Март — первый месяц весны, но только формально. Именно в марте бывалые горнолыжники спешат в горы - почему-то там в это время выпадают самые обильные снегопады. В подмосковных лесах снег нередко лежит до конца апреля. А уж в окрестностях Мурманска, куда мы отправились покататься на снегоходах, «белого наркотика» было в буквальном смысле по уши.

Снегоход — аппарат непростой. С одной стороны, это спортивный снаряд для активного отдыха: для управления в более-менее сложных и естественных для некоторых уголков нашей страны условиях он требует развитых водительских навыков, немалого опыта и, как правило, определенной физической подготовки. С другой стороны, до множества потрясающе красивых мест добраться можно только на снегоходе. Его пилоту, в отличие от автомобилиста и даже лыжника, доступны бескрайние лесные просторы, белоснежные моря нетронутой целины, заповедные уголки дикой природы.

Для нас, городских жителей, снегоход — загадка, вещь в себе. Придя в  салон, мы удивляемся разнообразию их моделей и классов: казалось бы, все машины предназначены для передвижения по снегу, все имеют относительно мощные двигатели. Мы решили разобраться, для каких условий и стилей катания (или, если хотите, жизни) подходят разные классы снегоходов, на примере четырех моделей Lynx: утилитарного внедорожника Yeti 59 600, мощного универсала Xtrim Commander LTD 600, роскошного люкс-турера Adventure Grand Tourer 1200 и горного «спортсмена» Xtrim BoonDocker 800R.

Снежный человек

Для начала мы отправили машины в  условия  - на  специально подготовленную трассу для снегоходного сафари. По многократно утоптанному узкому следу, который каждое утро обновляет инструкторский снегоход, с легкостью путешествуют туристы с  нулевым опытом катания. Здесь проедет, не завязнув и не утонув в снегу, любой снегоход. В  соответствии со своим уровнем подготовки пилот может выбрать неспешный стиль катания «как по рельсам», управляя в поворотах лишь рулем, или же скоростную езду и  повороты в боковом скольжении с  компенсацией центробежной силы весом тела.

На трассе Yeti 59 исключительно дружелюбен к новичкам. Его 60-сильный четырехтактный мотор выдает уверенную тягу начиная с  самых низких оборотов. Yeti может мягко трогаться с места, плавно разгоняться. Он абсолютно предсказуем  - никаких подхватов и резких срабатываний вариатора. Но если решитесь выжать полный газ — держитесь за руль крепче. С  забавным тракторным звуком четырехтактника разгоняется Yeti бодро, хотя от своих более мощных товарищей, конечно же, отстает.

Отставание резко возрастает на поворотах. Виной тому телескопическая подвеска лыж вместо более точной рычажной. Она хуже отрабатывает неровности, из-за чего лыжи меньше контактируют со снегом. «Телескопы» более подвижны в поперечном и продольном направлениях, что также негативно сказывается на точности ведения лыж. В результате управлять Yeti 59 в скольжении намного сложнее, чем тем же Xtrim Commander.

Оставим трассу туристам и отправимся на настоящее испытание  - в глубокий «пухляк». В этой стихии, как и на воде, главное — не останавливаться. Чем выше скорость, тем лучше снегоход «всплывает» на  целине, практически глиссируя по поверхности снега. Остановившись, можно больше не тронуться с места: вместо того чтобы толкать снегоход вперед, гусеница выбрасывает из-под себя мягкий снег и быстро закапывает машину по самые рукоятки. И  это при том, что в «пухляке» снегоход практически не реагирует на руль и управляется только весом.

Вот тут-то Yeti 59 и показал себя во всей красе. «Телескопы» не занимают много места и позволяют передней части снегохода, «лодке», в  буквальном смысле соответствовать своему названию. Подвеска не забивается снегом, а машина на глазах «всплывает» над целиной. Кроме того, «телескопы» намного труднее повредить о скрывшийся под снегом пень, а  в  ремонте они куда дешевле.

Yeti прощает даже полную остановку. Моментный мотор позволяет тронуться на пониженной передаче очень плавно, не зарываясь в снег. Широкая 500-миллиметровая гусеница хорошо едет даже по очень рыхлому снегу. Снегоходы Widetrack (с широкой гусеницей) на целине ведут себя довольно валко, но крены развиваются плавно, медленно. Компенсировать их, перескочив с одной подножки на другую, сможет даже новичок.

В общем, Yeti 59 — это наш внедорожный лидер. Если хотите ездить куда угодно и пореже орудовать лопатой, не идите на поводу у спортивных амбиций — выбирайте утилитарный четырехтактник.

Лопату, командир!

Xtrim Commander — пожалуй, самый универсальный снегоход в нашем тесте. Его двухтактный 600-кубовый мотор развивает 115 л.с. и в то же время достаточно легок, чтобы аппарат легко управлялся весом. Commander бодро трогается с места и так и просит поддать газку, чтобы дать оборотистому мотору вдохнуть полной грудью. Рычажная подвеска точно ведет снегоход в заносе, а бодрый мотор позволяет газом сорвать гусеницу в скольжение.

Как и Yeti 59, Xtrim Commander относится к категории Widetrack. Однако управлять им на целине уже не так просто. На малом ходу двухтактник слишком резок, а значит, скорость в  «пухляке» должна быть больше.

Из-за чуть более широкой (в угоду управляемости на трассе) базы лыж его несколько труднее завалить в поворот. Наконец, если пришлось сделать остановку, не надейтесь выбраться легко: даже на пониженной передаче резвый двухтактник быстро зарывает гусеницу с агрессивными грунтозацепами в снег. Так что не случайно за подножкой Commander’а закреплена лопата.

Adventure Grand Tourer 1200 - лимузин в мире снегоходов. Управление весом как-то не вяжется с махиной в 313 кг. На трассе просто расслабьтесь на сиденье и  крутите руль: под собственной массой Grand Tourer будет ехать в поворотах как танк. Это машина не для удовлетворения водительских амбиций, а  для долгих комфортных путешествий. Комплектация у  нее соответствующая: высокое ветровое стекло, пассажирское сиденье со спинкой и подогревом ручек, достойный багажник и,  конечно же, могучий 1,2-литровый 130-сильный четырехтактник, который увезет вас со всей семьей и санями-прицепом. Большой мощности бояться не стоит: Grand Tourer дружелюбен и  прост в  управлении.

Так что, если вы хотите за рулем снегохода не работать, а отдыхать, выбирайте самую тяжелую и мощную модель. Только внимательно следите за погодой: люкс-турер с широкой гусеницей и расширителями лыж осилит трассу, свежий снег до полуметра, лед замерзшего озера, наст. Но от настоящего глубокого пухляка ему лучше держаться подальше: с такой массой вы не сможете ни завалить машину в поворот, ни вытащить ее из снежного плена.

Без права на ошибку

Горные снегоходы фактически представляют собой спортивные модели с удлиненной гусеницей и суженной базой лыж. Вообще-то они предназначены для езды по глубокой целине, но не стоит воспринимать эти слова слишком оптимистично. Да, благодаря узкой лыже и смешному весу в 220 кг BoonDocker шикарно управляется весом. Только вот чтобы наслаждаться этой управляемостью в полной мере и не утонуть в снегу, нужно нестись сломя голову, бесстрашно укладывать машину набок, чтобы затем вернуть ее в вертикальное положение за счет тяги бешеного 155-сильного двухтактника. Если вы ошибетесь, устанете, собьетесь с  бешеного ритма до того, как выберетесь из «пухляка» на трассу, снегоход яростно пророет траншею до самой земли и останется лежать в ней мертвым грузом. BoonDocker требует от пилота отточенных навыков управления, безупречной спортивной формы и полной отдачи — взамен же готов поставлять адреналин ведрами.

Редакция благодарит Алексея Астахова и компанию ROSAN

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2011).