Т-34: подвиги эпохального танка

Легендарная «тридцатьчетверка» часто становится героем новостных выпусков. Ведь Т-34 является иконой советской победы во Второй мировой. В статье мы расскажем об истории создания,технических характеристиках, достоинствах и недостатках танка «Т-34».
Т-34: подвиги эпохального танка

Самый известный в мире танк Т-34: интерес и разработка

Особенный интерес танк Победы приобрел после фильма «Т-34», снятого режиссером Алексеем Сидоровым. Он собрал в российском прокате более двух миллиардов рублей. А после этого, как во времена Великой Отечественной войны, на запад страны, с востока, прокатился эшелон с бывшими лаосскими Т-34, и это тоже создало большое внимание к этой технике.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Т-34 уже давно не производится, не используется в войсках. До наших дней дожило не так много танкистов, которые когда-то воевали, находясь внутри танка и управляя им. Так почему же Т-34 до сегодняшних дней продолжает быть одним из самых известных танков в мире? А что из себя представляет знаменитая «тридцатьчетверка»? Ведь танк, который был принят на вооружение в армию в 1939 году, и Т-34-85, которые проводили боевые действия на территории Германии и Польши, заметно отличались друг от друга.

Танк Т-34-85
Средний танк Т-34-85
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сначала отметим, что конструкторы Т-34 смогли предвидеть тот вектор, по которому будет двигаться эволюция всемирного танкостроения. В то же время они создали боевую машину с высоким модернизационным потенциалом. Именно это позволило танку из обычного и не очень надежного со слабой пушкой Л-11 перерасти в Т-34-85. При этом, произошло это преображение в то время, когда промышленность Советского союза испытывала высочайшее перенапряжение. Целые заводы перевозились в тыл, дальше от линии фронта. Многие из них оставались на территории, занятой противником. Смежные связи разрывались, материалов и запчастей не хватало, а дефицит был на самом высоком уровне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И ведь именно простая конструкция Т-34 даже в очень тяжелом 1942-м году и позволила произвести 12 578 единиц техники. Именно большое количество этих боевых машин в Красной армии и позволило ей нанести вооруженным силам нацисткой Германии завершающий удар при битве под Сталинградом. На тот момент два самых крупных производителя Т-34 – заводы в Харькове и Сталинграде, были потеряны. Однако даже это не смогло помешать наладить массовое производство танков в самые краткие сроки в других местах. Это почти невозможно было бы провернуть с любым другим танком того времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сильные и слабые стороны Т-34

Абсолютно все замечали почти несоотносимые понятия в Т-34: простоту и практичность. Отмечали это, к примеру, американские военные, которые испытывали его в мае 1942 года на полигоне в окрестностях Абингтона. Им особенно приглянулись гусеницы большой ширины, броня под наклоном, сильная 76-миллиметровая пушка Ф-34 и двигатель на дизельном топливе. Однако, те же американские военные отмечали и слабости танка: не очень надежную трансмиссию, тесноту внутри, низкую культуру производства. Ко всему прочему, во время испытаний, в результате пробега длиной в 340 километров, двигатель машины вышел из строя. Восстановить его не смогли. Более того, американские военные были разочарованы, когда увидели топливный бак в боевом отделении, что было достаточно опасно. Таким образом, Т-34 оставил американцев с неоднозначными чувствами: в целом боевая машина была неплохой, но вовсе не отличной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Т-34 в бою
Т-34 в бою
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В самом Советском Союзе тоже прекрасно понимали все слабости в боевой машине, и по мере возможности недочеты «тридцатьчетверки» исправлялись. За все время военных действий в структуру танка Т-43 было внесено больше 100 изменений, а с началом 1944 года стал производиться Т-34-85 – фактически полностью новый танк. При всем этом, внесенные изменения и, по сути, переход на другую модель, не повлияли на количество выпускаемых машин. В течении всей Великой Отечественной Войны танк выпускался в огромных количествах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно это давало возможность не только быстро заменять потерянные в бою машины, но и постоянно снижать стоимость Т-34. Легкость и дешевизна производства, простота в использовании и высокие боевые показатели – вот что сделали эту машину знаменитым танком. Т-34, к тому же, стал танком-эпохой. Используемые в нем конструктивные решения были взяты как основа в производстве следующих поколений танков советскими и иностранными конструкторами.

Достоинства Т-34

«Тридцатьчетверка» была воплощением танка-солдата, «рабочей лошадкой» поля боя, чего не скажешь про аналоги других стран. Так, немецкие конструкторы совершили очень большую ошибку, потратив на производство таких боевых машин как «Тигр» и «Пантера» невероятно огромные средства и силы. Они были слишком дорогими и сложными, а выпущены были в не очень большом количестве. По этой причине они и не смогли оказать заметного влияния на ход боевых действий, фактически утопая в толпах накатывающихся на них танков Т-34. Дорогие и элитные немецкие «кошки» с «подпаленной шерстью» на Курской дуге, оставшееся время войны лишь изредка выглядывали из своих укрытий, злобно огрызаясь. Все закончилось тем, что последние экземпляры были уничтожены при захвате Берлина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Памятник «Танк Т-34»
Памятник «тридцатьчетверка»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американские военные, пусть и производили недорогой и массовый «Шерман», но в самом начале он был далеко не самым хорошим танком, созданным на компромиссах, и даже в подметки не годился Т-34-85. Когда «тридцатьчетверки» и «Шерманы» оказались вместе в Корее, американские машины были фактически снижены в ранге. Там они и подтвердили свое насмешливое название «зажигалка Ронсон».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Незаурядные боевые качества, надежность и простота в обслуживании позволили Т-34-85 воевать практически весь ХХ век, в то время как все его ровесники давно были отправлены в переплавку или стали музейными экспонатами. Т-34, даже будучи музейным экспонатом, хоть завтра готов пойти в бой. Так в 2006 году в Будапеште митингующие граждане без особых проблем завели танк-памятник Т-34 и попытались прорвать полицейское оцепление. В 2014 году на службу был призван Т-34 в Луганске: танк-памятник без особых проблем удалось завести, но участия в боевых действиях он не принял.

Памятник танку Т-34
Памятник танку Т-34
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не стоит забывать главное: Т-34 стал символом Победы, без которого победа была бы невозможной. «Тридцатьчетверка» пережила катастрофу лета 1941 года, тяжелые бои под Сталинградом и Ржевом в 1942 году, ломала хребет немецкому зверинцу на Курской дуге, грохотала по брусчатке немецких городов в 1945 году и завершила военный конфликт на Дальнем Востоке блистательным разгромом Квантунской армии. На долю Т-34 выпало столько испытаний, сколько не выпадало ни одному другому танку, и из всех них он вышел победителем. Вот почему «тридцатьчетверка» была и будет тем танком, которым стоит и нужно гордиться.

Средний танк Т-34: техническая характеристика

  • Примерная масса техники – 25,6 тонн;
  • Состав экипажа. 4 человека: командир, заряжающий, стрелок-радист, механик-водитель;
  • Двигатель: Дизельный В – 2 – 34, мощностью в – 500 л.с.;
  • Габаритные размеры корпуса: длина – 5920 мм; длина с пушкой – 8150 мм; ширина – 3000 мм; высота – 2405; клиренс – 400 мм.
  • Максимальная скорость до 55 км/ч;
  • Бронирование: лоб – 45 мм; борта – 40 мм; башня – 45 мм; корма – 40 мм; днище – 13 мм;
  • Преодолеваемый подъём: 36° (градусов).
Андрей Логинов
Андрей Логинов 15 Апреля 2019, 23:19
Cенатор Джордж, председатель Финансового комитета при Рузвельте, так объяснял, почему стоит тратить деньги на программу ленд-лиза: США сейчас тратят около 8 миллиардов в месяц. Если бы не те приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я убеждён, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратим на войну до 100 миллиардов долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число жизней лучших сынов страны. Даже сократив войну только на полгода, мы сбережём 48 миллиардов долларов, потратив всего 11 миллиардов, а кровь наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно… Так что Штаты платили за то. чтоб Гитлер не переплыл к ним через Атлантику. И попутно штаты загрузили промышленность после кризиса...
Александр Зинкович
Александр Зинкович 23 Января 2019, 13:41
Кристи заложили будущее танкостроения. Совок, и никто больше не догадался поставить бак в боевое отделение, уникальная традиция продолжилась на 80 лет. А потери- одна суперпечаль, ведь лобовая броня уже в 1942 не соответствовала, но штамповали для колхозных рабов
Саша Захаров
Саша Захаров 02 Февраля 2019, 13:38
Шерманов по лендлизу в сравнении с нашими Т-34 было мало. И в результате они поставлялись в ограниченное колличество частей из-за сложностей снабжения топливом и боеприпасами, а не потому что ими могли управлять только самые продвинутые
Андрей Платонов
Андрей Платонов 27 Января 2019, 09:26
Не надо вешать лапшу людям с гвардейскими частями. 5 Гвардейская танковая армия Ротмистрова не имела в своем составе ни одного Шермана.
Василий Бесфамильный
Василий Бесфамильный 04 Февраля 2019, 23:06
Ещё один, "за них золотом". Вся техника по Ленд Лизу была поставлена нам бесплатно, ни копейки не было заплачено, и не предполагалось, за всё платили рядовые американские граждане из своих налогов. Конечно, кроме техники, которая осталось после войны, и которую СССР пожелал оставить и оплатить, вместо возврата поставщикам. "Забавные у вас сведения. Откуда такие, интересно?" - да почитайте официальные документы, неужели сложно найти, по словам "Ленд Лиз"? Кроме современной путинской пропаганды, обсирающей ВОВ и жертвы войны, ничего конкретного про оплату Ленд Лиза вы не найдёте.
Виктор Юдкин
Виктор Юдкин 25 Января 2019, 13:57
А откуда ты взял, что "когда наших танков уже было достаточно, СССР отказалось от этих танков и они уже не поставлялись"?! Шерманы поставлялись до конца войны с Японией..
Сергей Сидоренко
Сергей Сидоренко 26 Января 2019, 21:41
Ленд-лиз безоплаты? Забавные у вас сведения. Откуда такие, интересно?
Виктор Юдкин
Виктор Юдкин 25 Января 2019, 13:26
Зачем пишешь, то что не знаешь? Никаким золотом за Шерманы не платили. Лэнд-лиз - это поставки без оплаты. А в "свечку" превращались 34-ки тоже прекрасно. Если тема интересует, прочитай мемуары "Танкист на иномарке", найдешь без труда. Очень интересно. Автор не "дядя" конечно, но воевал на Шермане два года.
elaginn
elaginn 24 Января 2019, 17:08
Ты прав! Я как муха... на говно. Так вот отвечу - Ленд-Лиз - это БЕСПЛАТНЫЕ поставки! НИКТО и НИКОГДА за них не платил! Почитай положение по Ленд-Лизу. Далее - Т-34 был ЕДИНСТВЕННЫМ у которого топливные баки были размазаны по бортам, в надгусеничных полках. У Шермана баки были за бронеперегородкой в двигательном отсеке + снаряды в водяных укладках. От Ленд-Лиза Союз не отказывался и даже после победы над Германией еще несколько месяцев получал. По бронепробиваемости 76мм снаряд шермана был равен 85мм снаряду Т-34-85... Зачем я такому г...ну что-то объясняю?!
Андрей Терентьев
Андрей Терентьев 24 Января 2019, 14:52
Все просто. Мой родной дядя участник ВОВ, был танкистом (радист-пулеметчик) в танке. Так вот он рассказывал, что американские танки, которые приходили к ним в часть в бою горели, как свечки. А почему асам давали, так потому, что только они способны были, что бы хоть какое-то Шерманы пожили, ведь стоили они не дешево, за них золотом по Ленд-лизу платили и надо было что бы они не сразу сгорали, а ещё какое-то время по-воевали, вот и была задача у танкистов асов попытаться их как-то сохранять. Если наши 34-ки часто выдерживали попадания вражеских снарядов, то Шерман, после попадания часто превращался в свечку. Более того, когда в СССР поступали эти танки, то их у нас предварительно модернизировали, это рассказывал и мой дядя и один знакомый ветеран, который как раз в войну и занимался на одном и заводов модернизацией. А с танком делали вот что: сначала убирали все лишнее - представьте, что у них в танке и бар был! Броня пуленепробиваемая и их наращивали броне листами, что добавляло весу и снижало скорость, по возможности меняли вооружение - слабое оно у них было. Не зря же практически ни в одной фронтовой кинохронике тех лет не увидите тех танков, а если и попадались, то после нашей доработки они уже, как правило внешне отличались от оригинала. В конце-концов, когда наших танков уже было достаточно, СССР отказалось от этих танков и они уже не поставлялись - слишком дорого это было - ненадежные в бою, и много с ними предварительно возиться приходилось, что бы на наш фронт отправить можно было.
elaginn
elaginn 23 Января 2019, 14:40
Ты рычаги тридцатьчетверки дергал?.. Вот то-то! А еще как теперь говорят у Т-34 была хреновая эргономика, а на шерманах обитые кожей сидения. Шерман не кидало на пересеченке, в отличие от Т-34, который был на пружинках без амортизаторов.
A A
A A 23 Января 2019, 07:34
Елагинн ты как муха. Но отвечу за автора - потому что шерманы были сложны в управлении и их сразу отдавали танковым асам, которые было много в гвардейских полках.
elaginn
elaginn 23 Января 2019, 00:20
Автору респект. НАдо же так и прогнуться, и идиологию вплести, и пропаганду вкрутить, и лизнуть Власть. Шурик, ответь мне на очень простой вопрос - Почему тридцатьчетверки шли в обычные строевые части, а те же шерманы ТОЛЬКО в гвардейские?