Говорят, Лев Николаевич Толстой любил в свободное от литературных дел время выйти в поле и покосить траву. Нравилось графу русское раздолье, а размашистые движения косы приносили радость и вдохновение. Живи он в США и лет на сто позже, наверняка вступил бы в федерацию USLMRA.
Гонки газонокосилок: почему и зачем?

Вообще, за рубежом гоняются на всем, что способно передвигаться собственным ходом. Причем каждый вид спорта, каким бы странным он ни казался, в обязательном порядке имеет национальную федерацию, жесткий свод правил, а чемпионы и призеры чествуются не меньше победителей настоящих автогонок IndyCar или NASCAR. Так, Американская ассоциация гонок на газонокосилках (USLMRA) отметила не так давно свой 20-летний юбилей. Ее учредители гордятся тем, что USLMRA — старейшая из газонокосилочных ассоциаций США (подобных организаций несколько!).

Основное мероприятие, проводимое ассоциацией, — престижный 21-этапный чемпионат США (STA-BIL Lawn Mower Racing Series), а в ее состав входит 45 местных клубов косилкогонщиков. Перекладывать на русский язык своеобразные «покосные» термины очень весело: порой совершенно серьезные с точки зрения англоязычного читателя слова становятся в русском варианте откровенно комичными. Но с этим придется мириться, так как без специфической терминологии, используемой техническими специалистами и гонщиками, не обойтись.

История вопроса

Впервые американцы додумались использовать газонокосилку как гоночный болид еще в 1963 году. Именно тогда, 4 июля, в День независимости, в штате Индиана были устроены первые увеселительные заезды на странных аппаратах. Мы можем смеяться: подумать только, какими глупостями занимаются люди! Ну… это же не мешало Соединенным Штатам отправлять астронавтов на Луну и вести достаточно активную международную политику. Просто делу время, а потехе час.

Традицию тут же переняли британцы и, будучи гораздо более высокоорганизованными, основали в 1973 году первую в мире спортивную ассоциацию по гонкам на газонокосилках в Уисборо Грин (Западный Суссекс). Вплоть до 1992 года британцы были лидерами в мировом движении косилкогонщиков; если в США соревнования носили хаотичный характер, то Великобритания уже проводила национальный чемпионат, победители которого получали очень солидные денежные и порой территориальные, в виде участков земли, призы.

Наконец, в 1992 году организовались и американские фермеры, основав USLMRA. Тогда же неподалеку от Чикаго прошли первые гонки национального чемпионата STA-BIL. Далее все шло по накатанной, причем развитие гонок на газонокосилках очень напоминало развитие серьезного автомобильного чемпионата. Например, в 1998 году была проведена первая ночная гонка (и не где-нибудь, а на известном автодроме в Шарлотте, принимающем гонки серии NASCAR). Двумя годами позже американская ассоциация «вызвала на дуэль» британских косильщиков — и одержала победу на международной арене. Британцы, к слову, тоже не дремали в плане развития спорта: еще с начала 1990-х годов они стали проводить 12-часовую косильную гонку на выносливость — аналог автомобильного Ле-Мана.

В 2009 году в Штатах был торжественно открыт Зал Славы косилкогонок и музей, посвященный косилкам как таковым, а годом позже британский гонщик Дон Уэйлс установил мировой рекорд скорости для газонокосилок — 141,235 км/ч. На сегодняшний день и в США, и в Великобритании гонки на газонокосилках имеют бешеную популярность и являются весьма динамично развивающимся видом спорта. В первую очередь они «берут» зрелищностью: это весело, интересно, на трассе происходят обгоны и аварии, скорости при этом не сильно уступают автомобильным. Участие в чемпионате принимают как профессионалы, так и фермеры-любители, жаждущие покрасоваться перед любимой девушкой (правда, они должны быть членами хотя бы местных клубов, входящих в ассоциацию). Лев Николаевич бы обзавидовался.

Немного о технике

Конечно, обыкновенная газонокосилка, приобретенная в магазине, разогнаться до 130 км/ч не может. Тем не менее первое требование к принимающим участие в гонках болидам — это серийное производство и свободная продажа. Разрешены различные модификации, но построить с нуля гоночного монстра и выехать на нем на трассу не получится. Главное правило: на время заездов с газонокосилки должны быть целиком и полностью демонтированы все режущие поверхности. Потом их можно снова надеть и использовать гаджет по прямому назначению. Но в гонке острые детали могут привести к трагическим последствиям.

Технические требования к косилкам сильно зависят от класса. К примеру, косилки сток-класса (модификации запрещены) должны иметь заводской двигатель и заводской же дизайн. Единственное допустимое изменение — установка более эффективного воздухозаборника во избежание технического отказа. Все-таки косилка во время гонки так или иначе работает на пределе своих возможностей. Многие легкие газонокосилки имеют привод (и, кстати, тормоз) только на одно колесо — такие модели в гонках запрещены. И привод, и тормозная система должны обязательно воздействовать на болид симметрично во избежание заносов. В случае, если гонщик все-таки хочет использовать асимметричную модель, он обязан модифицировать ее, оборудовав симметричным приводом и вторым тормозом, — но тогда косилка автоматически попадет в класс Prepared, то есть более сильный.

Кстати, дешевые китайские косилки, скорее всего, технический контроль не пройдут. Львиная доля правил направлена именно на то, чтобы болиды были достаточно качественными и выносливыми. Китайцы нередко используют алюминий для изготовления жизненно важных деталей косилки, например осей — такие устройства тут же будут забракованы. Ось должна быть стальной.

В свою очередь, класс Prepared позволяет вносить в заводскую конструкцию целый ряд дополнений и изменений, строго оговоренных правилами. Их довольно много; стоит отдельно отметить ограничение форсирования двигателя — не более 10,5 л.с.

Но наиболее интересен, конечно, класс FX (Factory Experiential), в котором с косилками можно делать практически все что угодно: модифицировать колесную базу, устанавливать дополнительные каркасы безопасности, изменять форму кузова и т. д. Ввиду прецедентного принципа составления правил среди них встречаются довольно комичные. Например, отдельным пунктом указано, что выхлоп должен уходить вниз и назад — и ни в коем случае не на водителя. Видимо, были прецеденты, когда выхлопную трубу с какой-то целью выводили прямо на гонщика. Двигатели тут тоже помощнее, чем в Prepared. В частности, для подкласса FXS (одноцилиндровые моторы) мощность ограничена 18 л.с., а FXT (двухцилиндровые) — 22 л.с. Последний подкласс — самый тяжелый, минимальная масса с водителем должна составлять не менее 225 кг. Ввиду того, что многие участники воспринимают FX как «все разрешено», в правилах отдельным пунктом оговорено: «если не написано, что это можно делать, этого делать нельзя». А то мало ли что натворят доморощенные конструкторы.

Довольно занимательно выглядят требования к костюмам гонщиков. С одной стороны, обязательно использование автогоночного или мотоциклетного шлема, а также специальной поддержки для шеи, прошедшей проверку специалистов USLMRA. С другой стороны, к остальной части униформы предъявляются более чем скромные требования: обязательны длинные штаны (не шорты), рубашка или футболка с длинными рукавами, перчатки и закрытая обувь. Гоночный комбинезон совершенно не обязателен. Связано это с тем, что в газонокосилке практически отсутствует риск возгорания, плюс к тому гонщик в любой момент может спрыгнуть (а от переломов комбинезон все равно не спасет).

Вперед, к победе!

Заезды проводятся по правилам, вполне обычным для различных видов автогонок. В зависимости от трассы и погодных условий старт может производиться с места или сходу, за «косилкой безопасности». В некоторых гонках действует известное правило, некогда применявшееся в Ле-Мане: гонщики ждут старта вне «болидов», а по команде «Бегите к косилкам!» несутся к своим болидам, заводят их и выезжают на трассу.

Количество гонщиков в одном заезде варьируется. Например, в классах FXT и FXS (подразделениях самого экстремального класса FX, где разрешены почти любые, без ограничений модификации) скорости могут значительно превышать 100 км/ч, и потому в целях безопасности одновременно стартует не более восьми пилотов.

В 2012 году в правила внесены небольшие изменения: например, раньше во время круга почета победитель нередко сажал на свой «болид» любимую женщину, ребенка или хозяина команды — чтобы разделить победную эйфорию. С января второй человек на косилке запрещен категорически, даже во время демонстрационных заездов.

В целом свод гоночных правил напоминает «Формулу-1» — от набора сигнальных флагов до ограничения скорости на пит-лейне. Если заменить слово «косилка» на «автомобиль», вы не отличите регламент USLMRA от регламента любого из чемпионатов FIA. Разве что минимальный возраст пилота ниже — всего восемь лет.

Так или иначе, гонки на газонокосилках в первую очередь остаются веселым шоу. Судите сами: чемпион 2011 года в классе FX принял участие всего в 5 гонках из 21 (четыре выиграл, в одной пришел третьим) и набрал 2900 очков! Если посчитать, получится, что простым участием во всех заездах можно набрать 200 x 21 = 4200 очков и стать чемпионом, ни разу не финишировав. То же касается и других классов. К примеру, чемпион AP (Prepared) Мэтью Моран стартовал в 7 гонках из 21 и набрал всего 2600 очков. Почему же никто не борется за чемпионство простым способом — зарегистрироваться, стартовать и сойти, только не в 5−6 гонках, а хотя бы в 15? Все очень просто. Во‑первых, к участию в большинстве заездов допускается 8−10 пилотов, а на гонку в одном классе может приехать и 40. Так что нужно еще пройти квалификацию, что не так-то и просто. Слабый пилот просто не прорвется в гонку.

Кроме того, как уже говорилось, подобные соревнования — в первую очередь фан, развлечение. Приятно заявиться на одну-две гонки в сезоне и выиграть их или хотя бы приехать на подиум. А напряженная борьба за титул — это участь более серьезных парней, вроде пилотов «Формулы-1», для которых спорт — это работа. Для большинства же участников чемпионата STA-BIL работа — это как раз та самая косьба, которую Лев Николаевич Толстой использовал для вдохновения.

Статья «На покос, господин граф!» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2012).