Субмарина-истребитель проекта 705: дерзкая авантюра

Прошло более 20 лет, с тех пор как последняя из лодок проекта 705 была исключена из состава российского ВМФ, а в кругах военных моряков и кораблестроителей по сей день не утихают споры. Чем же на самом деле был проект 705 – прорывом в будущее, опередившим свое время, или дорогостоящей технической авантюрой?
Субмарина-истребитель проекта 705: дерзкая авантюра

В 1959 году, когда уже вышла в море построенная по проекту ленинградского СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») первая советская атомная подводная лодка (АПЛ) «Ленинский Комсомол», а в Северодвинске разворачивалось строительство целой серии подобных кораблей, ведущий специалист этого же СКБ А.Б. Петров выступил с предложением о создании «Малой скоростной подводной лодки-истребителя». Идея была весьма актуальна: подобные лодки нужны были для охоты на субмарины — носители баллистических ракет с ядерными зарядами, которые тогда начинали активно строиться на стапелях потенциального противника. 23 июня 1960 года ЦК и Совмин одобрили проект, которому был присвоен номер 705 («Лира»). В странах НАТО эта лодка стала известна как «Альфа» (Alfa). Научными руководителями проекта стали академики А.П. Александров, В.А. Трапезников, А.Г. Иосифьян, а главным конструктором корабля — Михаил Георгиевич Русанов. Это был талантливый человек с очень нелегкой судьбой: семь лет пребывания в ГУЛАГе, а после освобождения — запрет на въезд в Ленинград. Опытный инженер-кораблестроитель работал в артели по изготовлению пуговиц в Малой Вишере и лишь в 1956 году смог вернуться в Ленинград, в СКБ-143. Начинал он с заместителя главного конструктора АПЛ проекта 645 (этот опыт оказался для Русанова очень полезен).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проект 705
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Битва с титаном

Предназначение новой подводной лодки определяло основные требования — высокие скорость и маневренность, совершенная гидроакустика, мощное вооружение. Для обеспечения двух первых требований лодка должна была иметь предельно малые габариты и массу, самые высокие гидродинамические характеристики корпуса и мощную энергетическую установку, вписывающуюся в ограниченные габариты. Выполнить подобное было невозможно без нестандартных решений. В качестве основного материала для корпуса корабля, а также многих его механизмов, трубопроводов и арматуры был выбран титан — металл почти вдвое легче и одновременно прочнее стали, к тому же абсолютно коррозионностойкий и маломагнитный. Однако он довольно капризен: сваривается только в среде инертного газа — аргона, резать его сложно, он имеет высокий коэффициент трения. К тому же титан нельзя было использовать в прямом контакте с деталями из иных металлов (стали, алюминия, латуни, бронзы): в морской воде он образует с ними электрохимическую пару, что вызывает разрушающую коррозию деталей из других металлов. Пришлось разработать специальные марки высоколегированной стали и бронзы, и специалистам ЦНИИ металлургии и сварки («Прометей») и ЦНИИ технологии судостроения удалось преодолеть эти титановые каверзы. В итоге был создан малогабаритный корпус корабля подводным водоизмещением 3000 т (хотя заказчик — ВМФ — настаивал на ограничении в 2000 т).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проект 705
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надо сказать, что советское судостроение уже имело опыт создания ПЛ из титана. В 1965 году в Северодвинске была построена (в единственном экземпляре) АПЛ проекта 661 с титановым корпусом. Эта лодка, известная как «Золотая рыбка» (намек на ее фантастическую стоимость), по сей день остается рекордсменом по скорости под водой — на ходовых испытаниях она показала 44,7 узла (около 83 км/ч).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сплошные новшества

Еще одним радикальным новшеством стала численность экипажа. На других АПЛ (как советских, так и американских) службу несут по 80−100 человек, а в техническом задании на 705-й проект была названа цифра 16, причем только офицеров. Однако в ходе проектирования численность будущего экипажа подрастала и в итоге достигла 30 человек, включая пять техников-мичманов и одного матроса, на которого возлагалась немаловажная роль кока, а по совместительству дневального-уборщика (изначально предполагалось, что обязанности кока будет выполнять корабельный доктор). Чтобы совместить такую малочисленность экипажа с огромным количеством оружия и механизмов, лодку пришлось очень серьезно автоматизировать. Позднее моряки даже прозвали лодки 705-го проекта «автоматами».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проект 705

Впервые в стране (а вероятно, и в мире) глобальная автоматизация охватывала все: управление движением корабля, применение оружия, главную энергетическую установку, все общекорабельные системы (погружение, всплытие, дифферентовку, выдвижные устройства, вентиляцию и т.д.). Одним из ключевых и очень спорных вопросов при разработке систем автоматики (этим занимался целый ряд НИИ и КБ, в том числе ЦНИИ «Аврора», «Гранит», «Агат») был выбор частоты тока для корабельной электросети. Рассматривались варианты 50 и 400 Гц, каждый имел свои достоинства и недостатки. Окончательное решение в пользу 400 Гц было принято на трехдневном совещании руководителей нескольких причастных к теме организаций при участии трех академиков. Переход на повышенную частоту вызвал немало производственных проблем, но зато позволил заметно сократить габариты электрооборудования и приборов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проект 705

Атомное сердце

И все же основным новшеством, определившим судьбу всего проекта, стал выбор главной энергетической установки корабля. Ею стал компактный атомный реактор на быстрых нейтронах (БН) с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Это позволило сэкономить около 300 т водоизмещения за счет большей температуры пара и, следовательно, лучшей эффективности турбины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проект 705

Первой в мире подлодкой с реактором такого типа стала американская АПЛ Seawolf (1957). Конструкция оказалась не слишком удачной, во время ходовых испытаний произошла разгерметизация первого контура с выбросом натрия. Поэтому в 1958 году реакторы были заменены на водо-водяные, а с реакторами на ЖМТ военные в США более связываться не стали. В СССР предпочли использовать в качестве теплоносителя расплав свинец-висмут, значительно менее химически агрессивный, чем натрий. Но построенной в 1963 году АПЛ К-27 тоже не повезло: в мае 1968 года во время похода произошел разрыв первого контура одного из двух реакторов. Экипаж получил огромные дозы облучения, девять человек погибли, и лодку окрестили «Нагасаки» (кличка «Хиросима» уже была занята К-19 в 1961 году). АПЛ была столь радиоактивна, что не подлежала ремонту, и в итоге в сентябре 1982 года она была затоплена у северо-восточных берегов Новой Земли. К ее «титулам» флотские остряки добавили «вечно подводная». Но и после трагедии К-27 в СССР решили не отказываться от заманчивой идеи использования реакторов с ЖМТ на АПЛ, над их совершенствованием продолжали работать инженеры и ученые под руководством академика Лейпунского.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проект 705

За разработку главной энергетической установки для 705-го проекта взялись две организации. Подольское ОКБ «Гидропресс» создало блочную двухсекционную установку БМ-40/А с двумя циркуляционными насосами. Горьковское ОКБМ выдало установку ОК-550, тоже блочную, но с разветвленным первым контуром и тремя циркуляционными насосами. В дальнейшем обе установки нашли применение на АПЛ 705-го проекта: ОК-550 устанавливалась на лодки, строящиеся в Ленинграде (четыре корабля), а на три лодки, построенные в Северодвинске по варианту проекта 705К, установили БМ-40/А. Обе установки обеспечивали мощность на валу турбины до 40 000 л.с., что позволяло развивать предусмотренную техническим заданием скорость в 40 узлов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проект 705
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самая длинная лодка

Всего АПЛ проекта 705 было построено семь штук, они стали первыми в мире серийными лодками, оснащенными реакторами с ЖМТ. Первая лодка, К-64, заложенная в июне 1968 года в том же старинном эллинге, где за 70 лет до этого строился знаменитый крейсер «Аврора», в декабре 1971 года была передана ВМФ. Основные проблемы опытной эксплуатации были связаны с реактором, который принципиально отличался от хорошо знакомых водо-водяных. Дело в том, что сплав свинец-висмут кристаллизуется при +145°С, и при эксплуатации реактора с таким ЖМТ ни в коем случае нельзя допускать снижения температуры в первом контуре до этого значения. Именно в результате несоблюдения этого условия в трубопроводах одной, а затем и второй петли первого контура стали возникать пробки из застывшего расплава, вернуть который в жидкое состояние было уже невозможно. Произошло «закозление» паропроизводительной установки, сопровождаемое разгерметизацией первого контура и радиоактивным загрязнением лодки, которая в это время стояла у причала на своей базе. Вскоре стало ясно, что реактор безвозвратно загублен, и лодка уже не могла выходить в море. В результате в августе 1974 года она была выведена из состава флота и после долгих дебатов разрезана на две части, каждую из которых было решено использовать для тренировок экипажей и отработки новых технологий. Носовую часть лодки отбуксировали в Ленинград, а кормовая с реакторным отсеком осталась в Северодвинске на судоремонтном заводе «Звездочка». Там же скорбным памятником остался стоять черный крест отрезанного кормового стабилизатора К-64 с горизонтальными и вертикальными рулями. В среде военных моряков и кораблестроителей еще долго ходила шутка-загадка о «самой длинной в мире лодке».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проект 705
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реальная жизнь

Строительство серии, которое уже активно велось в Ленинграде и Северодвинске, было приостановлено, но через пару лет возобновлено, и с 1977 по 1981 год флоту было передано шесть АПЛ 705-го проекта. Эти корабли довольно интенсивно и успешно несли службу в составе Северного флота, вызывая серьезную озабоченность у стран НАТО. Учитывая печальный опыт К-64, на всех серийных АПЛ этого проекта был дополнительно установлен «электрокотел», задачей которого было поддерживать необходимую температуру в первом контуре реактора, когда тот при стоянке АПЛ на базе был выведен на минимальную мощность. Для работы котла требовалось подавать электроэнергию c берега. С этим случались перебои, а поскольку экипажи лодок отчаянно боялись погубить реактор, он поддерживался не на минимальном уровне мощности, что ускоряло выработку ядерного топлива. Кроме того, неудовольствие флотского базового начальства вызывала необходимость организации специальных лабораторий для периодических проверок, регулировок и ремонта автоматики, которой были нашпигованы лодки этого типа. Так что забот береговым службам ВМФ добавилось немало. Все чаще возникали разговоры на тему, что новые корабли, несмотря на уникальные боевые качества, опережают свое время и излишне сложны в обслуживании. Седьмую серийную лодку не стали достраивать, а разрезали прямо на стапеле. К 1990 году все (кроме одной) АПЛ 705-го проекта были выведены из состава флота, прослужив существенно меньше того срока, на который были рассчитаны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проект 705
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Последняя «Альфа»

Ставшая исключением К-123 задержалась в строю до 1997 года вследствие непомерно затянувшегося ремонта после серьезной аварии в 1982 году. Когда лодка находилась в подводном положении в Баренцевом море, на пульте управления в центральном посту АПЛ неожиданно загорелся сигнал «Неисправность реактора». На разведку в необитаемый реакторный отсек отправился лейтенант Логинов, который через минуту доложил, что наблюдает серебристый металл, растекающийся по палубе: это был вырвавшийся из первого контура реактора высокоактивный ЖМТ. Одновременно включился сигнал «Загрязнение реакторного отсека. Покинуть отсек!», и, как вспоминал позже один из членов экипажа, переживший аварию, «о Логинове подумали уже в прошедшем времени». Но Логинов выжил. Выйдя в шлюз, через который реакторный отсек сообщается с остальными помещениями лодки, он оставил там всю одежду и прошел основательную помывку. Реактор был заглушен, АПЛ всплыла, продув свои балластные цистерны. Как установили позже, из первого контура успело вытечь порядка 2 т ЖМТ. Лодка была так загрязнена, что пришедший на помощь крейсер не решался приблизиться к ней, чтобы передать буксирный трос. В итоге трос все же завели при помощи палубного вертолета с того же крейсера. Ремонт К-123, в ходе которого был полностью заменен реакторный отсек, закончился в 1992 году, АПЛ вернулась в строй и благополучно прослужила до 1997 года. С ее списанием бесславно закончилась история проекта 705.

Вася Рогов
Вася Рогов 01 Ноября 2021, 02:22
Лира имела еще одно прозвище,длинное,но,отчасти,справедливое.Вооруженный до зубов бандит с ведром на голове.Почему,да потому,что на больших ходах была слепа. А так лодка превосходная,и, если бы не продажные енералы-атмиралы и паскудники горбачево-ельцины,могли бы еще очень долго держать за вымя пиндосов!!!
Vitalikoc
Vitalikoc 20 Октября 2021, 14:11
А мы в это время мечтали о хлебе
Галина Сороколетова
Галина Сороколетова 26 Мая 2021, 15:04
Проект "Лира" обогнал своё время настолько, как будто рядом с самой первой русской подводной лодкой вдруг всплыла АПЛ, и люди оказались к такому неготовы. Дело, как и всегда, не в технике, а в людях. Сохранись СССР - и лодки этого проекта тоже были бы в составе ВМФ. А что можно было ждать от тех, кто служил в 90-е? Хоть что-то сохранили и не дали совсем развалить армию и флот. Честь им за это и хвала, но "Лиру" мы потеряли, как и почти всех "Акул". Как говорит народная мудрость: "Не до жиру, быть бы живу". Сейчас другие времена, но сил и возможностей, таких, как в СССР, у РФ нет. Может быть, в будущем... Идея жидко-металлического теплоносителя очень привлекательна.
АРТУР САПОГОВ
АРТУР САПОГОВ 02 Мая 2021, 08:24
на сколько К 123 (заказ 105) была загрязнена не знаю, но я служил на ней в ТЭ с весны 1982-го по июнь 1983-го, пока её с Б.лопатки не отбуксировали на ремонт в Северодвинск, в кормовом кольце вентиляции (4,5,6 отсеки после саншлюса) дусты позже нашли что бета золи превышают годовую норму , но тогда она была пришвартована к ПКЗ-29, и мы несли на ней верхнюю вахту, проводили в ней занятия по специальности, отработки по борьбе за живучесть и прочее. Так что не знаю, почему к ней боялся приблизиться СКР, когда мы в отсеках проводили потом столько времени, потом меня перевели на заказ 106, а кому повезло - ушли вместе с 105-м дослуживать на завод в Северодвинск, я имею ввиду личный состав срочной службы
Григорий Коваль
Григорий Коваль 05 Мая 2021, 18:16
Как раз в это время довелось ночевать на ПКЗ.(...не было мест в гостинице и на "Северянке").Обычно места предприятие "бронировало" на 180 суток , а тут...В общем пару ночевок .Утром на пирсе парни в ОЗК выносили и грузили мешки в ГАЗ66.Палуба пирса была размечена мелком - где ходить, а где "летать".На ПРК попросили матроса после турникета тщательно проверить "КРАБОМ", - сказал "чисто". Лодку пришвартовали правым бортом к пирсу, а не к ПКЗ.
Vladislav Volodin
Vladislav Volodin 06 Апреля 2021, 16:24
И что говорить о дорогом вооружении если ветераны не накормлены((((((
Vladislav Volodin
Vladislav Volodin 06 Апреля 2021, 16:22
Флот(океанский флот) может позволить себе только богатая страна, страна с предсказуемым ВНД тк во все времена флот был самым дорогостоящим инструментом внешней политики
Андрей Логинов
Андрей Логинов 06 Апреля 2021, 12:15
Как вам заключительная фраза "С ее списанием бесславно закончилась история проекта 705". О КАК! А ничего, что реально эти лодки держали авианосные группы на нервах? А какой колоссальный опыт получили все: от инженеров "Малахита" до работяг на заводах по всей России? Ни хохлы, ни казахи, ни узбеки ничего для этих лодок не делали - мозгов нет. А адмиралы-генералы наши как всегда... Тупят. Тогда с подогревом теплоносителя профукали. Теперь с дронами. Нафиг им дроны, Армату делай! А как Армата будет против турецких дронов? Не подумали... "Лира"-Альфа - КЛАСС! Теперь водо-водяные реакторы минимальных размеров появились у нас. Надо вернуться к лодкам-автоматам.
cherrybuster
cherrybuster 20 Октября 2021, 21:29
О, дедываевале
Дмитрий Мастеров
Дмитрий Мастеров 29 Марта 2021, 16:35
Жаль, что наши военные не способны дожимать до логиче,кого развития наиболее перспективные проекты. Сама идея атомных противолодочных кораблей логична, считаю их наиболее перспективным противолодочным оружием. А "Альфы" однозначно были гордостью нашего флота. Если бы не боязнь трудностей обслуживания, можно было бы и шумность уменьшить, и реакторы усовершенствовать, и глубину погружения до уровня Комсомольца довести. Как говорится, было бы желание... Но военным лучше проще и больше, чтоб ответственности поменьше и на парадах покрасивее. Также ИС-7 загубили когда-то.
Владимир Митин
Владимир Митин 19 Апреля 2021, 21:49
Наши военные почти никогда не влияли на создание первоклассных проектов пл, особенно это проявляется в начале 2000 гг.
Александр Ожигин
Александр Ожигин 27 Марта 2021, 19:19
"Генерального секретаря" можно легко ассоциировать с названием одной корабельной системы пожаротушения, в качестве огнегасителя использующую фреон (114В2). Быстрее торпед они никогда не были... Амерские торпеды 80-х годов имели скорость порядка 42-43 узла, наши "пароходы" 41.5-42 узла (в зависимости от конкретного корабля), поэтому супостатские торпеды "успешно" сокращали расстояние между кораблями на 1-2 мили в течение часа... Но! Время хода их торпед около 40 минут (могу ошибаться, я не спец по оружию...) Поэтому!!! Главное вовремя "услышать выстрел". И не стали они супер шумными через два года, полный бред! В поисковом режиме шумность была вполне в пределах, а хода в 40 узлов это возможности, в мирное время "не каждый день". Я это не придумал! 12 лет в плавающем экипаже 705-го (инж ОКС. ст.инж ОКС).
Александр Ожигин
Александр Ожигин 27 Марта 2021, 19:19
"Генерального секретаря" можно легко ассоциировать с названием одной корабельной системы пожаротушения, в качестве огнегасителя использующую фреон (114В2). Быстрее торпед они никогда не были... Амерские торпеды 80-х годов имели скорость порядка 42-43 узла, наши "пароходы" 41.5-42 узла (в зависимости от конкретного корабля), поэтому супостатские торпеды "успешно" сокращали расстояние между кораблями на 1-2 мили в течение часа... Но! Время хода их торпед около 40 минут (могу ошибаться, я не спец по оружию...) Поэтому!!! Главное вовремя "услышать выстрел". И не стали они супер шумными через два года, полный бред! В поисковом режиме шумность была вполне в пределах, а хода в 40 узлов это возможности, в мирное время "не каждый день". Я это не придумал! 12 лет в плавающем экипаже 705-го (инж ОКС. ст.инж ОКС).
cherrybuster
cherrybuster 25 Марта 2021, 02:37
Зато вся страна гордо подтиралась газетами
miller_amida
miller_amida 17 Июня 2018, 11:07
Бесславный конец - это с точки зрения авторов журнала TechInsider, который принадлежит американскому издателю. Поэтому ничего удивительного в этой оценке нет...
Golubev
Golubev 02 Февраля 2015, 21:02
"Эти корабли довольно интенсивно и успешно несли службу в составе Северного флота, вызывая серьезную озабоченность у стран НАТО." Как-то не вяжется с "бесславным концом истории пр.705". Уважаемые, эти лодки были быстрее торпед наших противников, этот проект наша заслуженная гордость.
Генеральный Секретарь
Генеральный Секретарь 20 Января 2021, 15:03
Быстрее торпед они были очень недолго. Буквально пару лет. А затем они стали просто ОЧЕНЬ шумными и ОЧЕНЬ сложными в эксплуатации системами. Так что финал этого проекта закономерен. Ему на смену пришли 971е. которые были не такие скоростные, зато по уровню шумов вышли на уровень амерских "Лосей", а на второй серии "Гепардов" их даже превзошли.
trastzp
trastzp 30 Июня 2014, 15:06
Технологии не позволяли)
sosnovsky
sosnovsky 17 Июня 2014, 14:06
почему не использовали Сплав Вуда ?
Sergey Belov
Sergey Belov 20 Октября 2021, 16:08
При чем тут Вуд?