Остин» Ланса Маклина. Но у"Ягуара» были новые дисковые тормоза — против барабанных у «Остина», и потому Хоторн стал тормозить значительно активнее, чем мог себе позволить Маклин. Последний стал уходить влево, а там его как раз на круг обгонял «Мерседес» Пьера Левега. Маклин просто вытолкнул более быструю машину на ограждение. От удара об ограждение «Мерседес» взмыл в воздух и приземлился в толпе, где разлетелся на части. Один только капот, летящий на огромной скорости, убил около полутора десятков зрителей. Всего погибло 84 человека — в том числе и сам Левег, великий неудачник Ле-Мана. Команда «Мерседес» сошла с гонки в знак траура.

После этой аварии, признанной непредумышленным гоночным инцидентом, были пересмотрены многочисленные нормы по обеспечению безопасности во время проведения гонок. Надо сказать, что подобные аварии — двойные столкновения во время атакующих маневров — происходят сплошь и рядом, редкая гонка обходится без них (и смотреть ее, к слову, совершенно при этом неинтересно). Трагедия в Ле-Мане была обусловлена в первую очередь неправильным подходом к организации трассы, а не техническим несовершенством автомобилей.

Вылет

В отличие от овалов, где наиболее распространены «двойные» столкновения, в гонках на дорожных трассах аварии чаще всего одиночные, связанные с ошибкой пилота. Причин для вылета может быть множество. Если не учитывать технические отказы (заклинило рулевое управление или тормоза), то наиболее распространенная причина — скользкая трасса. Причем поскользнуться болид может на чем угодно — и на воде, и на песке, занесенном предшественником из зоны безопасности, и на масле, и на обломке другой машины, и даже на брошенном зрителем целлофановом пакете. Факторов очень много, они индивидуальны для каждой трассы, каждой машины, каждой гоночной серии.

Пожалуй, единственный класс автогонок, где вылеты доминируют над всеми прочими разновидностями аварий настолько, что других, собственно, нет вообще, — это ралли. Так как в раллийных состязаниях нет непосредственной борьбы, аварии случаются исключительно по причине ошибки пилотирования или отказа оборудования. А так как трассы в раллийных дисциплинах чаще всего гравийные или даже ледяные, сцепление с дорогой там слабое, и вылеты происходят сплошь и рядом. И хорошо, если пилот вылетает на траву или обочину, а не в частокол деревьев или, что еще хуже, в толпу зрителей.

Схемы аварий с участием двух пилотов перечислить невозможно — их десятки и даже сотни. Каких только случаев не происходило за более чем вековую историю автогонок! Но две наиболее типичные схемы мы все же приведем, условно назвав их «разница вскорости» и"закрытая калитка». Обе они распространены и на овалах, и на трассах более сложной конфигурации.

Разница в скорости

«Соблюдай дистанцию!» — нередко пишут на бортах дорожных грузовиков. В гонках этот принцип не работает: дистанцию нужно держать небольшой для проведения удачной атаки. Соответственно, если гонщик впереди по какой-то причине тормозит, вторая машина вынуждена или уходить в сторону (рискуя задеть бортик или другую машину, если таковая имеется), или тормозить столь же резко.

Но в большинстве подобных инцидентов происходит столкновение, чреватое цепной реакцией при наличии третьей машины позади. Стоит отметить, что в кузовных гонках подобные столкновения случаются сплошь и рядом; более того, в NASCAR чуть-чуть «подтолкнуть» соперника не считается нарушением правил. В гонках же с открытыми колесами чаще всего страдает ударяющий — он просто теряет или повреждает переднее антикрыло. Часто подобные прецеденты происходят во время старта. Если одна из машин на решетке не заводится, ее видит стартующий следом (он успевает объехать), и следующий (он тоже), и, возможно, третий… но дальше на заглохшего натыкаются пилоты из «слепой зоны», издалека. Самая страшная авария подобного типа произошла в1982году на Гран-при Канады: заглох обладатель поул-позиции Дидье Пирони, и в него врезался стартовавший 23-м Риккардо Палетти на Osella. Машины загорелись, Палетти скончался от полученных ожогов в больнице. Пирони в итоге стартовал в запасном автомобиле и финишировал девятым.

Закрытая Калитка

Если у машины нет перед соперником значительного преимущества вскорости на прямой, единственная возможность обогнать — грамотное маневрирование на поворотах. В частности, обгоняющий должен занять внутреннюю траекторию, получив таким образом выигрыш в расстоянии при прохождении поворота. При правильном проведении маневра по выходу из поворота он окажется впереди. Соперник получит возможность перекрестить траектории и в свою очередь провести тот же маневр — тут уж следует не зевать и обороняться. Но есть и другой способ спасти позицию — «закрытие калитки». В такой ситуации соперник должен сместиться на внутренний радиус поворота, не пуская туда нападающего. Естественно, при этом защищающийся теряет скорость, ив том случае, если обгоняющий не успеет «протиснуться» или вовремя не притормозит, произойдет столкновение. На дорожных трассах такие аварии приводят или к медленному вылету (иногда с возвращением на трассу), или к остановке обеих машин, или к облому аэродинамических элементов. На овале подобная авария может привести к очень серьезным последствиям — в частности, к боковому удару о бортик на огромной скорости. Львиную долю травм в NASCAR и Indycar получают именно в таких авариях. К подобному типу можно отнести и трагедию в Ле-Мане 1955 года.

Последний фатальный инцидент, произошедший в NASCAR, — гибель Дейла Эрнхардта в 2001 году, типичный пример сноса двух машин в ограждение на овале. Правда, там причиной была потеря Дейлом контроля над машиной. Но, так или иначе, он просто столкнул на внешнюю сторону «Понтиак» Кена Шредера. Внешне авария выглядела довольно безобидной, но Эрнхардт был последним пилотом старой закалки, принципиально использовавшим открытый шлем, — это и сыграло трагическую роль. Ремень безопасности не сработал, и гонщика с огромной силой ударило о руль…

Статья «Анатомия аварии» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2012).