В век гибридных двигателей и компьютерных коробок передач наибольшее удовольствие искушенному водителю по‑прежнему доставляют чисто механические автомобили.

В конце прошлого века фильмы и компьютерные игры об уличных гонках создали у многих автомобилистов ошибочное ощущение, что дешевую малолитражку с помощью тотального тюнинга можно превратить в спортивный болид с характеристиками гоночной формулы. Спортивные купе ненадолго исчезли из автосалонов и с городских улиц — они просто вышли из моды.

Приятно сознавать, что традиции настоящих спортивных автомобилей возрождаются. Продолжением рода легендарных моделей стали новые Toyota Celica и Mazda RX-8, компания Volkswagen анонсирует родстер, который может стать идеологическим потомком Scirocco и Corrado. Гоночные повадки Nissan 350Z, на котором нам лично довелось покататься, японские инженеры оттачивали на легендарной «Северной петле» Нюрбургринга, немецкой трассе, ставшей испытательным полигоном для лучших суперкаров мира. Разобраться, что на самом деле представляет собой новый Z-car — настоящий спортивный снаряд или всего лишь очередное имиджевое авто, — нам помог руководитель Школы искусства вождения Driving Art и чемпион России 2004 года по ралли Геннадий Брославский.

«Прекрасная леди»

Первый Z-car своим появлением на свет во многом обязан двум слагаемым: приобретению в 1966 году компанией Nissan небольшой фирмы Prince и участию в проекте выдающегося менеджера. Ютака Катаяма, основатель американского отделения компании Nissan, был большим поклонником американского стиля жизни. Именно он убедил руководство компании в необходимости ориентироваться на американский рынок. В октябре 1969 года в продажу поступил новый 240Z, комфортабельный скоростной снаряд для хайвеев Нового Света.

Передовым техническим оснащением 240Z был обязан инженерам бывшего авиазавода Prince. На японский вариант Z-car устанавливался 2-литровый 6-цилиндровый двигатель от модели Prince Skyline, машина предназначалась для омологации FIA и участия в гонках. Американский Datsun 240Z оснащался одновальным мотором 2,4 л, простым и надежным. Автомобиль имел независимую подвеску всех колес, легкий несущий кузов. По ездовым качествам он существенно опережал лежащий в его основе концепт-кар A550X, имеющий рамную конструкцию и зависимую подвеску задних колес. А ведь дизайн A550X принадлежал перу самого графа Альбрехта Гертца, участвовавшего в разработке легендарного родстера BMW 507 и Porsche 911.

Коммерческий успех 240Z превзошел все ожидания: в Америке «Ferrari для бедных» сразу стал дефицитным товаром и перепродавался за $4000 при цене официального дилера $3526. Продажи подстегивались регулярными победами Z-car в гонках и периодическими модернизациями модели. К примеру, в 1974 году двухместный автомобиль получил заднее сидение, а объем двигателя был увеличен до 2,6 л — так появился Datsun 260Z. В 1970-м мощность двигателя возросла до 170 л.с., автомобиль получил 5-ступенчатую трансмиссию.

Новое поколение Z-car — Datsun 280ZX — увидело свет в 1979 году. Тогда же более комфортабельный и динамичный японец был продан в количестве 86 007 экземпляров, за что получил титул «Импортного автомобиля года» от американского журнала Motor Trend. Вскоре 280ZX обзавелся кузовом «тарга» и турбонаддувом. Машина четвертого поколения (модель 1984 года) продолжила успехи предшественников.

Трудно поверить, что Nissan 300ZX, четвертая генерация легендарного спорткара, появился в 1990 году. Дизайн машины не кажется устаревшим и в наши дни, многие до сих пор мечтают именно об этой модели. Авто оснащалось 3-литровым двигателем, который при помощи турбонаддува выдавал заветные 300 л.с.

Японские купе получили имя Fair-lady по воле президента компании Кацуджи Кавамата, посетившего в 1959 году знаменитый бродвейский мюзикл My Fair Lady. Катаяма, считавший, что женственное название для спорткара не будет оценено в США, не смог убедить в этом главу фирмы. По его дерзкому приказу шильдики Fairlady Z были сорваны с машин буквально на пороге американских салонов и заменены на лаконичные буквенно-цифровые обозначения 240Z. С тех пор все Z-car в Японии называются Fairlady, а в Европе и Америке носят цифровые индексы. Это в полной мере относится и к новейшему Nissan 350Z.

Тесная роскошь

Снаружи Nissan — комок мускулов, сгусток энергии. Длинный капот, стремительные линии узких каплевидных окон, продолжающиеся в контурах задних фонарей, сильно выступающие крылья создают впечатление, что массивный хищник прижимается к дорожному полотну. Сложная оптика ксеноновых фар, лаконичные грани дверей и вертикальные металлические дверные ручки напоминают, что перед нами продукт высоких технологий. Сквозь спицы 18-дюймовых колесных дисков просматриваются оранжевые, в цвет кузова (!) тормозные суппорты с заветной надписью Brembo — 4-поршневые спереди и 2-поршневые сзади.

Посадка в Z-car напоминает о пользе утренней зарядки. Проникнув внутрь, оказываешься в приятно тесных объятиях массивной дверной панели, центральной консоли и высокого центрального тоннеля. В широком кожаном кресле с развитой боковой поддержкой будет особенно удобно крупным людям. В 350Z без труда сможет поместиться очень высокий водитель (рост Геннадия Брославского — 192 см), однако даже человек среднего роста не сможет расположиться вальяжно и расслабленно — посадка в Z-car заставляет пилота сосредоточиться, сконцентрироваться на управлении машиной. Обзорность в 350Z — как в самом бескомпромиссном суперкаре: хорошо видно только вперед, боковому обзору мешают низкий потолок, узкие окна и толстые стойки, а почти горизонтальное заднее стекло позволяет выезжать задним ходом только по памяти.

За сидениями водителя и пассажира расположены… сабвуфер, перчаточный ящик и багажник. Даже символического заднего сидения здесь нет, да и расположение передних кресел подбиралось с учетом влияния массы людей на развесовку автомобиля. На крышке крохотного багажника остроумные инженеры прикрепили инструкцию о том, как разместить в нем две сумки для гольфа.

Дизайн интерьера гармоничен

и продуман до мелочей. В нем присутствуют традиционные элементы спортивного стиля — трехспицевый руль, металлические накладки педалей, утопленные в отдельные «чашки» приборы с центральным расположением тахометра и светодиодом ограничителя оборотов, дополнительные приборы на центральной консоли (вольтметр, указатель температуры масла и дисплей бортового компьютера), повернутые к водителю. В то же время Nissan не кичится своей спортивностью — никаких белых приборных шкал и панелей «под карбон». Ведущий дизайнер интерьеров Nissan Широ Накамура говорит, что потратил на проработку салона Z-car намного больше времени, нежели на другие модели. В качестве напоминания о легендарном прошлом модели по всему салону рассыпаны буквы «Z» — знак красуется на ступице руля, вышит на ковриках и даже встроен в дефлекторы климат-контроля в дверях.

Nissan радует владельца оригинальными техническими решениями. Например, приборная панель перемещается вместе с рулевой колонкой при регулировке высоты руля, благодаря чему баранка никогда не загородит приборы. Указатели поворотов, свет и дворники управляются необычными короткоходными рычагами, климат-контроль — эргономичными кольцами, а круиз-контроль, как водится, кнопками на руле. Форсунки омывателей ветрового стекла расположены непосредственно на стеклоочистителях и перемещаются вместе с ними, поливая все стекло. При нажатии на небольшую кнопку на панели перед пассажиром она выдвигается и, как бутон, раскрывается в подстаканник.

При всем этом Nissan прост и общителен. Он позволяет водителю чувствовать, что происходит со всеми узлами авто в любой момент времени. На центральной консоли в Z-car располагается не компьютерный дисплей, а высококлассный музыкальный центр Bose с активным шумоподавлением и классическими органами управления. Великолепный короткоходный рычаг 6-ступенчатой механической КПП перемещается с заметным усилием и настолько точен, что позволяет на ощупь почувствовать, как в коробке смыкаются синхронизаторы. Легкая незадемпфированная педаль акселератора предоставляет в распоряжение водителя сразу все 280 лошадок, а тугая педаль тормоза дает возможность с филигранной точностью дозировать тормозное усилие. Длинноходное и не слишком информативное сцепление — необходимость при такой мощности двигателя: диски должны смыкаться с большим усилием.

Завожу мотор. На холостых оборотах в салоне сохраняется тишина — лишь дрожание рычага КПП выдает оживший под капотом мотор.

Стандартный заряд

Nissan 350Z изначально разрабатывался как машина, управляемость которой позволяет не только обставить всех со светофора, но и не уступить на гоночной трассе, изобилующей поворотами. Двигатель Z-car расположен в базе, за передней осью. 250-сильный 3,5-л мотор, известный по другим моделям Nissan, был доработан: установлены облегченные поршни и шатуны, по‑новому настроены системы впуска и выпуска. В итоге с двигателя сняли 280 л.с. ценой работы на 98-м бензине, обеспечив полуторатонной машине отличную энерговооруженность: до сотни Nissan разгоняется за 5,9 секунд. Мотор на Z-car приводит задние колеса через карданный вал из углепластика, а не растерять драгоценный крутящий момент в повороте помогает самоблокирующийся дифференциал.

Аэродинамический обвес 350Z обеспечивает коэффициент лобового сопротивления Cx 0,29 и нулевую суммарную подъемную силу. При этом с ростом скорости растет прижимная сила на передней оси, и, в меньшей степени, подъемная — на задней. Дополнительной загрузкой передних колес достигается еще большая острота управления.

Подвеска колес — независимая многорычажная. Особое внимание уделено жесткости кузова: в стандартное оснащение входят распорки, соединяющие опоры стоек спереди и сзади. Задняя распорка делит пополам и без того маленький багажник и просматривается сквозь заднее стекло.

Разумеется, столь мощный автомобиль обязательно оснащается электронной системой помощи водителю ESP. Она делает машину послушной даже новичку, помогая не заблокировать колеса при экстренном торможении, избежать в повороте заноса и неконтролируемого вращения. Анализируя информацию нескольких датчиков, процессор может подтормаживать каждое колесо в отдельности, а также «сбрасывать газ». ESP можно отключить. Максимальная скорость стандартного автомобиля ограничена и составляет 250 км/ч.

По гамбургскому счету

Наконец оказавшись на долгожданном полигоне, смело нажимаю на газ и повисаю над подушкой сидения, оказавшись намертво прижатым к спинке. Двигатель машины великолепен: большой объем обеспечивает тепловозную тягу во всех диапазонах оборотов, создается впечатление, что он абсолютно эластичен. При этом салон наполняется потрясающим металлическим звоном, которым хочется наслаждаться бесконечно — ан нет, очень скоро мотор упирается в ограничитель. Ограничитель оборотов можно настраивать, выставляя нужную планку, однако «красная зона» на тахометре начинается уже с 6500 оборотов в минуту — главная ставка в моторе 350Z сделана на колоссальный крутящий момент. Вообще двигатель нового Z-car совсем не похож на писклявых «японцев» — у него скорее «немецкий» характер.

В упоении мощью и скоростью

я сильно опоздал с торможением перед поворотом. Отличные информативные тормоза Brembo помогли осадить машину, однако в поворот все равно пришлось заходить на скорости, значительно превышающей оптимальную. Весовая и аэродинамическая загрузка передней оси делает свое дело — повинуясь резкому движению рулем, Nissan охотно меняет траекторию. Газом провоцирую занос, разворачивая нос машины внутрь поворота, легко восстанавливаю сцепление с дорогой обратным движением руля и — коварный поворот остается позади.

Nissan бодро реагирует на команды рулем, при развитии заноса ведет себя предсказуемо. Находясь в машине, водитель мгновенно ощущает начало заноса, скорость его развития. Nissan позволяет легко предсказать оптимальный угол поворота руля и подачу газа, чтобы скорректировать траекторию движения машины и не допустить неконтролируемого вращения. Z-car прощает ошибки, позволяя пилоту без лишнего страха управлять машиной на пределе.

Я перебрался на пассажирское сидение, предоставив управление профессионалу — раллисту Геннадию Брославскому. Пока он более системно, чем я, изучал ездовые качества машины, сжигая бензин (и шины), я задавал себе вопрос: «Почему здесь не пятиточечные ремни безопасности?!» (Z-car вполне способен достигать боковых и фронтальных ускорений более 1 g).

Небольшие нарекания гонщика вызвала коробка передач. 6-ступенчатая механика, радовавшая в городе безупречной четкостью работы, на трассе оказалась недостаточно быстрой. «Чувствуется, что синхронизаторы упираются, не позволяя при разгоне орудовать рычагом достаточно интенсивно. Коробка приятна для повседневной езды, однако слегка не соответствует спортивному потенциалу остальных узлов машины», — таковы комментарии Геннадия Брославского.

Вопреки расчетам японцев на выходе из поворота задние колеса машины оказываются слегка недогруженными, не позволяя реализовать в ускорение весь крутящий момент. Впрочем, небольшие недостатки Nissan 350Z как гоночного болида удалось выявить только потому, что в целом новый Z-car — это полноценный спортивный автомобиль с чистокровными гоночными повадками. Его непременно оценят опытные водители. Правда, по словам Геннадия Брославского, в России найдется не более 50 человек, способных реализовать весь потенциал этого автомобиля.

Z-car или Family car?

После теста Nissan 350Z в редакции разгорелись жаркие споры. Одни говорили, что недешевый (около $60 000) Z-car непригоден для поездок по городу. Они сетовали на неэкономичность (расход в городском цикле 16 л/100 км, а полный бак стоит 1000 рублей!), жесткую подвеску, резкий старт, плохую обзорность, необходимость постоянно контролировать скорость, наконец — на тесноту и маленький багажник. Другие были готовы ездить на 350Z каждый день, прощая ему все за великолепную устойчивость на прямой, острый руль и, главное, за возможность в любой момент оставить позади всех соседей по потоку. Наверное, природа разногласий в том, что на Z-car нельзя просто доехать от работы до дома после тяжелого трудового дня, мечтая об удобном кресле перед телевизором. На нем нужно ездить, постоянно желая получать удовольствие от вождения, наслаждаясь каждым стартом и каждым поворотом, всякий раз подходить к машине в предвкушении общения с дружелюбным рыжим zверем. Если же хозяину 350Z повезет бывать на гоночной трассе, то найдется очень немного автомобилей, на которые он согласится поменять свой Z-car.

Машина предоставлена на тест представительством Nissan.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2005).