Режиссер Джеймс Кэмерон готовится в одиночку спуститься на дно глубочайшей впадины мирового океана.

Джеймс Кэмерон общается с командой, работающей с Deepsea Challenger
Deepsea Challenger на поверхности океана в ходе испытательного погружения, состоявшегося в начале марта
Внешние осветительные приборы батискафа включают прожектор и двухметровую панель светодиодов
Deepsea Challenger на дне: взгляд художника
Стальная кабина пилота в процессе изготовления: остынув, она, конечно, потеряет эффектный красный цвет

Кинорежиссер Джеймс Кэмерон знаменит не только невероятно кассовыми хитами «Титаник» и «Аватар», но и своей страстью к глубоководным аппаратам. Немало его кинолент сняты с борта батискафов, но очередное погружение — не только для съемок. Оно уже ближе к обычному подвигу, ведь Кэмерону предстоит в одиночку спуститься к глубочайшей точке мирового океана, на дно Бездны Челленджер, почти на 11 км ниже уровня моря. 6 марта, готовясь к уникальному путешествию, режиссер провел испытательное одиночное погружение на глубину 8,1 км.

До сих пор на «дне мира» побывали лишь два человека — легендарные Жак Пикар и Дон Уолш, пилотировавшие батискаф Trieste, в котором они погрузились в Бездну Челленджер 23 января 1960 г. С тех пор прошло больше полувека — и настало время очередной встречи человека с бездной. И на этот раз результаты этой встречи ожидаются не менее впечатляющие.

Дело в том, что в момент соприкосновения Trieste с дном батискаф поднял такое облако пыли, что ни о каком фотографировании не могло быть и речи. Кэмерон же подошел к делу по‑режиссерски, со свойственным ему размахом: его новый батискаф Deepsea Challenger сконструирован таким образом, чтобы суметь зависнуть над самым дном, не касаясь него, и при поддержке ярких фонарей провести съемку в высоком разрешении.

На создание Deepsea Challenger ушло более восьми лет. Этот батискаф необычен уже своей вертикальной формой 7 метров в высоту. Одноместный аппарат весит около 11 т, вся важнейшая бортовая электроника и системы жизнеобеспечения упакованы во внутреннюю сверхпрочную сферу диаметром около метра, где будет сидеть и сам пилот. Она находится в нижней части батискафа и связана с остальными ее узлами гибкими и прочными полиэстеровыми лентами. Толщина стенок стальной сферы составляет 64 мм (примерно вдвое тоньше оболочки старого доброго Trieste), однако испытания показали, что она легко выдерживает давление до 1160 кг/см2, чего должно хватить на глубине Бездны Челленджера, где, по расчетам, давление составляет 1122 кг/см2.

Тесное место, на котором расположится Кэмерон, еще более тесно от многочисленных экранов и панелей управления, которыми ему предстоит пользоваться не только для контроля над погружением, но и для съемок. На борту имеется пара баллонов со сжатым кислородом и система улавливания углекислого газа: вместе они обеспечат пилоту нормальные условия для дыхания на протяжении 56 часов. Сенсорный экран будет непрерывно выдавать всю критическую информацию о работе более чем 180 систем батискафа, включая 12 маневровых двигателей, управляемых с помощью джойстика, и систему связи, рассчитанную на работу на дистанции до 30 км.

На внешней поверхности батискафа размещены специально разработанные HD-камеры в прочных оболочках, а также двухметровая панель с яркими светодиодами. Имеется и пара внешних манипуляторов, управляемых также из кабины пилота: на одном размещается 3D-камера, на втором — подсветка. Автопилот позволит Кэмерону иногда полностью сосредотачиваться на съемке, пока батискаф сам будет поддерживать стабильное положение или медленное движение в заданном направлении.

Вертикальная форма, по задумке конструкторов, сократит время погружения и всплытия в сравнении с традиционной горизонтальной. Помогут этому и двигатели, способные перемещать Deepsea Challenger на скорости до 3 узлов по горизонтали и до 2,5 узлов по вертикали. Вдобавок, перед погружением на батискаф будет навешен дополнительный балласт. Без этого балласта он обладает отличной плавучестью, которая достигается тем, что до 70% объема аппарата составляет специальная прочная пена, состоящая из стеклянных шариков, погруженных в эпоксидную смолу.

Несмотря на детальную продуманность проекта, сочетание сложной электроники, воды и огромного давления — вещь трудно предсказуемая. Если балласт по какой-то причине не удастся сбросить, батискаф окажется намертво привязан ко дну. Если… впрочем, случиться может что угодно. Поэтому на поверхности за происходящим на глубине будет следить целая команда, готовая в любой момент забыть о съемке и начать операцию по спасению.

По публикации Gizmag