Этой весной cамая модная тема в очередях на шиномонтаж — новые шины Run Flat. Еще бы, можно забыть о домкрате, запасном колесе и монтировке. Правда, и заплатить за четыре шины придется как за пять. «Популярная механика» попыталась разобраться, не пора ли спешно менять шины на новые.

Когда на рубеже XIX и XX столетий на автомобили начали устанавливать пневматические шины, не все встретили эту инновацию на ура. Владельцев первых автомобилей с пневматическими шинами преследовали проколы, и стоящие на обочине машины служили не лучшей рекламой такого колеса. Несмотря на то, что пневматические шины во всех других отношениях были предпочтительней, многие продолжали ездить по старинке на цельнорезиновых колесах. Но пневматические шины победили, и горячие споры о том, какое выбрать колесо — прокалываемое или непрокалываемое, — ушли в историю, для того чтобы вернуться спустя столетие.

Сторонники шин, не боящихся проколов, теперь из консерваторов превратились в носителей прогресса. «О чем вы, — вопрошают они, — какая запаска и домкрат: на дворе XXI век!» И хотя в пользу обычных шин говорят меньший вес, более низкий расход топлива и ремонтопригодность, можно не сомневаться, что увидеть на обочине дамочку, безуспешно пытающуюся сменить колесо, скоро будет практически нереально. Выпуск покрышек Run Flat недавно освоило большинство известных шинных производителей.

Беспрокольные

Идея беспрокольных шин не нова: их то заполняли вместо воздуха вспененной резиной, то заливали внутрь герметик, то вставляли пластиковый бублик, то делали специальные колесные диски.

Однако дальше спецавтомобилей (броневиков, лимузинов и т. д.) эти решения не продвинулись — уровень комфорта и управляемости не шел ни в какое сравнение с шинами классической конструкции. Например, в далеком 1934 году компания Goodyear предлагала систему LifeGuard, представляющую собой дополнительную защитную камеру внутри шины, позволяющую при проколе сохранить управляемость и съехать на обочину. Гораздо позже, в начале 1990-х годов, компания Michelin предложила более успешную систему PAX: внутри специального диска размещалось опорное кольцо, на котором в случае прокола можно было докатить до ближайшего шиномонтажа. Надо отметить, что эта система до сих пор держит рекорд — на полностью спущенных шинах можно проехать 200 км со скоростью 80 км/ч. По крайней мере, так утверждает производитель. Применение PAX возможно только на специально омологированных автомобилях — к слову, всего их одиннадцать, включая такие, как Bugatti Veyron, Volkswagen Phaeton и Mercedes Classe S. В общем, крайне узок их круг, страшно далеки они от народа. Что-то подобное придумала и немецкая компания Continental. В системе ContiSupportRing спущенное колесо также опирается на специальное кольцо, которое монтируется непосредственно на обод. В частности, такие шины можно заказать как опцию к автомобилям Maybach. Назвать эти технологии «народными» язык как-то не поворачивается.

Езда на дырках

Первой приемлемое решение предложила в 1992 году компания Goodyear. Смысл новой технологии EMT (Extended Mobility Technology) заключался в увеличении жесткости боковин шин. При проколе колесо продолжало двигаться на жестких боковинах. Самое главное, что для этого не требовались специальные диски. Десятилетие ушло на доведение технологии до ума: разработку оптимального состава боковых вставок, чтобы они могли выдерживать вес автомобиля, и спиралевидного нейлонового слоя под протектором, помогающего избежать перегрева спущенной шины на большой скорости. Заодно компания заменила трудное для понимания название «Технология продленной мобильности» на RunOnFlat Р «Езда на проколах». Технология оказалась на редкость удачной — большинство конкурентов тут же выпустили аналогичные шины: у Michelin технология получила название ZP, у Continental — SSR, у Pirelli — Eufori и у Dunlop — DSST. Но общее название технологии сохранилось, исчез лишь предлог «on» — Run Flat.

Катаемся

Надо сказать, технология Run Flat не в пример демократичнее, чем ее предшественники. Для того чтобы ее опробовать, нам не пришлось разыскивать уникальный Maybach — обошлись самым дешевым BMW первой серии. В школе водительского мастерства BMW на Ходынском поле нам бесплатно дали покататься на такой машине с шинами Goodyear RunOnFlat, которые для BMW идут в первичной комплектации. Затем мы спустили два колеса с одной стороны и стали накручивать круги по окрестным дорогам. Определить, что шины спущены, нам удалось, только отпустив руль — автомобиль стал слегка уходить в сторону колес со спущенными шинами. Никаких дополнительных ощущений мы так и не получили. Тут, кстати, кроется и подвох. Поскольку водитель не замечает, что шины проколоты (внешний осмотр также не дает никаких результатов), он будет продолжать ехать на них, а ведь технология не вечна — компания гарантирует 80 км безопасного пробега при скорости 80 км/ч. Поэтому эксплуатация таких шин разрешена только на автомобилях, оборудованных системами контроля за давлением в шинах. Кстати, настоящими датчиками давления снабжаются только относительно дорогие автомобили. Наш BMW первой серии этот контроль ведет опосредованно, отслеживая работу системы ABS — спущенные шины начинают вести себя все-таки немного не так. Тем не менее за двадцать минут езды на спущенных шинах наша система так и не среагировала. Наверное, потому что погода была мерзкая и скользкая — колеса и так работали неравномерно. Специалисты уверили нас, что, если бы мы поездили подольше, система все-таки выдала бы предупреждение.

Много интересного про новые шины рассказали и инженеры BMW. К примеру, они не рекомендуют ставить их на неподготовленные автомобили. Бесплатного сыра не бывает — усиленные боковины делают шины Run Flat более жесткими по сравнению с обычными, что приводит к увеличению нагрузки на подвеску. Поэтому автомобили BMW с шинами RunOnFlat в первичной комплектации выпускаются с усиленной адаптированной подвеской. Словом, отказываясь от пятого колеса в багажнике, мы жертвуем комфортом.

Гораздо дальше

Тестировать шины всех производителей вряд ли имело смысл — это уже сделали наши коллеги из итальянского журнала Quattroruote. Они взяли два Mini, два BMW 1-й серии и один Volvo S60, обутые в шины Run Flat: Dunlop, Goodyear, Continental, Michelin и Pirelli; полностью спустили на каждом переднюю правую шину и совершили пробег из Милана в Болонью и обратно — почти 1000 км! Так вот, выдержали ВСЕ шины, причем небольшое ухудшение управляемости было замечено лишь при торможении и экстренных маневрах. Журнал констатировал, что без Run Flat водителю гарантированно пришлось бы выйти из машины и совершить

какие-то действия: поставить докатку или закачать в шину герметик. В общем, впечатления итальянцев совпали с нашими.

Ложка дегтя

Самый большой недостаток состоит в том, что все производители, за исключением Goodyear и Dunlop, не разрешают ремонтировать Run Flat, даже если после прокола на них проехали несколько километров! Доехал — выбросил! Конечно, получается довольно дорого, но производители исходят из статистики, согласно которой средний европеец прокалывает шину раз в 10 лет. Второй недостаток — это как раз необходимость установки системы контроля за давлением в шинах и настройка подвески. Ну, и цена на 20% выше. Так что решайте сами, менять или не менять.