Как надуть российскую армию: Обман

Если вы думаете, что противовоздушный щит России куют, вы ошибаетесь. Его надувают. В небольшом цеху на западе Москвы профессиональные швеи кроят зенитно-ракетные комплексы, танки и самолеты, поступающие впоследствии на снабжение армии и исправно хранящие государственные границы от внешнего врага. В прямом и переносном смысле это можно назвать полным надувательством…
Тим Скоренко
56
125137
  • Имитационный комплект позволяет «надуть» различные модификации зенитно-ракетной системы С-300 — транспортируемую С-300ПТ, модернизированную С-300ПМ и их разновидности. Все зависит от того, какие модули надувать и как размещать на позиции.
    Имитационный комплект позволяет «надуть» различные модификации зенитно-ракетной системы С-300 — транспортируемую С-300ПТ, модернизированную С-300ПМ и их разновидности. Все зависит от того, какие модули надувать и как размещать на позиции.
  • Точная копия Даже в «непокрытом» состоянии надувной самолет уже с сотни метров довольно трудно отличить от настоящего — выдают разве что мелкие детали (слегка подогнутое шасси, подпорка под носовой частью). А в боевых условиях макеты покрыты маскировочной сеткой и оборудованы средствами тепловой и радиолокационной имитации — это позволяет обмануть даже самую въедливую и технически подкованную разведку потенциального противника.
    Точная копия Даже в «непокрытом» состоянии надувной самолет уже с сотни метров довольно трудно отличить от настоящего — выдают разве что мелкие детали (слегка подогнутое шасси, подпорка под носовой частью). А в боевых условиях макеты покрыты маскировочной сеткой и оборудованы средствами тепловой и радиолокационной имитации — это позволяет обмануть даже самую въедливую и технически подкованную разведку потенциального противника.
  • Воздухопроницаемость Существуют нормы воздухопроницаемости материалов, применяемых в танковом надувательстве. Заданный объем воздуха должен проходить через ткань за определенное время — для проверки этого параметра используются специальные приборы.
    Воздухопроницаемость Существуют нормы воздухопроницаемости материалов, применяемых в танковом надувательстве. Заданный объем воздуха должен проходить через ткань за определенное время — для проверки этого параметра используются специальные приборы.

Имитационные макеты военной техники нужны и на войне, и в мирное время. В первом случае они служат для дезинформации противника и отвлечения его сил и средств от реальных объектов. Еще во времена Второй мировой войны использовался простой и надежный метод обмана: вражеская авиация видит советские танки на позициях и атакует, расходуя боеприпасы на их уничтожение. Позиции оказываются ложными, а танки — деревянными макетами в натуральную величину. В то же время самолеты противника обнаруживают себя — и на них обрушивается огонь тщательно замаскированных зениток.

В мирное время макеты военной техники могут использоваться на учениях в качестве элементов мишенной обстановки. Правда, чаще эту роль выполняют настоящие танки и БТР — отслужившие свое, списанные. Но это не отменяет полезности макетов.

Традиционно имитационные макеты военной техники изготовлялись (да и сегодня изготовляются рядом предприятий) из дерева или металла. Это накладывает определенные ограничения — в частности, по массе и транспортабельности. К примеру, классическая современная имитационная модель танка Т-72 — это ИМТ-72 производства компании «Минотор-сервис». Будучи весьма неплохой системой, имитирующей не только внешний вид, но также радиолокационную и тепловую сигнатуру танка, она весит, по утверждению производителя, не более 3,5 т, то есть в 12 раз легче настоящей боевой машины. Тем не менее за пять минут в одиночку такое устройство не установишь, а в развернутом состоянии его транспортировка крайне трудна. Тут-то и вступают в свои права надувные танки.

Зенитно-ракетное надувательство

Огромная пусковая установка ЗРК С-300 в надувном исполнении весит всего 100 кг. Четыре солдата могут развернуть ее за 5−6 минут (в нормативе указано 20, но это с учетом сложности обстановки), да и перевозка ее с места на место не составляет особого труда. Танк еще легче, всего 45 кг. Поэтому дела у производителя означенных боевых машин — компании «Русбал" — идут в гору: ряд ее надувных разработок уже вовсю поставляется в Российскую армию.

Начиналось все в далеком 1993 году с аэростатов и надувных детских аттракционов. В середине 1990-х гендиректору «Русбала» Александру Таланову пришла в голову мысль о возможности сотрудничества с «оборонкой». Процесс переговоров был непростым, в первую очередь из-за невозможности доказать эффективность надувных макетов. Военные помнили о советском опыте изготовления подобных средств имитации- преимущественно неудачном. Но Таланов не сдавался, и в результате «Русбал» стал первой частной российской компанией, сумевшей заключить контракт с вооруженными силами.

Впрочем, сначала был не контракт, а договор о научно-исследовательских работах под строгим контролем военных специалистов из инженерных войск. Потом последовали заказы на имитацию конкретного вооружения: зенитно-ракетного комплекса С-300, танков и самолетов, затем — приказ о принятии на снабжение. И лишь после этого — коммерческое сотрудничество. Пройдя через все бюрократические преграды, «Русбал» стал единственным поставщиком надувной техники для нужд Российской армии.

К слову, пневматический макет — это не просто визуальная имитация. Изнутри он снабжен металлизированными покрытиями (это позволяет решить проблему заметности «подложного» танка в радиолокационном диапазоне), для обмана тепловизоров установлены небольшие теплогенераторы в местах, где танк должен иметь повышенную температуру (например, в районе моторно-трансмиссионного отделения и выхлопных дюз), а обязанные бликовать поверхности обшиваются светоотражающими материалами. Многие сторонние наблюдатели придираются к невысокой детализации моделей. «Она и не нужна, — говорит директор по маркетингу Виктор Таланов. — Обычно макеты затягиваются сверху маскировочным покрытием, к тому же с расстояния в 300 м заметить разницу невооруженным глазом уже невозможно, несмотря на низкую детализацию. А больше ине требуется».

Конечно, развернуть комплекс из десятка макетов за 20 минут — это одно, а вот обеспечить полную достоверность — уже другое, более сложное дело. В частности, к месту дислокации надувного С-300 обязательно должны вести следы гусениц и колес (они прекрасно читаются своздуха), а размещение должно быть тщательно просчитано: малейшая неточность в расположении машин может привести к обнаружению обмана. Но это уже работа военных.

Техническая сторона

Прежде чем приступить к созданию новой модели, специалисты тщательно исследуют образец. Чаще всего обмерять все детали приходится самим — на «живом» танке, потому что не все требуемые параметры удобно снимать с военных чертежей. Изнутри макет представляет собой сложную систему соединений и нервюр: если просто сделать танк полым, он надуется в форме шарика (ну, почти). Заполнение воздухом происходит через одно отверстие, поэтому в нервюрах предусмотрены газовые связи — каналы для пропуска воздуха из одного отсека танка в другой.

Над каждой моделью работает целое конструкторское бюро, но на стадии испытаний случаются порой смешные ошибки в расчетах и раскройке. Никто не может точно предсказать результат первого надувания новой разработки.

Главное ноу-хау «Русбала» — постоянная подкачка. Резиновые модели советского времени имели ряд серьезных недостатков, связанных с необходимостью обеспечить герметичность. Первым недостатком был вес под тонну, что сводило на нет многие преимущества надувной имитации. А вторым — низкая надежность макета. Случайная пуля во время учений или даже простой сучок — и все, танк оседал на землю.

Макеты делают из полиэфирных тканей типа «Оксфорд 210» и"Оксфорд 420» с полиуретановым покрытием. Это стандартные ткани, широко используемые при изготовлении палаток, тентов, павильонов, шатров, а также походной одежды и сумок. Популярность синтетических тканей с герметизирующим покрытием объясняется их дешевизной. Но главное- такой материал легок, в отличие от тканей, необходимых для применения гермотехнологии «надул и заткнул».

Постоянная подкачка обеспечивает высочайшую «стойкость» макета. Ему не страшны пулевые попадания и мелкие проколы. Конечно, некий предел есть — если вырезать дыру полуметрового диаметра, то танк несколько обмякнет или сдуется. Собственно, и сам по себе «Оксфорд» пропускает воздух, поэтому оставленный без подкачки макет постепенно осядет в любом случае. Существуют определенные нормативы по количеству пропускаемого воздуха в единицу времени — ткань для каждого макета тщательно проверяется.

Еще один плюс такой технологии — высокая ремонтопригодность. «Был случай, — рассказывает Виктор Таланов, — приехали мы в Смоленск демонстрировать макет самолета МиГ-31. Надуваем, а у него огромная дыра в крыле. Заклеить невозможно. Мы тут же попросили солдат зашить крыло с помощью ниток (у них всегда есть с собой — воротнички подшивать). И что вы думаете? Отлично держало давление, демонстрация удалась».

Детали макетов сшиваются с помощью обычной швейной машинки. В принципе, технология позволяет не проклеивать швы, но для улучшения показателей этой процедуре модели также подвергаются.

Модельный ряд

В модельном ряду «Русбала» есть два самолета (Миг-31 и Су-27), два танка (Т-72 и Т-80), отдельная башня от Т-34−85, зенитная ракетная система С-300 и комплекс 9К79−1 «Точка-У». Возникает вопрос: зачем создавать имитацию устаревшей «тридцатьчетверки»? Дело в том, что некоторые макеты через Рособоронэкспорт поступают в страны, где старые советские танки все еще стоят на вооружении. Т-34 и по сей день охраняют безопасность Вьетнама, Гвинеи, КНДР, Кубы. Недавно проходили переговоры с представителями Индии, которые хотели заказать надувную имитацию комплекса С-75, давно снятого с вооружения в России, но активно применяемого в Азии.

Заказать макет может не только «оборонка». «Русбал» — коммерческая организация, и любое частное лицо имеет право купить и поставить у себя во дворе имитацию ракетного комплекса или военного самолета. Расцветку можно выбрать какую душе угодно; особой любовью публики пользуется розовый танк Т-72. Недавно Новая Зеландия заказала надувной Т-80 в «гражданской» раскраске для какого-то праздника.

Использовались ли надувные макеты в реальных боевых действиях, точно не скажет никто, ведь в случае утечки подобной информации имитация потеряет смысл. Даже представители компании не владеют этими данными. Впрочем, просачивались слухи о том, что имитация «Точки-У» применялась в ходе грузино-осетинского конфликта. Однако официально подтверждено участие надувной армии только в учениях.

Иногда возникают забавные ситуации, связанные с высокой реалистичностью моделей. Однажды представителей компании пригласили принять участие в крупномасштабных боевых учениях. Специалисты разместили неподалеку от лесной опушки все машины комплекса С-300, а ракетные контейнеры для пущей правдоподобности подняли в боевое положение (конструкция позволяет). Через несколько минут в генштаб учений прибежал взмыленный генерал ВВС, который потребовал от ПВО срочно опустить ракеты, потому что такие шуточки угрожают безопасности полетов. Убедить генерала в том, что С-300 надувной, так и не смогли — пришлось выполнять приказ.

Подвижность многих деталей макетов позволяет избежать шаблонной имитации. Башни танков можно вращать, стволы — поднимать и опускать, люки — открывать и закрывать, некоторые элементы (например, топливные баки) снимать для имитации различных модификаций боевой машины.

Помимо пневматических имитаций, можно заказать легкие макеты, представляющие собой натяжные тканевые конструкции (так называемые плоские макеты). Они гораздо дешевле надувных и более просты в изготовлении, но имеют ограничения по количеству воспроизводимых демаскирующих признаков и эффективны только от разведки оптическими средствами.

В условиях современной войны противника часто бывает проще и дешевле «надуть», чем одолеть в честном бою. Поэтому смело можно утверждать, что в швейном цеху «Русбала» куется оборонный щит России. Интересно, дойдут ли когда-либо технологии до такого уровня, что надувные ракетные комплексы послужат не только обороне, но и нападению? Но, если честно, хочется, чтобы нужды в подобном «вооружении» больше никогда не возникало.

Пределы есть

  • Гламурно-розовый танк сделан по заказу продюсерского центра «Тату» на базе стандартной модели Т-72. В принципе, от настоящего боевого макета игрушку отличает только необычная раскраска и торчащий из дула цветочек: лекала одни и те же, просто ткань разная.
    Гламурно-розовый танк сделан по заказу продюсерского центра «Тату» на базе стандартной модели Т-72. В принципе, от настоящего боевого макета игрушку отличает только необычная раскраска и торчащий из дула цветочек: лекала одни и те же, просто ткань разная.
  • В модельном ряду компании два танка — Т-72 и Т-80 (на иллюстрации). Корпус и башня танка — отдельные части, что позволяет надувать их и переносить с места на место независимо друг от друга.
    Танки и башни
    В модельном ряду компании два танка — Т-72 и Т-80 (на иллюстрации). Корпус и башня танка — отдельные части, что позволяет надувать их и переносить с места на место независимо друг от друга.

Надувная машина может быть практически любых размеров. Естественно, чем она больше, тем более сложную внутреннюю структуру приходится разрабатывать, тем труднее ее разворачивать. «Сделать можно что угодно, — говорят инженеры.- К нам приходили заказчики, заинтересованные в постройке 120-метрового аэростата. Мы с трудом убедили их, что это выбрасывание денег на ветер. Надувной дирижабль таких размеров будет весить около тонны, надувать его будет крайне сложно, а летные качества оставят желать лучшего. Поднимать подобную махину можно лишь при полном штиле, а несколько пробных полноразмерных экземпляров явно придется ‘убить' на испытаниях». При больших объемах растет и точечная нагрузка на швы. Например, аэростат длиной 12 м нельзя делать из «Оксфорда 210» — придется использовать более плотный материал с усиленными швами.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№105, июль 2011).

Комментарии

56 комментариев