По скорости и сложности марафонская гонка не уступает WRC. Но продолжается она существенно дольше.

31 декабря 2005 года стартует 28-й автомобильный марафон «Дакар-2006», ранее называвшийся «Ралли Париж — Дакар». Сложнейшая гонка пройдет по территории семи стран — Португалии, Испании, Марокко, Мавритании, Мали, Гвинеи и Сенегала. Финиш рейда запланирован на 16 января 2006 года на берегу Розового озера (Сенегал).

Восьмикратный чемпион России по ралли-рейдам, серебряный призер Кубка мира 1999 года Сергей Линьков определяет этот сложный и опасный вид спорта как спортивное путешествие для очень взрослых, зрелых спортсменов. Опытный раллист, основатель и лидер гоночной команды RRG помог «Популярной механике» разобраться, что такое ралли-рейды, чем они отличаются от классического ралли в его современном понимании и почему эти сложные соревнования вызывают столь большой интерес со стороны участников и зрителей.

Ралли крупного масштаба

Маршрут ралли-рейда, как правило, проходит по территории нескольких стран, марафон может длиться от одного дня до двух недель, его дистанция может составлять от 820 км (минимум по международным правилам) до 14 000 км и более. Как и в классическом ралли, марафоны делятся на спецучастки (СУ). При этом в рейдах существуют так называемые КВ и КП. Пунктами КВ (контроля времени) начинаются и заканчиваются спецучастки, судьи замеряют время их прохождения.

КП (по-английски — checkpoint) на русском языке принято расшифровывать как контроль прохождения. Наличие КП — это специфическая черта ралли-рейдов, вызванная большой длиной спецучастков (несколько сотен километров). Внутри одного СУ экипаж обязан пройти несколько КП, показав тем самым, что четко следует маршруту. Несмотря на колоссальные расстояния между стартом и финишем СУ, участникам запрещено отклоняться от трассы, обозначенной маршрутными документами. Ширина коридора может составлять от 500 м до 10 км. Соблюдение маршрута может быть проверено судьями по данным GPS (все навигаторы предоставляются организатором), нарушителям грозит пенализация вплоть до дисквалификации.

Расстояние между финишем одного спецучастка и началом следующего экипажи проходят своим ходом, оно называется «лиазон» (от французского liaison — соединение, связь). Лиазон может составлять от ста метров до нескольких сотен километров.

В отличие от классического ралли, где длина спецучастка определяется расстоянием в километрах, в рейдах дистанция СУ ограничивается временем. Дело в том, что в ралли-рейдах запрещены ночные старты. Финишировать спортсмены могут и в темное время суток, однако старт организаторы могут дать только с восходом солнца. Поэтому длина спецучастка ограничена 1000 км — считается, что это максимальное расстояние, которое можно пройти за световой день. Граница эта условна: к примеру, если за СУ в 1000 км следует лиазон в 300 км, то экипажу придется преодолеть 1300 км за сутки. Вполне возможно, что в зону сервиса (полноценный сервис в рейдах доступен каждый вечер) участник прибудет глубокой ночью, а уже на рассвете придется стартовать вновь.

В многодневных ралли-рейдах существует правило: каждый 6-й день ралли должен быть днем отдыха. Заезды в этот день не проводятся. Существуют и однодневные марафоны, они называются бахи. Классические бахи — баха Португалия, Италия, Испания.

Масштабность ралли-марафонов касается не только дистанций, но и бездорожья. Участникам «внедорожного ралли», как иногда называют ралли рейды, приходится преодолевать броды, находясь в воде по самую крышу, справляться с практически триальными ямами, спусками и подъемами, откапывать многотонные автомобили, зарывшиеся в песок в пустыне. В основном в ралли-рейдах выступают на джипах и грузовиках. Кроме них на старт марафонов выходят багги, мотоциклы, ATV (квадроциклы).

Ралли-рейдам присваиваются категории сложности, от 1 до 4. До недавнего времени существовало два суперсложных ралли 4-й категории — «Париж — Дакар» и «Мастер-ралли». Сейчас остался один «Дакар».

Переводчики легенд

В классическом ралли экипажам разрешается несколько раз проехать по трассе на стандартной машине в целях ознакомления. Под диктовку пилота штурман пишет стенограмму, на основе которой каждый экипаж составляет для себя подробную легенду.

В ралли-рейдах предварительное знакомство с трассой категорически запрещено. Правила «Дакара» не разрешают участникам марафона даже появляться в стране проведения гонки за два месяца до старта. Все экипажи получают легенду от организатора. Легенда марафона представляет собой книгу толщиной с томик «Большой советской энциклопедии». В ней находится таблица, каждая строка которой содержит информацию о так называемой «привязке» маршрута. Графы легенды содержат номер привязки, расстояние от старта этапа, расстояние от предыдущей привязки, описание ориентира (к примеру, дерево, дом, ржавая бочка), картинку с конфигурацией поворота, сложность поворота (как правило, от одного до пяти). Строки содержат также информацию о ямах, трамплинах, сужениях и пр. Например, слова штурмана «яма 4» означают, что впереди яма, в которую целиком помещается автомобиль, а «яма 5» — это столь же глубокая, но еще и длинная яма.

Легенда рейда не столь подробна, как в классическом ралли. Если в WRC штурман проговаривает каждый из поворотов, расстояние между которыми измеряется в десятках метров, то расстояние между рейдовыми привязками может составлять до 20 км. В гонках по пустынной местности ориентирами служат точки GPS. Как правило, в них находятся КП.

Как и в классическом ралли, в рейдах машины оснащаются маршрутным компьютером, который привыкли называть TERRA-TRIP, по названию первых моделей. Главная функция TERRA-TRIP — точный отсчет расстояния от старта и от предыдущей привязки. На каждой привязке штурман обнуляет один из дисплеев компьютера кнопкой, начиная отсчет до следующего ориентира. Важная особенность рейдового компьютера — способность обратного отсчета дистанции. Она позволяет вернуться к предыдущей привязке в случае «блуда» (это совсем не то, о чем вы подумали — так раллисты называют отклонение от маршрута). Заметив, что пейзаж за окном не соответствует информации в легенде, экипаж запускает обратный отсчет и движется той же дорогой в обратном направлении. Ноль на TERRA-TRIP будет означать возврат к последней пройденной точке маршрута.

Для ралли-рейдов блуд в 100 км считается обычным делом. Бывает и больше: например, во время одного из марафонов в Средней Азии один из экипажей вместо Туркменбаши (Туркмения) прибыл в Бишкек (Киргизия), при этом его отклонение от маршрута составило 2500 км!

Главная задача штурмана в ралли-рейдах — навигация, ориентирование на местности. Кроме того, в течение первых часов гонки он должен постараться понять логику организаторов, составлявших легенду, разобраться, насколько в действительности сложен «пятый» поворот и прост «первый». Правильное понимание легенды, составленной другим человеком, позволяет экипажу не терять время на излишней осторожности и не ошибиться в действительно сложной ситуации. В редких случаях при проведении круговых этапов штурман успевает записать стенограмму в течение первого круга, чтобы последующие круги по собственной легенде экипаж мог пройти быстрее. Использование карт в ралли-рейдах запрещено.

Рейдовый штурман — это очень редкая и ценная специализация. Действительно хороших специалистов можно пересчитать по пальцам.

Тише едешь — дальше будешь

Пилоты, выступающие в рейдах и в классическом ралли, тренируются вместе и владеют одними и теми же приемами экстремального вождения. В обеих дисциплинах машины способны нестись по бездорожью со скоростью до 250 км/ч, проходить повороты в глубоком заносе, преодолевать трамплины и впадины. Однако рейдистам все это приходится проделывать на автомобилях с высоким центром тяжести и весом от 2 до 15 тонн. Если для пилота раллийной легковушки ценой ошибки в повороте может стать неконтролируемое вращение или вылет с дороги, то в рейдах обычное дело — «уши», то есть переворот через крышу.

В рейдах важна атака, пилот пытается пройти каждый поворот быстрее, чем соперники, отыграв драгоценные секунды. Но не менее важнее стабильность: выиграв по несколько секунд у соперников в каждом повороте, можно разом лишиться преимущества, уронив машину с обрыва. Поэтому в рейдах всегда есть время для ошибок и для их исправления. Для многодневных марафонов характерна невероятная интрига: отрывы между соседними местами на финише могут составлять десятки и даже сотни часов. Правда, в это время включаются штрафы, пенализации, опоздания на старт спецучастка.

Пилот должен в течение многих часов ни на минуту не терять концентрации — в условиях невыносимой жары и тряски, без перерывов на еду и даже туалет (в серьезных марафонах пилоты используют памперсы).

Рискнем предположить, что в ралли-рейдах стратегия иногда оказывается важнее качества пилотирования. Лишний перерыв на еду и отдых, правильное распределение сил, сочетание атак и умеренной скорости может помочь избежать серьезных ошибок. По словам Сергея Линькова, прийти вторым в Кубке мира ему сильно помогли ежевечерний отдых в комфортабельном моторхоуме и шашлык прямо на спецучастке.

Пейзаж за окном

К автомобилям, выступающим в ралли-рейдах, предъявляются схожие с классическим ралли требования в плане безопасности, такие как каркас безопасности или система пожаротушения. Участники рейда арендуют у организатора радиостанцию, GPS-навигатор и «набор для выживания» (survival kit), в который входит аварийный маячок. В экстренных случаях, когда экипаж не в состоянии самостоятельно справиться с техническими проблемами, отыскать дорогу, самостоятельно продолжить движение, он может активировать маячок, и на помощь прибудет вертолет. Для рейдовых автомобилей обязательно наличие поилок с запасом воды не менее 2 л на человека в день, 300-литровый бензобак со специальным заполнением, препятствующим расплескиванию топлива и перевороту автомобиля.

Однако ралли-рейды далеко не так требовательны к автомобилям, как, к примеру, WRC. Марафоны — это прежде всего гонка экипажей. В рейдах редко выигрывают молодые пилоты — их амбициозные атаки часто приводят к упадку сил и сходам с дистанции. Ралли-рейды — это спорт для мудрых пилотов, которые могут позволить себе в разгар гонки остановиться, выйти из машины и не спеша запечатлеть на память красивый пейзаж.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2005).