Полноприводные скалолазы: экстрим

Полноприводные скалолазы: экстрим

В США вдоволь пустынь, полупустынь и скалистых предгорий, где славно можно… полазить. Американские джипперы на своих внедорожниках лазят по скалам, да еще и соревнуются в этом занятии — кто вскарабкается быстрее и техничнее. Этот странный вид спорта называется «рок-кроулинг».

Сегодня сложно сказать, кто первым не пожалел свой автомобиль и на спор отправил его в каменные джунгли. Так или иначе, лихое развлечение прижилось среди любителей покататься по горным районам и к концу 1990-х было уже явлением массовым среди американских приверженцев экстремального офф-роуда. Настолько массовым, что возникла объективная необходимость стандартизировать условия и  правила, по которым проводились рок-кроулерские заезды. Для этого была создана Ассоциация рок-кроулинга Америки, ARCA, а в 1999  году в окрестностях Четырех Углов, где сходятся границы штатов Нью-Мексико, Аризоны, Колорадо и Юты, был проведен первый официальный чемпионат.

В первых соревнованиях участвовали владельцы обычных внедорожников серийных моделей, слегка модифицированных для эксплуатации в жестких условиях. Но вскоре оказалось, что рок-кроулинг — это весьма зрелищное явление: экстремальные, динамичные заезды (остановка более чем на четыре секунды наказывается штрафными очками), при этом трассы, в отличие от всевозможных гонок, очень короткие, и все действо перед глазами. Так что соревнования рок-кроулеров постепенно стали собирать многотысячные толпы зрителей. А где зрители — там реклама, спонсоры и большие деньги.

Помимо настоящего рок-кроулинга, в США хорошо развит рок-кроулинг автомодельный. По этому виду спорта проводятся отдельные соревнования, а автомобильчики для него стоят достаточно дорого — от $400. Стандартный масштаб модели — 1:18.

А где деньги — там и профессиональный спорт. Если раньше спортсмены-любители тратили на доработку серийной модели $20−30  тысяч, то профессионалы с  логотипами Goodyear или Shell на куртках располагают суммами порядка 100−150 тысяч и могут построить на эти деньги что угодно. К примеру, транспортное средство, предназначенное для езды по скалам и более ни для чего. Рок-багги.

Как спорт рок-кроулинг можно сравнить с джип-триалом. Это родственные направления. И там и там основная задача экипажа — максимально быстро и чисто преодолеть сложнопересеченную трассу, обозначенную конусами-«воротами» и  ленточками. Только в рок-кроулинге ширина «ворот» не фиксирована, трасса гораздо «жестче» (триальщикам здесь делать нечего), а штурман («споттер») не сидит в машине, а бегает перед ней или рядом, показывая водителю, куда поворачивать, где поддать газу и т. д.

Устройство подвески и система управления модели в мельчайших деталях имитируют аналогичный узел полноразмерного автомобиля, да и управлять моделью ничуть не легче…

К слову о поломках: они здесь обычное дело, и ладно еще, если удастся отделаться царапинами, вмятинами и снесенными выступающими элементами конструкции, несущественными для дальнейшего движения. Перспективы разбиться о  камни, соскочив с очередного препятствия, и встать посреди трассы в  обездвиженном автомобиле либо сломать трансмиссию, выбираясь из каменной ловушки, вполне реальны: на каждом чемпионате существенный процент машин сходит с дистанции из-за поломок.

Машины для лазанья

Машины для рок-кроулинга делятся на несколько классов. Единой классификации нет, в США в настоящее время работает несколько организаций-«законодателей» в этом виде спорта, и каждая руководствуется своими представлениями о том, что есть «легкий» и «серьезный» рок-кроулинг. Тем не менее некоторые общие принципы деления автомобилей на классы выделить можно.

Человек в желтой каске — это штурман или так называемый споттер. Его задача — находясь вне машины, указывать водителю, что делать. Ему запрещено прикасаться к автомобилю, однако он может подкладывать под колеса осколки камней, подтаскивать или удерживать машину с помощью «споттерской стропы» — шестиметрового троса с карабином.

Самый «цивильный» класс, тот, с  чего начинался рок-кроулинг, — по‑прежнему в игре, ведь не каждый американец может позволить себе собрать «луноход» за $100 000. Это слегка видоизмененные заводские автомобили — например, Nissan Patrol, Suzuki Samurai, различные модели Jeep’ов и Land Rover’ов и даже русские «Нивы» — их относят к классу Modified Stock. Такие машины вполне можно использовать не только для спортивных заездов, но и по прямому назначению — для езды по хайвеям и  городским улицам; более «продвинутые» классы на асфальт не выезжают, от трассы к трассе их перевозят в  специальных трейлерах. Из-за своего обычно-привычного вида автомобили Modified Stock производят наиболее странное впечатление: вроде бы машина как машина, а берет совершенно невозможные препятствия.

Следующие два класса — их иногда разделяют, иногда объединяют в один — называются Pro Modified и  Super Modified. Разница между ними, когда она есть, такая: если Pro Modified еще чем-то напоминают обыкновенные автомобили, то Super Modified — это уже полноценные рок-багги. Самые же диковинные чудища относятся к классу Unlimited. На автомобилях этого класса разрешены наиболее существенные модификации.

Отдельно следует сказать о классе автомобилей Formula Toyota, предложенном в 2004 году и сейчас получающем все более широкое распространение. Эти машинки (их еще называют F-Toys или просто Toys, то есть «игрушки») — бюджетный вариант, доступный любому, кто хочет попробовать силы в рок-кроулинге, но не готов вкладываться в  профессиональную рок-багги или уродовать машину, которую использует повседневно. F-Toy обойдется всего в 5−7  тысяч, при этом она способна выступать в соревнованиях любого уровня в одной «весовой категории» с  автомобилями класса Modified Stock.


Автомобиль-трансформер Кэмерона Карлсона

Участники и зрители соревнований ProRock 2003 были изрядно удивлены, когда из трейлера некого Кэмерона Карлсона вместо привычного внедорожника или багги вдруг выбралось… нечто. Свою машину Кэмерон придумал и собрал сам, в гараже, потратив на работу около трёх лет. Каждое из четырёх колёс закреплено на конце отдельной «ноги». В сложенном состоянии «ноги» вытянуты вдоль корпуса, и если не особо присматриваться — это багги как багги, только большой. Однако «ноги» чудовища могут двигаться вверх и вниз независимо друг от друга, они управляются из кабины с помощью специальных рычагов. Машина может поднять колесо на высоту до двух метров над землёй. Она в буквальном смысле карабкается по скалам. На чемпионате всё внимание общественности было приковано к Кэмерону Карлсону, который выступал в классе Unlimited — один, без споттера. Впрочем, результаты он показал весьма посредственные.


…и что у них внутри

Само собой разумеется, устройство машин для рок-кроулинга варьирует от класса к  классу. Кроме того, рок-кроулинг  - весьма динамично развивающийся вид спорта, и каждый год перечень допустимых технических характеристик и разрешенных модификаций меняется. Зачастую спортсмены к каждому сезону готовят новую машину.

Наиболее строго ограниченный в плане модификации класс — это Modified Stock. На заводскую модель ставят форсированный многолитровый двигатель V6 или V8, колеса увеличенного диаметра (до 35 дюймов)  - и все, можно подавать заявку на участие в соревновании. В правилах соревнований относительно этого класса довольно много пунктов оговаривают техническое соответствие базовой модели, при этом за базу могут приниматься только те модели автомобилей, которые производятся в  количестве не менее 500  штук в  год.

Случается, машины не просто «прыгают» со скалы, а переворачиваются и после кульбита продолжают движение. До того как был введен штраф за использование споттером стропы, в рок-кроулинге активно использовалась мускульная сила для удержания автомобиля от переворачивания на крутых склонах. В принципе, перевернутый автомобиль можно вернуть на колеса с помощью лебедки, однако это влечет за собой штраф.

На автомобилях Pro / Super Modified могут ставиться колеса диаметром до 40 дюймов, причем обычной подвески здесь уже не встретишь: либо это портальные мосты, либо и  вовсе подвеска колес независимая. Дорожный просвет у автомобилей этого класса может достигать полуметра, а в полу кабины иногда делают окна из оргстекла, чтобы водитель мог наблюдать положение передних колес. Также на этих автомобилях часто устанавливают стабилизаторы поперечной устойчивости, адаптивные трех- и четырехрычажные гидроподвески, раздельные тормоза для передних и задних колес и лебедки спереди и сзади для подтягивания мостов (на случай, если надо ограничить ход передней или задней подвески во избежание переворачивания). Двигатели — восьмицилиндровые V-образные, мощностью 300−500 л.с. Для рок-багги, не похожих на обычные машины, в правилах есть забавное требование: чтобы на пространственную раму были установлены декоративные панели, имитирующие оформление какой-либо «базовой» модели.

Автомобили класса Unlimited, как следует из названия, не ограничены почти ничем. Здесь можно встретить не только независимую подвеску, но и независимое управление всеми четырьмя колесами. Некоторые автомобили способны поднимать колеса и  в  прямом смысле «шагать» на скалы. Руль — размером с чайное блюдце, множество рычагов, вообще система управления здесь может существенно отличаться от привычной автомобильной. Однако управлять такими машинами чрезвычайно сложно, и  зачастую водитель не способен воспользоваться и половиной технических преимуществ.

Общий момент для всех классов рок-кроулинга — предельно низко смещенный центр тяжести, благодаря чему автомобиль не переворачивается, когда карабкается на крутой склон. Достигается это тем, что колеса частенько заполняются не воздухом, а водой.

Правила игры

Соревнования по рок-кроулингу проводятся в течение двух дней (иногда трех) и состоят из двух туров. Машины классов Modified Stock и  Formula Toyota соревнуются отдельно от монстров Pro / Super Modified и Unlimited, на отдельной, более простой трассе. Состязание заключается в преодолении серии коротких участков естественной скалистой местности или ее бетонной имитации. Такие участки называются «курсами», длина каждого обычно не превышает 200  м. Время, отпущенное на преодоление курсов, ограничено десятью минутами. На каждом курсе обычно установлены двое «ворот», отмеченных красными конусами, — они обозначают препятствия, которые нужно преодолеть. Иногда ставят третьи «ворота» — бонусные. Объезжать ворота категорически запрещено, иначе курс не будет засчитан.

В команде работают два человека: водитель и споттер. Задача споттера - находясь вне машины, указывать водителю, что делать. Кроме того, споттер может помогать водителю физически: ему запрещено прикасаться к автомобилю, однако он может подкладывать под колеса осколки камней, подтаскивать или удерживать машину с помощью «споттерской стропы» — шестиметрового троса с  карабином. В последние несколько лет, впрочем, за применение троса стали серьезно штрафовать.

В соревновании участники демонстрируют мастерство и чистоту прохождения дистанции. Существует система штрафных очков (она меняется от соревнования к соревнованию, от года к году). Например, команда штрафуется за остановку более чем на четыре секунды и за задний ход, за использование споттерской стропы, за касание «ворот» или ограничительной ленты автомобилем или частью тела. Значительный штраф начисляется, если команда использует лебедку, чтобы вытащить застрявший автомобиль.

Конструктивные особенности позволяют использовать специальные приемы вождения. Например, можно перемещать автомобиль вбок, поочередно блокируя передний и задний мосты, либо даже развернуть на месте. Случается, машины не просто «прыгают» со скалы, а переворачиваются и после кульбита продолжают движение как ни в чем не бывало. До того как был введен штраф за использование споттером стропы, в  рок-кроулинге активно использовалась мускульная сила для удержания автомобиля от переворачивания на крутых склонах. Другой распространенный прием со стропой — когда при «запрыгивании» автомобиля на препятствие споттер тянет его переднюю часть вниз, не позволяя колесам оторваться от поверхности скалы на те несколько мгновений, которые нужны, чтобы вскарабкаться наверх.

В последние годы рок-кроулинг получил распространение за пределами США. С середины 2000-х проводятся международные чемпионаты с участием команд из Мексики и Канады. Сегодня клубы любителей рок-кроулинга есть по всему миру: в  Великобритании, Австралии, в Южной Америке, Скандинавии. Некоторые российские спортсмены привозят заокеанские рок-багги и в нашу страну — правда, пока лишь для участия в соревнованиях по джип-триалу, но наверняка не за горами тот день, когда рок-кроулинг придет в Россию и приживется как самостоятельный вид спорта на карельских скалах, на Кавказе и в предгорьях Урала.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2011).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.