Любой горнолыжник хоть раз в жизни замечал на опорах подъемников необычный знак с изображением параплана, перечеркнутого жирной красной линией. Смысл этого знака вовсе не в том, чтобы запретить пилотам-парапланеристам стартовать с вершины горы. Такие картинки, развешанные по всем подготовленным горнолыжным трассам, адресованы спидрайдерам.

Убойный микс Спортсмен Эрик Ронер совершает обратное сальто на лыжах и готовится раскрыть парашют. Сочетание лыжной акробатики с парашютными прыжками называется скибейсджампинг и лишний раз демонстрирует нам, что самые зрелищные экстремальные дисциплины рождаются на стыке традиционных видов спорта
Кодекс чести Даже самый опытный спидрайдер, как правило, менее предсказуем, чем лыжник. Спидрайдеры катаются на более высокой скорости, их сложнее заметить, так как в отличие от лыжников они движутся не только по склону, но и по воздуху. Поэтому и официальные правила, и негласный кодекс чести спидрайдеров предписывает им держаться подальше от подготовленных трасс, а для обучения использовать только специально выделенные склоны.
Лихой вираж В повороте площадь вертикальной проекции профиля крыла уменьшается из-за крена. Вместе с ней уменьшается и подъемная сила. Без необходимой коррекции тангажа пилот потеряет высоту
Ротор — враг пилота Старт в ротор — опаснейшая ошибка невнимательного пилота. Турбулентность, возникающая у вершины горы, создает иллюзию встречного ветра, пригодного для старта. Начав полет, пилот попадает в попутный реальный ветер, подъемная сила падает, наполнение крыла ухудшается. Падение практически неизбежно

Спидрайдинг — езда на лыжах с крылом над головой — очень молодой вид спорта. Если датой его признания считать проведение первых неофициальных, но масштабных соревнований, то этой зимой ему стукнуло пять лет. Спидрайдинг окутан притягательным ореолом запрещенного вида спорта, хотя на самом деле такого запрета не существует: крылатым лыжникам запрещено показываться лишь на подготовленных трассах. И все же спасатели на большинстве горнолыжных курортов смотрят на спидрайдеров косо. Ведь этот вид катания считается настолько опасным, что его адептов даже бейсджамперы называют безбашенными.

Бесконечная посадка

Крыло, с которым катаются спидрайдеры, называется спидглайдером. И несмотря на то что конструктивно оно представляет собой параплан с очень маленькой площадью поверхности (6 — 18 м2), ближайшим предком спидрайдинга стоит признать парашютный спорт, а именно одну из его экстремальных разновидностей — Swoop, или пилотирование скоростных куполов. В свупе парашютист выпрыгивает из самолета, выстраивает оптимальную посадочную траекторию и затем проходит прямую или искривленную трассу в 1,5 м над землей, точнее — над водой. Скоростное пилотирование в свупе — это миг, которому предшествует точный расчет на стадии снижения. Текущий мировой рекорд в соревнованиях на дальность (181 м, Ник Батч, США) красноречиво говорит о том, насколько этот миг короток.

В середине 1990-х знаменитому голливудскому каскадеру (и по совместительству свуперу) Би Джей Уорту («Завтра не умрет никогда», «Лицензия на убийство») пришла в голову простая и вместе с тем гениальная идея: содержательная часть свупа может длиться куда дольше, если лететь на заданной высоте не вдоль ровной водной глади, а вдоль горнолыжного склона. К тому моменту технический прогресс как раз привел аэродинамическое качество парашюта-крыла в примерное соответствие с уклоном слаломной трассы, так что лететь, едва не касаясь ногами снега, можно было с вершины и до самого подножия горы.

В 1996 году Уорт организовал соревнования. Обычная трасса для гигантского слалома была размечена воротами шириной 15 и высотой 4 м. Парашютисты прыгали с самолета и, подойдя к стартовым воротам, должны были пролететь всю трассу на минимальной высоте. Безумные гонки пилотов, болтающихся под крылом из стороны в сторону, как маятники, на скорости более 100 км/ч, получили достойное название Blade Running — «бег по лезвию».

Было бы не совсем справедливо назвать Уорта единственным отцом спидрайдинга. К этому спорту одновременно шли спортсмены разных направлений. Парашютисты, желая обрести независимость от дорогих и подверженных капризам погоды самолетов, учились стартовать с вершин гор, разбегаясь и наполняя купол набегающим воздухом или встречным ветром. Эта парапланерная техника в парашютном спорте получила название «граунд лонч». В свою очередь парапланеристы, которым надоело парить под облаками со средней скоростью 40 — 50 км/ч, в поисках острых ощущений стали летать на маленьких крыльях. Небольшие парапланы быстро снижались и не позволяли набирать высоту в термических потоках, зато отличались небывалой маневренностью, остро реагировали на управление и разгонялись до скоростей свыше 100 км/ч. Так появился спидфлаинг.

Не летать, кататься!

Чтобы прийти к спидрайдингу, адептам граунд лонча и спидфлаинга оставалось лишь надеть на ноги лыжи. Первые крупные соревнования по спидрайдингу состоялись в 2007 году на французском курорте Лез Арк. Спортсмены состязались в двух категориях. Первая — это параллельный слалом. Слаломисты должны были пройти всю трассу, не отрывая лыж от склона. Ведение крыла точно над головой, так чтобы его скорость точно совпадала со скоростью спуска и в то же время подъемная сила оставалась минимальной, — в этом вся соль и одновременно главная сложность спидрайдинга. Поэтому слалом для спидрайдера — это «гамбургский счет» в плане техники катания.

Вторая категория Big Mountain — это и есть собственно спидрайдинг: скоростное катание по неподготовленным склонам практически любой крутизны и сложности. Верное крыло над головой дарит лыжнику пропуск в невероятный мир самых диких и непроходимых трасс. Голые скалы, трамплины любой высоты, головокружительно крутые склоны и просто отвесные стены — любые препятствия можно попробовать преодолеть на лыжах. А если станет слишком жарко, достаточно лишь подтянуть клеванты (стропы управления) и преодолеть непроходимый участок по воздуху.

Даже само слово говорит нам о том, что спидрайдинг (speed — скорость, riding — катание) — это прежде всего катание на лыжах и лишь затем полет. Задача гонщика — преодолеть как можно большую часть трассы в полном контакте со склоном, поднимаясь в воздух лишь на короткие мгновения для преодоления слишком опасных препятствий. Соотношение катания и полета — это один из главных факторов, которые принимают во внимание судьи на спидрайдерских соревнованиях. Конечно, даже маленький параплан позволяет перелететь хоть весь склон, но тогда это будет уже другой вид спорта — спидфлаинг.

Спидглайдер — это параплан с небольшой площадью поверхности. Как и простой параплан, он управляется с помощью строп, которые загибают заднюю кромку крыла справа или слева. Двигаясь вдоль склона на лыжах, пилот удерживает клеванты в верхнем положении, которое соответствует максимальной скорости и минимальной подъемной силе. Многие спидглайдеры оснащены триммерами. Слегка изменяя геометрию стропной системы, они позволяют регулировать угол атаки и, соответственно, скорость полета крыла.

С помощью триммеров спидрайдер может адаптировать крыло к конкретному склону, чтобы во время спуска оно летело точно над головой, не опережая пилота и не отставая от него.

Потянув вниз обе клеванты, пилот может оторваться от склона и отправиться в полет. В воздухе спидглайдер управляется, как обычный параплан, с той лишь разницей, что и летит, и снижается он намного быстрее. Высокая скорость полета означает, что давление набегающего воздуха в спидглайдере существенно выше, чем в обычном параплане, поэтому он чрезвычайно устойчив к сложениям. По этой же причине спидглайдер очень остро реагирует на управление, охотно меняя направление движения.

Меж двух стихий

Спидрайдинг — это спорт для избранных. Чтобы попробовать в нем свои силы и остаться целым, очень желательно уже отлично владеть парапланом и горными лыжами. Со стороны катание спидрайдера выглядит легко и органично. Минимальные высоты и жесткий контакт со снегом ошибочно ассоциируются с безопасностью. На самом деле это один из самых травмоопасных видов экстремального спорта, ибо спидрайдера подстерегают опасности из мира и горнолыжного фрирайда, и парапланеризма.

В парапланерном спорте, как и в любой авиации, наиболее опасными фазами полета считаются взлет и посадка, а маневрирование на низких высотах в большинстве случаев не приветствуется. Спидрайдинг состоит из таких режимов целиком и полностью.

При резком повороте пилот, находящийся под крылом, продолжает движение в сторону под действием центробежной силы, провоцируя крен крыла. В это время площадь горизонтальной проекции крыла уменьшается, и подъемная сила падает. Если пилот находится в метре над землей и не компенсирует этот эффект осознанной работой клевантами, он получает удар о склон на скорости под сотню.

Катание по неподготовленным склонам диктует переменную скорость движения. Это, а также ветер и турбулентность в воздухе неизбежно приводят к тому, что крыло стремится опередить лыжника или отстать от него. Пилот должен постоянно удерживать крыло строго над головой, разгоняя или притормаживая его клевантами. В парапланеризме это называется активным пилотированием. Пилот учится этому приему, глядя на крыло, и лишь с опытом приобретает способность чувствовать перемещения крыла через подвесную систему. Спидрайдер, несущийся с горы на бешеной скорости, должен смотреть вперед и, следовательно, в совершенстве владеть навыками активного пилотирования «на ощупь». Кроме того, для управления крылом в поворотах требуется безупречно синхронная работа рук и ног. Это значит, что пилот как минимум должен уметь легко и непринужденно кататься на лыжах по любым склонам.

Наконец, спидрайдер должен мгновенно считывать аэрологию склона, чтобы не попадать в невидимые ловушки коварного турбулентного воздуха. Классический враг любого парапланериста, а значит, и спидрайдера — ротор. Это явление, когда при обтекании ветром крупного предмета (дерева, выступа скалы) образуется турбулентность и направление движения воздуха меняется на противоположное. Начинающих парапланеристов пугают стартами с подветренного склона горы, когда ветер, огибающий вершину, закручивается и дует пилоту в лицо. Наполнив им купол и взлетев, пилот выходит из зоны турбулентности и попадает в реальный попутный ветер. Параплан мгновенно теряет подъемную силу и складывается. Такого удара в спину не выдержит даже упругий спидглайдер.

Опасности, подстерегающие парапланеристов лишь на взлете и посадке, всегда дышат в затылок спидрайдеру. Такой роскоши, как запас высоты и, соответственно, время на ошибку, у них нет.

В поисках гуру

Спидрайдинг — очень молодой вид спорта. В нем еще нет ни легендарных чемпионов, ни толстых учебников, ни четко сформировавшихся методик обучения спортсменов. Тем не менее уже сегодня можно найти немало школ, окрыляющих лыжников. В Лез Арке, исторической столице спидрайдинга, для них выделена специальная пологая трасса. Школы есть и в России. Некоторые из них приглашают в горы, а некоторые предлагают прицепиться на буксир к снегоходу и осваивать лыжи и крыло с нуля.

Самостоятельно обучаться спидрайдингу — путь для очень смелых и очень глупых пилотов. Найти школу тоже непросто: ведь каждый, кто называет себя инструктором, скорее всего, занимается этим видом экстрима максимум пять лет. Пожалуй, пока что лучший спидрайдер-гуру должен быть не только опытным спортсменом, но и другом, которому можно без сомнений доверить свою жизнь. Наверное, это может быть человек, научивший вас летать на параплане.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2012).