Вы когда-нибудь управляли домом? Я хочу спросить, вы знаете, как быстро он набирает скорость, как ведет себя в поворотах, насколько хорош на бездорожье? Редакция «ПМ» решила удовлетворить свое и ваше любопытство и взяла на прокат Hymer Exsis.

Взять легковой автомобиль на тест-драйв проще простого: берете документы, ключи от машины, садитесь в нее и уезжаете. Никаких консультаций: обычно все функции понятны без инструкций. Но прежде чем отправиться в путешествие на автодоме, мы решили как следует изучить его устройство. Выяснилось, что при большом желании в нем можно жить, как в обычной квартире. Разве что придется время от времени менять баллоны со сжиженным газом, пополнять резервуар для воды объемом 100 л, сливать использованную воду и опорожнять кассеты биотуалета. Правда, для действительно комфортной жизни в автодоме необходимо, чтобы Hymer более-менее регулярно ездил или подключался к электросети 220 В. В странах, где караванинг популярен, повсюду можно найти специально оборудованные стоянки для автодомов и караванов — кемпинги, сухопутную разновидность эллингов. Кстати, красивые слова «сухопутная яхта», которыми производители автодомов часто называют свои автомобили, вполне уместны. Путешествие на такой машине действительно сродни яхтенному круизу, причем салон автодома чрезвычайно напоминает каюту яхты. Но у него есть и свои преимущества: например, только в самых роскошных яхтах высокий человек может ходить в полный рост, так же, как в нашем простеньком автодоме.

Любопытно, что в автодоме можно жить как летом, так и зимой. Для отопления салона предусмотрен комбинированный обогреватель-бойлер, а стенки кузова, крыша и пол имеют надежную теплоизоляцию. Крыша в Exsis выполнена из двухслойного армированного стеклопластика с пенополиуретаном, а пол имеет 30-мм изоляцию. Для защиты от солнцепека и комаров в летнее время предусмотрены затемняющие и противомоскитные жалюзи на окнах. Разумеется, есть и холодильник, который может работать от газа, от бортового аккумулятора 12 В (при движении) и от сети 220 В (при подключении автодома к розетке).

Но ознакомлением с внутренним убранством автодома наш инструктаж не исчерпывается. Прежде чем отпустить нас «в свободное плавание», представитель прокатной компании предупреждает: «Только будьте осторожны: на поворотах помните, что это машина с высоким центром тяжести, и самое главное — никогда не забывайте, что ее высота 3 метра!» Для управления автодомом Hymer Exsis, как и многими другими, требуются обычные легковые «права» категории B, но опыт вождения грузовика тут явно не помешает. К внушительным размерам машины надо привыкнуть.

Мы едем, едем, едем

Аккуратно «сдаем задом» и отправляемся в путешествие. По буквам FIAT на рулевом колесе узнаем, что наш автомобиль — это сильно переделанный фургон Fiat Ducato. Но не все Hymer изготовлены на базе итальянского шасси: есть модели на шасси Ford, Mercedes и Renault. Последние, правда, в Россию не поставляются: для дизелей Renault российское дизтопливо считается слишком «грязным». А вот силовая установка у всех машин принципиально одинаковая: дизельный двигатель и механическая коробка передач. Для машины, на которой путешествуют, расход топлива принципиально важная характеристика: поэтому на автодома не устанавливают ни бензиновые двигатели, ни автоматические коробки. Хотя на некоторые автодома, особенно созданные на шасси Mercedes, можно установить и автомат. В достоинствах такой комбинации мы убедились на личном опыте: проехав около 300 км по загородным дорогам и 100 км по городу, мы сожгли не более 40 литров солярки.

Понравились и скоростные возможности машины. На двухполосном загородном шоссе наш Hymer вел себя молодцом. Конечно, нас периодически обгоняли, но чаще обгоняли мы. А по автомагистрали мы временами двигались со скоростью 130 км/ч, но разрешенные 110 км/ч все же наиболее комфортная скорость.

А вот проходимость автодома показалась нам недостаточной. После дождя мы спустились на нем к берегу озера, чтобы провести фотосъемку, а вот выехать оттуда без посторонней помощи не смогли. Переднеприводный автомобиль буксовал на мокрой траве. Когда мы рассказали об этом случае специалистам Hymer, те объяснили, что опытные караванеры обычно возят с собой цепи противоскольжения или лебедки, чтобы не попасть в такую ситуацию. Но почему бы просто не сделать Hymer полноприводным? Оказалось, что производители шасси не одобряют такую инициативу: крупногабаритный автодом неоднозначно реагирует на значительные скручивающие нагрузки, передающиеся на кузов в случае полного привода и бездорожья, что может повлиять на безопасность. Поэтому колесная формула всех нынешних автодомов Hymer — 4x2.

Машина для пассажира

Надо признаться: я сильно пожалел, что вызвался быть водителем автодома. Высокая посадка, внушительные размеры… Уверен, что некоторые читатели с удовольствием побывали бы на моем месте: ведь, как известно, дальнобойщиком мечтают стать многие дети. Но когда твои пассажиры достают из холодильника охлажденное пиво, раскладывают стол, в общем, устраивают самое настоящее застолье, быть у руля — сомнительное удовольствие. Зато водитель автодома — настоящая звезда российских дорог. Пока еще экзотический для Москвы Hymer привлекал к себе больше внимания, чем иные суперкары. На парковках у магазинов меня постоянно окружали любопытные прохожие. Некоторые незнакомцы даже пытались влезть в него. Так что периодически приходилось объяснять, что пока это частная собственность, а вовсе не музей-квартира.

Опробовав автодом и понаблюдав, какой интерес проявляют к нему наши граждане, мы не сомневаемся, что в России у караванинга большое будущее. Но для этого надо преодолеть замкнутый круг. Пока автодомов в стране немного, инвесторы не торопятся расширять необходимую инфраструктуру. А пока нет развитой инфраструктуры, покупатели не спешат выкладывать деньги за автодома. Но надежда есть — на дворе царит романтичная эпоха энтузиастов и пионеров.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2006).