Правило «Чем дороже, тем лучше» во многих случаях дает сбой. К примеру, если вы оснастите свой ВАЗ тормозными дисками болида «Формулы-1», то быстрее останавливаться не будете. Мы решили посмотреть, насколько сильно отличаются тормозные системы в зависимости от стоимости и предназначения автомобилей.

Народный автомобиль

Цена около $10 тысяч. Типичные представители: ВАЗ-2115, Renault Logan, бюджетные версии Ford Focus.

Барабанные тормозные механизмы. Многие ошибочно считают, что на большинстве иномарок барабанные тормоза не применяются из-за низкой эффективности. На самом деле барабанные тормоза в нормальных условиях обеспечивают большее замедление, чем дисковые: если вы будете с одинаковой силой давить на педаль тормоза, то машина с барабанными тормозами остановится быстрее. Главный недостаток барабанных тормозов — нестабильность работы. Если на автомобиле с барабанными тормозами вы решите погонять по гоночному треку, то сперва все будет нормально, но через некоторое время барабанные тормоза перегреются (они слишком медленно рассеивают тепло) и будут тормозить куда слабее. Так что перед очередным виражом вы не сможете быстро сбросить скорость и, скорее всего, улетите в отбойник. Но те, кто любят погонять, маломощные автомобили не покупают. Поэтому сзади такие машины оснащают более дешевыми барабанными механизмами. А вот спереди даже на самых дешевых автомобилях устанавливают дисковые тормоза, поскольку именно они обеспечивают замедление при резких торможениях, когда большая часть веса автомобиля приходится на передние колеса.

Дисковые тормозные механизмы. На маломощных автомобилях спереди устанавливаются невентилируемые стальные диски. Более скоростные версии имеют вентилируемые тормозные диски, внутренние спиралевидные каналы которых обеспечивают им быстрое охлаждение.

Антиблокировочная тормозная система (АБС). В странах Европейского Союза все новые легковые автомобили по закону должны быть оснащены АБС, однако во многих странах (в том числе в России) наличие системы АБС пока не является обязательным. Многие автомобилисты ошибочно считают, что АБС предназначена для снижения тормозного пути. На самом деле на некоторых дорожных поверхностях (например, на каменистой грунтовой дороге) автомобиль без АБС остановится быстрее. Основная задача этой системы — не дать колесу при торможении заблокироваться и тем самым помочь водителю не потерять контроль над автомобилем при торможении. Ведь если задние колеса пойдут на юз, автомобиль может просто развернуть на дороге.

Автомобиль среднего класса

Цена — около $30 тысяч. Типичные представители: Volkswagen Passat, Toyota Corolla, Nissan Primera.

Дисковые тормозные механизмы устанавливают здесь на всех колесах. Диски применяются стальные, как правило, вентилируемые. На некоторые скоростные версии спереди устанавливаются перфорированные («дырявые») диски. Перфорация ускоряет охлаждение, но главное — улучшает торможение в сырую погоду. Вода и грязь попадают в канавки диска, а не образуют пленку между колодкой и поверхностью диска.

Система электронного распределения тормозных усилий (EBD — Electronic Braking Force Distribution). На автомобилях среднего класса АБС дополняет система EBD. При торможении автомобиля, оснащенного только АБС, электроника просто препятствует блокировке каждого отдельного колеса за счет уменьшения давления в тормозном контуре. При этом другие колеса могут быть значительно недоторможены. EBD же с помощью электроники обеспечивает оптимальное распределение тормозных усилий между всеми четырьмя колесами в зависимости от загрузки автомобиля и коэффициента сцепления колес с дорогой. Так, при прохождении поворота EBD сильнее подтормозит внешние колеса, в то время как на автомобиле с АБС они останутся недоторможены.

Усилитель экстренного торможения (Brake Assist). Система Brake Assist срабатывает в аварийной ситуации, когда водитель нажимает на педаль тормоза резко, но недостаточно сильно. Она автоматически увеличивает тормозное усилие на всех колесах.

Электронный «ручник». Раньше электронный стояночный тормоз применялся только на дорогих автомобилях, но сейчас эта система начинает появляться и на машинах среднего класса. Например, чтобы активизировать стояночный тормоз нового Volkswagen Passat, достаточно нажать кнопку на приборной панели. При этом электронный «ручник» может автоматически активизироваться при стоянке автомобиля на светофоре и в пробках, так что водителю не надо держать педаль тормоза постоянно нажатой.

Скоростные автомобили

Цена от $100 тысяч. Типичные представители: Porsche 911, Mercedes SLR McLaren.

Керамические или перфорированные стальные диски. Диски из керамики устанавливаются на дорогие скоростные автомобили (Mercedes SLR McLaren, топ-версия Audi A8, Porsche 911 и др.). Такие тормоза увеличивают стоимость автомобиля примерно на $10 000 и имеют ряд существенных преимуществ. Во‑первых, эффективность их торможения куда стабильней, чем у обычных стальных дисков. Перфорированные стальные диски редко перегреваются, но, если часто тормозить с высоких скоростей, и они могут не выдержать. Во‑вторых, керамические диски легче: например, на каждое колесо Audi A8 с керамическими дисками приходится около 5 кг — почти вдвое меньше, чем со стальными. А уменьшение неподрессоренных масс улучшает динамические характеристики. И наконец, срок службы керамических тормозов существенно больше, чем стальных. Так, керамические диски Audi A8 могут пройти до 300 000 км.

Электроника. Электронные системы торможения на дорогих автомобилях такие же, как и на автомобилях среднего класса. Ничего нового пока не придумано.

Болид «Формулы-1»

Цена — несколько миллионов долларов.

Диски из углеродных композитов. Тормозные механизмы с такими дисками максимально эффективны только в прогретом состоянии, традиционном для королевских гонок. А холодные «карбоновые» диски по своей эффективности проигрывают даже стальным. Тормозные диски «Формулы-1» эффективно работают в определенном диапазоне температур, и перегрев их так же недопустим, как и недогрев. Поэтому диски «Формулы-1» не только делают вентилируемыми, но и охлаждают с помощью дефлекторов, направляющих встречный поток воздуха к тормозам.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2005).