Если на улице кто-то одним махом перелезает через забор, делает стойку на руках на краю крыши или перепрыгивает со здания на здание, скорее всего это «трейсер». Так называют людей, практикующих один из популярнейших видов экстремального спорта — паркур. Трейсер грациозен, как дикая кошка, а город для него — каменные джунгли.

Читатель наверняка слышал о фильме Люка Бессона «Ямакаси: новые самураи», в котором группа уличной молодежи собирает деньги на операцию по пересадке сердца для своего друга и борется с коррумпированной полицией. Сражаются они не с оружием в руках, а с помощью развитых навыков перемещения по городским улицам — быстро бегая и отлично прыгая. Благодаря выходу фильма на большие экраны в 2001-м паркур (фр. parcours — «пробег») стал известен по всему миру. А сами создатели фильма вдохновились реально существовавшей в пригородах Парижа командой «Ямакаси» (yamakasi, в переводе с африканского языка лингала — «сильный телом», «сильный духом»), которую вместе со своими друзьями основал Дэвид Белль — создатель паркура и один из опытнейших трейсеров (фр. traceur- «прокладывающий маршрут»).


Не ямакась!

«Мир — игровая площадка», утверждает Белль. Поэтому трейсеру для тренировок достаточно всего лишь не сковывающей движений одежды и любой не скользящей обуви (сам Белль предпочитает с ровной подошвой без каблука). В крупных городах регулярные тренировки по паркуру проходят в спортивных комплексах. Там на мягких матах под руководством инструкторов новичок может безопасно отработать основные элементы техники. Однако основной тренировочный зал — это улица. Что не только делает паркур весьма нетребовательным к финансам, но и создает определенные трудности. В некоторых странах за «игры» на крышах можно попасть в полицейский участок. Или даже получить статью за мелкое хулиганство. А на севере Франции, где «Ямакаси» делали первые шаги, до сих пор можно встретить муниципальные таблички с надписью «No yamakasing».

Чтобы оценить, на что способен Белль, достаточно посмотреть рекламный ролик канала BBC «Дорога домой», в котором Дэвид, вместо того чтобы томиться в пробках в час пик, перепрыгивает с крыши на крышу и поспевает как раз вовремя к началу новостей. Или фильм «13-й район», в котором он исполнил главную роль, продемонстрировав, как с помощью паркура можно «спасти мир». Самое знаменитое выражение Белля — «Нет границ, есть лишь препятствия».

Roll. Страховочный кувырок через плечо после прыжка с большой высоты. Необходим, чтобы снизить нагрузку на мышцы, связки и суставы.

Ненаигранная грация

Согласно сухому определению, паркур — это искусство перемещения и преодоления встречающихся на пути препятствий (преимущественно городских — заборов, скамеек, зданий и т. д). Особое внимание уделяется эффективности, рациональности движений и минимизации риска для жизни. Излишне сложные движения (к примеру, сальто вместо обычного приземления на ноги) подвергаются критике как бесполезные в реальной экстремальной ситуации. «Не нужно стремиться сделать движение красивым. Когда вы видите, как пума перепрыгивает реку, вы думаете: 'Это прекрасно'. Но она просто старается прыгнуть как можно аккуратнее. Если вы обладаете развитыми навыками, ваши движения будут красивы сами по себе, — говорит Дэвид Белль и добавляет: — Если кто-то хочет добавить в паркур артистичности, никаких проблем. Это уже будет не мой стиль, но, если он подойдет кому-то другому, это здорово».


Мы с тобой одной крови

Синоним паркура — эффективность. Для тех, кому хочется не только быстрее попасть из пункта «А» в пункт «Б», но и выразить себя в движении, существуют родственные паркуру творческие направления.

Фриран (Free run) — «искусство самовыражения в пространстве без каких-либо ограничений». Так говорит его создатель Себастьян Фука, в прошлом один из «Ямакаси». Хотя изначально фриран был всего лишь синонимом паркура. Во фриране практикуется широкий спектр технических элементов (например, позаимствованные из уличной акробатики).

Акрострит (Street stunts) — уличная акробатика. В отличие от паркура, сконцентрированном на экономичности, рациональности и эффективности движений, основной упор на сложные акробатические трюки. Многократные сальто, перевороты и кувырки и тому подобное.

Билдеринг (Buildering) — городское скалолазание. Только вместо скал — бетонные, каменные, металлические здания, мосты и тому подобное. В большинстве стран запрещен законом. Один из самых известных городских скалолазов — француз Ален Робер по прозвищу «человек-паук». Отличился семьюдесятью восхождениями на «высотки» по всему миру и десятками арестов за них.

Трикинг (Tricking) — смесь боевых искусств, уличного танца и гимнастики для создания эффектного шоу, «как в фильме про Кунг-Фу» (многократные удары с разворота, в прыжке и так далее).

Современный паркур включает всебя внушительный список технических элементов (у каждого свое название на английском и французском). Однако трейсеры выделяют несколько базовых приемов, на которые опирается вся остальная техника паркура. Это Monkey, Speed, 360, Dash, Lazy, Cash, Cat Lip и Roll. Как правило, все они нужны для безостановочного преодоления препятствий, чтобы скорость перемещения практически не падала. «Это самые основные знания, которые необходимы. Например, если не знать, как делать Roll, можно неправильно приземлиться и отбить ноги», — говорит руководитель молодежно-спортивного проекта Xforce, тренер по паркуру Андрей Кучерявенко.

Паркур требует серьезной атлетической подготовки. Однако физическая сила в нем вовсе не главное. Практически все элементы выполняются с разбега, при этом собственная масса и инерция трейсера содержат значительную часть необходимой энергии для прыжков. Главная цель трейсера — научиться не терять энергию движения, а использовать ее в полном объеме. Тот же принцип действует и в обратную сторону: к примеру, излишки кинетической энергии при прыжке с большой высоты трейсер рассеивает в кувырке.

Не зная броду

«Движения в паркуре сами по себе несложные», — утверждает Белль. Однако за достижениями ведущих трейсеров, как и в других видах спорта, стоят годы тренировок. «Когда ты практикуешь один прыжок тысячу раз по восемь часов за день, тело как бы запоминает его», — объясняет он. Но двигаться всегда нужно от простого к сложному. В противном случае травмы неминуемы. И хотя никто не считал, сколько рук, ног, пальцев сломали трейсеры, рассказ об очередном падении никого не удивляет и не шокирует. В интернете популярен видеоролик под названием David Belle fall, в котором падает сам Белль во время прыжка через трехметровую «пропасть» подземного пешеходного перехода.

Определенно, новичкам не будет лишним тренироваться в защитном снаряжении (щитки на голень, наколенники, налокотники, перчатки) и ознакомиться с элементарными правилами первой помощи (в частности, что делать при переломе). А еще не забывать старинную поговорку «Не зная броду, не суйся в воду»: приземляясь на крышу из тонкого шифера, легко оказаться в подвале, как в нашумевшем видео «Русский паркур». «Суть паркура заключается в уважении к себе, к своему здоровью, — говорит Белль. — Но если хочешь стать настоящим воином, приготовься преодолевать трудности».

Хорошо забытый ниндзя

На регулярные тренировки Дэвида вдохновил его отец Раймонд, который, работая пожарным, заслужил репутацию выдающего спасателя и множество медалей. Сам Раймонд развил свои атлетические навыки во время службы в армии и тренировался по системе офицера французских военно-морских сил Джорджа Эбера. Эбер в начале ХХ века побывал в Африке и был поражен местными туземцами: «Их тела были совершенные, гибкие, ловкие, тренированные, выносливые, крепкие, и при этом у них не было другого инструктора по гимнастике, кроме природы». Под впечатлением он разработал собственную программу подготовки солдат — «натуральный метод», включавший бег, прыжки, скалолазание, плавание, искусство самообороны. Профессиональное кредо Эбера — «быть сильным, чтобы приносить пользу».

Корни паркура лежат в глубокой древности, когда нашим предкам приходилось бегать и прыгать, чтобы выжить. А методика эффективного преодоления препятствий была разработана сотни лет назад в школах боевых искусств по всему миру. Например, в японской Ниндзюцу, где готовили специалистов по шпионажу, диверсиям и убийствам (ниндзя). Вот и Джеки Чан в своих фильмах сначала 1960-х показывает такой ядреный «паркур», что их порой легко спутать с «13-м районом».

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2010).