Для полноценного функционирования сайта необходимо включить JavaScript.
Оружие

Петр Морской: ТАРК «Петр Великий»

Пока тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» пересекает полмира, двигаясь на учения в Венесуэлу, узнаем подробнее — что такое крейсер, почему он ракетный и вправду ли такой тяжелый. Вкратце — обо всем, что касается самого большого боевого неавианесущего корабля на планете.
    • Общая длина коридоров корабля — более 20 км
    • «Петр Великий» имеет 6 палуб, 8 ярусов, а высота его надстроек — в семиэтажный дом
    • Главным конструктором проекта «Орлан» выступал глава Северного проектно-конструкторского бюро Владимир Юхнин
    • Меч в руках «Петра Великого»: крылатые ракеты «Гранит» разработки ОКБ-52 (ныне ВПК «НПО Машиностроения»)
    • Старт ракеты «Гранит» с авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»
    • Противолодочный вертолет Ка-27
    • Реактивные бомбометные установки «Смерч-3», увы, можно назвать одной из старейших систем, остающихся на вооружении российских кораблей; они разработаны еще в 1960-е
    • Пусковая установка корабельного ЗРК «Форт-М»

    Начнем, разумеется, с конца: со слова «крейсер». Традиционно, это название носят надводные боевые корабли, способные действовать независимо от основной части флота, причем выполняемые ими задачи могут быть самыми разными, от постановки минных заграждений до поддержки десанта и непосредственной борьбы с флотом противника. С воцарением на войне авиации и развитием специализированных судов все ярче видна тенденция к укрупнению боевых соединений, и сегодня крейсеры, как большие «универсальные» корабли используются флотами только нескольких стран мира, включая Россию, Францию и США. На вооружении нашей страны сейчас стоят такие суда двух проектов — 1164 «Атлант» (3 корабля) и 1144 «Орлан» (2 корабля). Именно к последнему относится «Петр Великий», с 1998 г. являющийся флагманом Северного Военно-морского флота.

    Интересно, что разработка отечественных ракетных крейсеров начиналась с задачи более узкой — создания боевого атомного противолодочного корабля, и началось еще в 1960-х. Однако постепенно стало ясным, что выполнение этой основной задачи возможно будет только при наличии высокой устойчивости и возможности противодействия вражеской авиации, в том числе морской. Так корабль, получив средства борьбы с самолетами и кораблями противника, перестал быть чисто противолодочным и был переклассифицирован в крейсер — точнее говоря, в ракетный крейсер.

    Дальше — больше: постепенно проект, получивший код 1144 и шифр «Орлан», стал полигоном для размещения всех возможных современных вооружений, а задачи его умножились. Такие крейсера должны были обнаруживать и уничтожать и подводные атомные суда, и надводные корабельные группировки, они несли не только ракетное и артиллерийское вооружение, но и зенитное, и целый арсенал противолодочных средств. Все это привело к тому, что по мощи вооружения эти суда превосходят все, но и размеров они стали циклопических. Читать далее

    Семья «Орланов»

    Во времена СССР предполагалось соорудить 7 крейсеров этого типа, но успели завершить только 3, а позднее, уже в России, на воду был спущен 4-й. ТАРК «Киров» (позднее — «Адмирал Ушаков») и «Фрунзе» (с 1992 г. — «Адмирал Лазарев») переданы ВМФ в начале 1980-х, но в настоящий момент небоеспособны и выведены из состава флота. Головным кораблем проекта «Орлан» был «Киров», так что в классификации НАТО такие ТАРКи именуются ‘Kirov-Class'. Сейчас он готовится к утилизации, зато «Фрунзе», по некоторым сообщениям, еще есть надежда восстановить, отремонтировать и модернизировать.

    ТАРК «Адмирал Нахимов» (ранее — «Калинин») входит в состав Северного флота с 1988 г. и по сей день, хотя уже почти 10 лет остается на модернизации на северодвинском ПО «Севмаш». Обещается, что на нем будет установлена современнейшая электроника, достойная XXI века — остается только надеяться, что это будет так. Впрочем, есть сообщения о том, что в нынешнем году план модернизации был откорректирован, и этот затянувшийся процесс завершится уже в ближайшее время.

    «Петр Великий» (тогда предполагалось назвать его в честь бывшего главы КГБ, а затем — Генсека ЦК КПСС «Юрий Андропов») был заложен на Балтийском заводе 25 апреля 1986 г., спущен на воду 3 года спустя, однако вступил в строй лишь в 1998 г. Известное всем тяжелое положение страны растянуло строительство, доработку и испытания корабля на 10 лет, а общая стоимость его составила около 1 млрд долларов.

    Ракетный

    Такие многоцелевые крупные боевые корабли несут на борту установки для запуска управляемых ракет. В случае с «Петром Великим» это — противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) П-700 «Гранит», предназначенный для борьбы с мощными корабельными группировками, в том числе авианосными. Разработка и испытание этот ПКРК заняло 14 лет, и он был принят на вооружение в 1983 г. Ее ударный элемент — крылатая ракета длиной 10 м и размахом крыльев 2,6 м, способная развивать сверхзвуковую скорость и на высоте (2,5 Маха), и над поверхностью воды (1,5 Маха). Она способна доставить 750-килограммовую боеголовку (или 500 кг в случае ядерного заряда) на расстояние около 600 км.

    Однако «Гранит» — не только ракета, но целый комплекс взаимосвязанных элементов. Помимо носителя, в этот ПКРК входят космические аппараты радиолокационной и радиотехнической разведки, которые обеспечивают целеуказание. Наконец, важную роль играет бортовая автономная система управления, делая ракеты почти что разумными убийцами кораблей. Работает это примерно так.

    Корабль (или подводная лодка: «Граниты» стоят и на борту 12-ти подлодок типа «Антей») дает залп — на борту «Петра Великого» имеется 20 таких ракет. Одна из них поднимается высоко и выполняет роль «наводчика», остальные летят ниже. Все ракеты обмениваются информацией друг с другом, а установленные на них трехпроцессорные вычислительные комплексы, содержащие данные о всех современных классах кораблей, самостоятельно выбирают, классифицируют и распределяют между собой цели, что позволяет им действовать в режиме «один корабль — одна ракета». Когда одна из ракет поразит основную цель в группировке противника, остальные распределят между собой цели второстепенные, что исключает расходование ракет впустую. Если же ракету-«наводчика» собьют, одна из оставшихся займет ее место.

    Впрочем, считается, что сбить такую ракету практически невозможно, и сегодня «Граниты» остаются едва ли не единственной действенной силой в мире, представляющей весьма серьезную угрозу для американских авианосных группировок. А учитывая тот факт, что стоимость, к примеру, одной подводной лодки типа «Антей» вдесятеро ниже, чем одного только авианосца типа «Нимиц», угроза эта, как любят выражаться российские руководители, «асимметрична». (О самых современных противокорабельных ракетах вы можете прочесть и в нашей статье «Оружие Посейдона«.)

    Атомный

    ТАРК проекта «Орлан» — единственные надводные корабли в составе советского (и российского) ВМФ, оснащенные атомной силовой установкой — если не считать единичного случая с разведывательным «БРЗК Урал» (спасибо за дополнение одному из наших читателей). Она включает в себя пару главных реакторов на быстрых нейтронах и пару вспомогательных паровых котлов, они же играют роль запасных. И, конечно, здесь есть все, что необходимо для работы с подобной установкой — парогенераторы, система управления, турбина, теплообменники и так далее. Суммарная мощность энергосистемы крейсера — 140 тыс. лошадиных сил. Она могла бы обеспечить энергией целый город с населением 100−150 тыс.

    Энергия от энергетической установки передается на 2 вала, которые вращают 2 пятилопастных винта. Скорость хода крейсера составляет 32 узла (59 км/ч) на атомных реакторах, и вдвое меньше — на запасных котлах. Атомная энергоустановка рассчитана на 50-летнюю беспорочную службу.

    Зачем же понадобилось устанавливать на кораблях атомную силовую установку и действительно ли она лучше, скажем, газотурбинной? Главным плюсом можно считать почти полную автономность по топливу (у «Петра Великого» при использовании атомных установок — неограниченная), что дает радикальное преимущество в дальности плавания. Такой корабль может очень долго поддерживать максимальную скорость, не «растрачивая» ресурс главных механизмов. При этом корабли с атомным реактором дороже, больше по весу и габаритам, требуют большего числа обслуживающего персонала, причем высокой квалификации. Ну а в автономности по, скажем, провизии, боезапасу, запчастям разницы никакой нет (по этим показателям автономность «Петра Великого» составляет примерно 2 месяца). Однако реальный опыт эксплуатации показал, что для особенно крупных кораблей выигрыш значительно перевешивает все минусы, и сегодня, к примеру, в США авианосцы строятся исключительно с атомными энергетическими установками.

    Тяжелый

    С выводом «на пенсию» последнего американского линкора New Jersey наш «Петр Великий» стал самым крупным в мире боевым неавианосным кораблем. Здесь размещаются почти 150 кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов, 15 душевых, 2 бани, сауна и бассейн, а в медицинском блоке есть не только изоляторы, но и собственная аптека, рентгенографический и зубоврачебный кабинеты, операционная. Экипаж крейсера составляет 655 человек, включая больше ста офицеров. Еще несколько «тяжелых» цифр: длина крейсера — 251 м, ширина 28,5 м, осадка 10,3 м при полном водоизмещении почти 25,9 тысяч тонн.

    Все это позволило разместить на «Петре Великом» целую кучу (нужного и не очень) вооружения. Этот крейсер — один из самых мощных ударных кораблей не только в России, но и в мире. Так, помимо уже описанных 20-ти ракет «Гранит» здесь имеются 2 палубных вертолета Ка-27 (к сожалению, взятых на вооружение уже более 20 лет назад). Основная их профессия — противолодочная. Каждый Ка-27 несет твердотопливные ракеты АПР-2Е, способные двигаться под водой на скорости свыше 110 км/ч, и управляемые глубинные бомбы с собственной гидроакустической системой наведения. Есть и вспомогательная задача: вертолеты могут использоваться, как ретрансляторы для наведения той же системы «Гранит».

    Для борьбы с подлодками противника, что считается одной из основных ТАРК, у «Петра Великого» найдется 10 установок для запусков противолодочных торпед «Водопад», эффективных на дистанциях до 60 км. При необходимости, его ракеты могут оснащаться и ядерной боеголовкой. Движение их крайне необычно, что всерьез затрудняет задачу перехвата: при запуске ракета ныряет в воду, затем взлетает в воздух и снова возвращается под водой уже в районе цели. Наконец, есть на крейсере и защитные противоторпедные ракеты «Удав-1», и установки «Смерч-3», предназначенные для стрельбы глубинными бомбами по подводным лодкам и торпедам.

    Есть у ТАРК, конечно, и корабельные пушки — то, из-за чего изначально и создавались крейсеры и их еще более крупные флотские собратья. Артиллерийское вооружение «Петра Великого» включает спаренную 130-мм автоматическую систему АК-130 скорострельностью 20−80 выстрелов в минуту и дальностью полета снаряда 25 км (дальность сопровождения цели — почти вдвое выше). Бортовой боезапас — 180 выстрелов.

    ПВО на борту

    Главную опасность для подобного корабля, конечно, несут самолеты. И для борьбы с ними на ракетном крейсере выстроена серьезная, глубоко эшелонированная система противовоздушной обороны, включающая сразу три зенитно-ракетных комплекса.

    Первый эшелон: зенитно-ракетный комплекс «Форт-М», корабельная модификация легендарного ЗРК среднего радиуса действия С-300. В отличие от исходной ЗРК, «Форт-М» обладает расширенной дальностью (до 75 км) и сниженной высотой (от 25 м до 25 км) действия. В составе носовой батареи крейсера установлена обновленная версия системы с кодировкой С300-ФМ, использующая новые ракеты 48Н6, способные поражать цели, движущиеся на скорости до 1800 м/с (6,5 тыс. км/ч), и на расстоянии до 90 км. Это позволяет ЗРК быть эффективным средством защиты не только от самолетов, но и от баллистических ракет малого радиуса действия, одновременно каждый комплекс отслеживает до 6 целей. Ими «Петр Великий» может отбиваться довольно долго: на борту имеется 12 пусковых установок по 8 ракет в каждой.

    Второй эшелон: корабельный ЗРК ближнего радиуса действия «Клинок», поражающий цели на расстоянии от 1,5 до 12 км. Автоматически перезаряжаясь, каждая такая установка способна выпускать по ракете каждые 3 секунды, причем выстрел производится катапультой, и твердотопливные ракетные двигатели включаются уже в воздухе. Обнаружив цель на расстоянии до 45 км (система способна одновременно работать с 4 независимыми целями), «Клинок» реагирует на ее приближение за считанные секунды, и вскоре ракета устремляется к противнику на скорости почти 3,3 тыс. км/ч. Высота полета цели может быть от 10 м до 6 км, а скорость — до 700 м/с (2,5 тыс. км/ч). Все происходит автоматически, на скорости, на которую люди-операторы были бы неспособны. На борту «Петра Великого» размещается 2 восьмитрубных пусковых установки и 128 ракет.

    Тех же счастливчиков (или — несчастных, это еще как посмотреть), кому удастся прорваться за эту линию обороны, ждет «Каштан». Этот зенитный ракетно-артиллерийский комплекс тоже полностью автоматизирован и способен работать самостоятельно начиная от обнаружения цели и до ее уничтожения. Он создан специально для противодействия современному высокоточному оружию — противокорабельным ракетам, управляемым авиабомбам и так далее. Разумеется, и его работа полностью автоматизирована; при необходимости, «Каштан» способен выпустить по цели двухступенчатую твердотопливную ракету (на расстоянии 1,5−8 км), или обстрелять ее из пары шестиствольных 30-мм зенитных автоматов АК-630 (на дистанции 0,5−4 км), буквально осыпающих противника пулями на скорости 10 тыс. выстрелов в минуту. О таких автоматах мы рассказывали в заметке «"Палашом» по «Томагавку»». На «Петре Великом» ЗАРК «Каштан» — целых шесть штук, и у каждой есть и пара автоматов АК-630, и по 2 блока с 4-мя ракетами каждый (а в подбашенном отделении приготовлены еще по 8 штук). Мало не покажется.

    Под занавес

    Стоит сказать, что вообще эффективность крейсеров-одиночек в противодействии авианосным группам считается довольно сомнительной. Это касается и возможностей атаки, и защиты от массированной атаки с воздуха. Видимо, в связи с этим все чаще «Петр Великий» используется в составе более крупных соединений, включающих большие противолодочные и десантные корабли, суда обеспечения и, конечно, единственный наш авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», о котором мы еще обязательно расскажем.