10 смертельных инноваций Первой мировой войны

The reason for fighting I never did get — «Я так и не понял, зачем надо было воевать», — спел как-то американский бард Боб Дилан о Первой мировой войне. Надо или не надо, но первый высокотехнологичный конфликт в истории человечества начался ровно сто лет назад, унес миллионы жизней и кардинально изменил ход истории в Старом Свете, да и во всем мире. Научно-технический прогресс впервые с такой невероятной силой показал, что он способен быть убийственным и опасным для цивилизации.
Олег Макаров
4
68834

К 1914 году Западная Европа отвыкла от больших войн. Последний грандиозный конфликт — Франко-Прусская война — состоялся почти за полвека до первых залпов Первой мировой. Но та война 1870 года прямо или косвенно привела к окончательному оформлению двух крупных государств — Германской империи и Королевства Италия. Эти новые игроки чувствовали себя как никогда сильными, но обделенными в мире, где Британия правила морями, обширными колониями владела Франция, серьезное влияние на европейские дела имела огромная Российская империя. Большая бойня за передел мира зрела долго, и когда она все-таки началась, политики и военные еще не поняли, что войны, в которых офицеры гарцуют на конях в ярких мундирах, а исход конфликта решается в больших, но скоротечных сражениях профессиональных армий (типа больших битв в наполеоновских войнах), ушли в прошлое.

Пришла эпоха траншей и дотов, полевой формы маскирующего цвета и многомесячных позиционных «боданий», когда солдаты гибли десятками тысяч, а линия фронта почти не двигалась ни в ту, ни в другую сторону. Вторая мировая война, конечно, тоже была связана с большим прогрессом в военно-технической области — чего стоит только появившееся в ту пору ракетное и ядерное оружие. Но по количеству всевозможных инноваций Первая мировая вряд ли уступает Второй, если не превосходит ее. В этой статье мы упомянем десять из них, хотя список можно было бы расширить. Скажем, формально военная авиация и боевые подводные лодки появились еще до войны, но раскрыли свой потенциал именно в сражениях Первой мировой. В этот период воздушные и подводные боевые корабли обзавелись многими важными усовершенствованиями. Читать далее

Самолет оказался весьма перспективной платформой для размещения оружия, вот только не сразу стало понятно, как именно его там размещать. В первых воздушных боях пилоты стреляли друг в друга из револьверов. Пулеметы пытались подвешивать к самолету снизу на ремнях или ставить над кабиной, но все это создавало проблемы с прицеливанием. Хорошо бы разместить пулемет точно перед кабиной пилота, но как стрелять через пропеллер? Эту инженерную задачу решил еще в 1913 году швейцарец Франц Шнайдер, однако по-настоящему рабочую систему синхронизации стрельбы, где пулемет был механически связан с валом двигателя, разработал голландский авиаконструктор Энтони Фоккер. В мае 1915-го германские самолеты, пулеметы которых стреляли через винт, вступили в бой, а вскоре новшество переняли и военно-воздушные силы стран Антанты.

  • Синхронизатор стрельбы позволил летчикам вести прицельную стрельбу из пулемета через лопасти винта.
    Фото
    Синхронизатор стрельбы позволил летчикам вести прицельную стрельбу из пулемета через лопасти винта.

В это непросто поверить, но ко времени Первой мировой относится и первый опыт создания беспилотного летательного аппарата, ставшего предком одновременно БПЛА и крылатых ракет. Два американских изобретателя — Элмер Сперри и Питер Хьюитт — разрабатывали в 1916—1917 годах беспилотный биплан, задача которого была доставить к цели заряд взрывчатки. Ни о какой электронике тогда никто не слышал, и направление аппарат должен был выдерживать с помощью гироскопов и альтиметра на основе барометра. В 1918 году дошло дело и до первого полета, но точность оружия настолько «оставляла желать», что военные отказались от новинки.

  • Первый БПЛА взлетел в 1918 году, но до поля сражений так и не добрался. Точность подвела.
    Фото
    Первый БПЛА взлетел в 1918 году, но до поля сражений так и не добрался. Точность подвела.

Расцвет подводных операций заставил инженерную мысль активно работать над созданием средств обнаружения и уничтожения спрятавшихся в морских глубинах боевых кораблей. Примитивные гидрофоны — микрофоны для прослушивания подводных шумов — существовали еще в XIX столетии: они представляли собой мембрану и резонатор в виде колоколообразной трубы. Работы над прослушиванием моря активизировались после столкновения «Титаника» с айсбергом — именно тогда возникла идея активной звуковой гидролокации. И наконец, уже в годы Первой мировой благодаря работам французского инженера и в будущем общественного деятеля Поля Ланжевена, а также русского инженера Константина Чиловского был создан гидролокатор, основанный на ультразвуке и пьезоэлектрическом эффекте — этот прибор мог не только определять расстояние до объекта, но и указывать направление на него. Первая немецкая подлодка была обнаружена с помощью гидролокатора и уничтожена в апреле 1916 года.

  • Гидрофон и гидролокатор стали ответом на успехи немецких подводников. Скрытность субмарин пострадала.
    Фото
    Гидрофон и гидролокатор стали ответом на успехи немецких подводников. Скрытность субмарин пострадала.

Борьба с немецкими субмаринами привела к появлению и такого оружия, как глубинные бомбы. Идея зародилась в стенах Королевской военно-морской торпедной и минной школы (Британия) в 1913 году. Главной задачей было создать бомбу, которая взрывалась бы только на заданной глубине и не могла повредить надводным кораблям и судам.

  • Гидростатический взрыватель замерял давление воды и приводился в действие лишь при определенном его значении. Первый рабочий образец бомбы типа D англичане создали в январе 1916 года. Бомба засылалась на глубину с корабля с помощью специального желоба или катапульты. 22 марта того же года с помощью бомбы типа D была потоплена немецкая субмарина U-68.
    Глубинные бомбы
    Гидростатический взрыватель замерял давление воды и приводился в действие лишь при определенном его значении. Первый рабочий образец бомбы типа D англичане создали в январе 1916 года. Бомба засылалась на глубину с корабля с помощью специального желоба или катапульты. 22 марта того же года с помощью бомбы типа D была потоплена немецкая субмарина U-68.

Что бы ни происходило на море и в воздухе, главные битвы велись на земле. Возросшая огневая мощь артиллерии и особенно распространение пулеметов быстро отбили охоту воевать на открытых пространствах. Теперь противники соревновались в умении вырыть как можно больше рядов траншей и глубже закопаться в землю, которая надежнее уберегала от шквального артиллерийского огня, чем форты и крепости — те, что были в моде в предыдущую эпоху. Разумеется, земляные укрепления существовали с древних времен, но только в ходе Первой мировой возникли гигантские по протяженности сплошные линии фронта, тщательно раскопанные по обе стороны.

  • Артиллерийский и пулеметный огонь заставили противников закопаться в землю, результатом чего стал позиционный тупик.
    Бесконечные траншеи
    Артиллерийский и пулеметный огонь заставили противников закопаться в землю, результатом чего стал позиционный тупик.
Линии траншей немцы дополняли отдельными бетонированными огневыми точками — наследниками крепостных фортов, получившими впоследствии название дотов. Этот опыт был не очень удачен — более мощные доты, способные выдерживать удары тяжелой артиллерии, появились уже в межвоенный период. Но тут можно вспомнить, что гигантские многоуровневые бетонные укрепления линии Мажино не спасли французов в 1940-м от удара танковых клиньев вермахта. Военная мысль ушла дальше. Закапывание в землю привело к позиционному кризису, когда оборона с обеих сторон стала настолько качественной, что пробить ее оказывалось дьявольски трудной задачей. Классический пример — Верденская мясорубка, в которой многочисленные обоюдные наступления всякий раз захлебывались в море огня, оставляя на поле боя тысячи трупов, не давая решающего перевеса ни одной из сторон.

  • Доты усиливали германские оборонительные линии, однако были уязвимы перед ударами тяжелой артиллерии.
    Фото
    Доты усиливали германские оборонительные линии, однако были уязвимы перед ударами тяжелой артиллерии.

Сражения часто шли и ночью, в темноте. В 1916 году британцы «радуют» войска еще одной новинкой — трассирующими пулями .303 Inch Mark I, оставляющими зеленоватый светящийся след.

  • Трассирующие пули сделали возможной прицельную стрельбу в ночное время.
    Фото
    Трассирующие пули сделали возможной прицельную стрельбу в ночное время.

В этой ситуации военные умы сосредоточились на создании своего рода тарана, который помог бы пехоте прорваться сквозь ряды траншей. Например, была разработана тактика «огненного вала», когда впереди наступавшей на траншеи противника пехоты катился вал разрывов от артиллерийских снарядов. Его задача была максимально «зачистить» окопы перед их захватом пехотинцами. Но эта тактика имела и минусы в виде потерь среди атакующих от «дружественного» огня.

Определенным подспорьем для наступающих могло бы стать легкое автоматическое оружие, но время его пока не пришло. Правда, первые образцы ручных пулеметов, пистолетов-пулеметов и автоматических винтовок появились тоже во время Первой мировой. В частности, первый пистолет-пулемет Beretta Model 1918 был создан конструктором Тулио Маренгони и поступил на вооружение итальянской армии в 1918 году.

  • Пистолет-пулемет Beretta открыл эпоху легкого автоматического оружия.
    Фото
    Пистолет-пулемет Beretta открыл эпоху легкого автоматического оружия.

Пожалуй, самым заметным новшеством, которое было нацелено на преодоление позиционного тупика, стал танк. Первенцем оказался британский Mark I, разработанный в 1915 году и отправившийся в атаку на немецкие позиции в битве на Сомме в сентябре 1916-го. Ранние танки были медлительными и неуклюжими и являли собой прототипы танков прорыва, относительно устойчивых к огню противника бронеобъектов, поддерживающих наступающую пехоту. Вслед за англичанами танк Renault FT построили французы. Немцы тоже сделали свою машину A7V, однако в танкостроении особенно не усердствовали. Через два десятилетия именно немцы найдут своим уже более проворным танкам новое применение — они станут использовать танковые войска как отдельный инструмент стремительного стратегического маневра и споткнутся о собственное изобретение только под Сталинградом.

  • Танки были еще медленными, неуклюжими и уязвимыми, но оказались очень перспективным видом боевой техники.
    Фото
    Танки были еще медленными, неуклюжими и уязвимыми, но оказались очень перспективным видом боевой техники.

Отравляющие газы — еще одна попытка подавить глубоко эшелонированную оборону и подлинная «визитная карточка» бойни на европейском ТВД. Все началось со слезоточивых и раздражающих газов: в сражении при Болимове (территория современной Польши) немцы применили против русских войск артиллерийские снаряды с ксилобромидом.

  • Боевые газы стали причиной многочисленных жертв, но супероружием не стали. Зато противогазы появились даже у животных.
    Фото
    Боевые газы стали причиной многочисленных жертв, но супероружием не стали. Зато противогазы появились даже у животных.
Затем пришло время газов, которые убивают. 22 апреля 1915 года немцы выпустили на французские позиции у реки Ипр 168 т хлора. В ответ французы разработали фосген, а в 1917 году у той же реки Ипр германская армия применила иприт. Гонка газовых вооружений шла всю войну, хотя решающего преимущества боевые отравляющие вещества не дали ни одной из сторон. Кроме того, опасность газовых атак привела к расцвету еще одного довоенного изобретения — противогаза.

Статья «Битва умов и железа» опубликована в журнале «Популярная механика» (№142, август 2014).

Комментарии

4 комментария